Черные молнии Мохенджо-Даро: Апокалипсис, пришедший с небес
В долине реки Инд лежат руины, которые заставляют археологов и физиков ломать голову вот уже более ста лет. Мохенджо-Даро, «Холм мёртвых», — один из величественных центров древней Хараппской цивилизации.
Его открытие в 1922 году обернулось не разгадкой, а величайшей тайной. Город не был просто покинут. Все свидетельства указывают на то, что он был мгновенно и страшно уничтожен. На улицах находили скелеты людей, застигнутых смертью врасплох — некоторые из них держались за руки. Кирпичные стены были оплавлены, а эпицентр разрушения напоминал последствия чудовищного взрыва. Что могло стать причиной этой катастрофы? Одна из самых смелых и пугающих гипотез винит в этом феномен, известный как «чёрные молнии».
Город, застывший в момент гибели
Картина разрушений в Мохенджо-Даро не похожа на последствия наводнения, землетрясения или обычного военного набега. Радиоуглеродный анализ и расположение находок говорят об одном: трагедия случилась почти мгновенно.
Оплавленные камни
В эпицентре, в районе так называемого эпицентра, кирпичи и куски керамики были оплавлены и спеклись в стекловидную массу. Для такого эффекта требуется температура около 1400–1500 °C, что невозможно достичь в обычном пожаре.
Странная радиация?
Некоторые исследователи, правда, без стопроцентных доказательств, утверждали, что уровень радиации на некоторых скелетах был повышен. Это породило массу спекуляций о ядерном взрыве, но у науки есть куда более реалистичное, хотя и не менее фантастическое объяснение.
Небесные убийцы: что такое «чёрные молнии»?
Это не мистика, а гипотетическое атмосферно-химическое явление, всерьёз рассматриваемое физиками. В отличие от ярких линейных молний, «чёрные молнии» — это сгустки плазмы или ионизированного газа, существующие в особом, «холодном» состоянии. Они практически не излучают света, а их тёмный цвет делает их почти невидимыми на фоне грозового неба или тёмной скалы.
Эти образования могут часами дрейфовать в воздухе, накапливая колоссальную энергию. Они способны сливаться друг с другом, увеличиваясь в размерах и мощности. Их поведение непредсказуемо: они могут бесшумно парить, а могут взорваться с чудовищной силой при малейшем возмущении — от резкого звука до столкновения с проводником.
Сценарий Судного дня: взрыв шаровых молний
Теперь представим, что происходило в Мохенджо-Даро тысячи лет назад. Над городом нависла гроза, но не простая. Атмосферные условия были таковы, что вместо обычных молний образовалось скопление «чёрных молний» — сотни, а то и тысячи этих тёмных энергетических сфер.
Они дрейфовали над улицами, залетали во дворы, накапливаясь, как смертоносный рой. И затем что-то спровоцировало цепную реакцию. Первый взрыв одной из них вызвал детонацию соседних. Произошло то, что учёные называют объёмным взрывом — колоссальный выброс энергии, распространяющийся не с поверхности, а сразу по всему объёму воздушной смеси.
Это идеально объясняет все найденные улики:
-
Высокая температура. Температура при таком взрыве могла достигать 15 000 °C, что легко объясняет оплавление кирпича и песка.
-
Ударная волна. Мощная ударная волна разрушила стены домов и сбила людей с ног, что согласуется с характером повреждений и неестественными позами скелетов.
-
Отсутствие кратера. В отличие от метеорита или ядерного взрыва, объёмная детонация плазмоидов не оставляет после себя кратера, что и наблюдается в Мохенджо-Даро.
-
Токсичный воздух. Теория «чёрных молний» предполагает, что их взрыв мог сопровождаться выделением ядовитых газов, таких как окись азота или сернистый газ, что могло стать причиной мгновенной гибели людей, не задетых непосредственно ударной волной и жаром.
Альтернатива ядерной гипотезе
Гипотеза «чёрных молний» предлагает элегантное решение загадки Мохенджо-Даро, не прибегая к псевдонаучным теориям о древних атомных войнах. Она основана на реальных, хотя и плохо изученных атмосферных явлениях, которые и сегодня иногда фиксируются учёными.
Мохенджо-Даро, возможно, стал жертвой уникального и невероятно редкого стечения обстоятельств — идеального шторма из плазменных сгустков, превратившего цветущий город в музей мгновенной смерти. Его руины — это мрачное напоминание о том, что природа хранит в своём арсенале оружие такой разрушительной силы, перед которым меркнут даже самые страшные творения рук человеческих. И это оружие может быть тихим, тёмным и невидимым.

