Загадка древней статуэтки: богиня Артемида была из расы великанов?
В залах нью-йоркского Метрополитен-музея хранится ничем не примечательная на первый взгляд терракотовая статуэтка. Обожжённая глина, возраст — около IV века до нашей эры, найденная на Кипре. Но стоит приглядеться, и эта композиция открывает одну из самых интригующих тайн античного мировоззрения — тайну истинного, гигантского облика богов.
Перед нами сцена из древнего святилища: могущественная богиня, восседающая на троне, и две скромные фигурки служительниц, подносящих ей дары. Артемида Паралия, покровительствующая морям и гаваням, здесь, как и в десятках других изображений, показана существом иного порядка, иного масштаба. Её размеры не просто преувеличены — они символичны и, возможно, отражают знание, утерянное современным человечеством.
Если богиня восстанет: математика божественного роста
Давайте отбросим художественное преувеличение и попробуем применить к этой статуэтке простую логику. Предположим, что две стоящие женские фигурки — это жрицы или простые смертные женщины среднего для того времени роста, около 150–155 сантиметров.
Теперь взглянем на сидящую Артемиду. Масштаб поражает: даже в сидячем положении её фигура сопоставима по высоте со стоящими служительницами. Её нога от стопы до колена — массивна и величественна. Если принять рост жрицы за 150 см, то длина только одной голени богини (от колена до стопы) составляет примерно 1 метр.
В современной антропометрии существует правило для расчёта роста человека по длине его ноги: рост обычно равен длине ноги (от пола до верха бедра), умноженной на 3,5–4. Если мы возьмём консервативный коэффициент 3,5, то для Артемиды с длиной голени в 1 метр (что предполагает общую длину ноги ещё больше) её полный рост в положении стоя должен был достигать как минимум 3,5–4 метров.
Перед нами не метафора, а математический расчёт, запечатлённый в глине. Древний мастер недвусмысленно даёт нам понять: богиня была великаншей.
Артемида-гигант: случайность или правило?
Эта кипрская статуэтка — не исключение. В греческом искусстве существует устойчивая иконографическая традиция изображать богов, и особенно Артемиду и Аполлона, значительно крупнее окружающих их смертных. На вазах, в настенных росписях и скульптурных группах мы видим одно и то же: боги возвышаются над людьми, как взрослые над детьми.
Почему? Официальная наука объясняет это иерархией в искусстве: более важная фигура изображается крупнее. Но что, если этот художественный канон является отголоском куда более древнего и буквального знания? Знания о том, что «те, кто пришли раньше», «сыны божии» или, как называли их греки, титаны и герои первого поколения, были физически больше и могущественнее людей.
Великаны мифа: генетическая память или реальная история?
Устные предания практически всех народов Земли говорят о временах, когда мир населяли великаны. Ветхий Завет упоминает «исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода». Древнегреческие мифы подробно описывают титаномахию — войну богов-олимпийцев с племенем гигантских титанов.
Статуэтка Артемиды из Китиона встраивается в этот контекст. Она не просто ритуальный предмет — она материальное свидетельство веры в то, что высшие существа, вступавшие в контакт с человечеством в глубокой древности, обладали не только сверхъестественными способностями, но и соответствующим физическим обликом.
Был ли этот гигантский рост реальным признаком иной, более развитой цивилизации, память о которой сохранилась в мифах? Или это чисто символический приём, подчёркивающий непреодолимую пропасть между человеческим и божественным? Загадка, отлитая в терракоте две с половиной тысячи лет назад, продолжает будоражить воображение, предлагая нам взглянуть на античную историю не как на собрание сказок, а как на возможную хронику нашего забытого прошлого.

