Леворукость и развитие речи: что нужно знать логопеду и родителям
В детском саду или на приёме у логопеда вопрос «правша или левша?» чаще всего звучит между делом. Однако, как отмечает логопед Анна Мурашкина (автор и редактор блога логопеда), для специалиста по речи это вовсе не формальность. Леворукость затрагивает работу мозга, а значит, может быть связана и с особенностями речевого развития.
Почему леворукость не «дефект»
Леворукость — это не «плохая привычка», а вариант нормы. Примерно у 10–12 % населения ведущей оказывается левая рука. Это связано с тем, как распределены функции между полушариями мозга: у правшей ведущим является левое полушарие, у левшей — чаще правое, но возможны и смешанные варианты.
Главное, что леворукость не означает автоматически трудности в речи или обучении. Однако особенности межполушарного взаимодействия могут влиять на скорость формирования фонематического слуха, артикуляционной моторики и навыков чтения.
Больше материалов о леворукости, её видах и особенностях вы можете найти в разделе блога логопеда: как распознать левшу и влияние леворукости на речь.
Возможные трудности у левшей в речи
Анна Мурашкина, отмечает, что у некоторых леворуких детей могут встречаться:
- замедленное формирование правильного звукопроизношения;
- трудности с ориентацией в пространстве («право–лево», «верх–низ»);
- задержка темпа речевого ответа, особенно при сложных вопросах;
- неравномерное развитие мелкой моторики (ведущая рука работает уверенно, а другая «отстаёт»).
Важно: эти особенности не обязательны для всех левшей, но они требуют внимательного наблюдения.
Что может сделать логопед
- Поддержать сильную сторону. Не переучивать ребёнка! Смена ведущей руки создаёт дополнительный стресс и может замедлить развитие речи.
- Тренировать межполушарные связи. Игры с перекрёстными движениями («рука к противоположному колену», рисование обеими руками одновременно).
- Развивать фонематический слух. Упражнения на различение похожих звуков, рифмовки, скороговорки.
- Развивать графомоторные навыки. Удобные тетради, специальные наклонные поверхности, чтобы ребёнку было комфортно писать.
- Помогать родителям. Объяснять, что леворукость не требует «исправления», а лишь учёта в обучении.
Главное для родителей и педагогов
— Не спешить с ярлыками «отстаёт» или «ленится».
— Создавать условия, где ребёнок чувствует себя успешным.
— Работать в партнёрстве: логопед + воспитатель + родители.
«Леворукость — это лишь один из вариантов нормы, — подчёркивает логопед Анна Мурашкина, — а не препятствие для полноценного развития речи. Поддержка и правильная организация занятий помогают леворуким детям раскрыть свои способности не хуже правшей».

