Гены не определяют интеллект
Новые научные данные опровергают представление о том, что умственные способности человека предопределены его ДНК.
Долгое время в науке и обществе доминировала идея о том, что интеллект человека в значительной степени наследуется. Однако современные исследования показывают, что эта картина сильно упрощена. Генетический код, который мы получаем от родителей, является лишь отправной точкой, но не финальным приговором.
Учёные пришли к выводу, что гены отвечают лишь за часть наших когнитивных способностей. Значительную роль в формировании интеллекта играют факторы окружающей среды: качество образования, доступ к информации, питание, социально-экономические условия и культурная среда.
Важным механизмом влияния среды на реализацию генетического потенциала является эпигенетика — процесс, при котором внешние факторы могут "включать" или "выключать" определённые гены, не меняя саму последовательность ДНК. Это означает, что даже при наличии "гена интеллекта" его выражение может блокироваться неблагоприятными условиями.
Исследования близнецов, которые долгое время служили основным аргументом в пользу генетической предопределённости интеллекта, при более тщательном анализе также демонстрируют важность средовых факторов. Оказалось, что с возрастом влияние генетики на интеллект может уменьшаться, а роль приобретённого опыта — возрастать.
Эти научные данные имеют важное социальное значение. Они опровергают теории, утверждающие врождённое интеллектуальное превосходство одних групп людей над другими. Развитие интеллекта — это сложный процесс, в котором возможности, образование и поддержка могут помочь реализовать потенциал, заложенный в генах.

