Загадка острова Пасхи. Кто на самом деле построил каменных истуканов
Загадочные каменные исполины острова Пасхи, веками безмолвно взирающие на океан, долго были символом таинственной цивилизации, исчезнувшей по воле экологической катастрофы. Однако новое исследование, основанное на первой в мире детальной 3D‑модели главного карьера, рисует иную картину. Оно свидетельствует: общество, создававшее моаи, было не централизованной империей под властью деспота, а сетью независимых кланов, вовлечённых в своего рода «мирное соревнование».
Учёные из Университета Бингемтона с помощью дронов и технологии фотограмметрии создали цифровой двойник каменоломни в вулканическом кратере Рано‑Рараку. Модель, составленная из 11 000 снимков, выявила 426 статуй на разных стадиях завершения. Ключевым открытием стало наличие 30 независимых участков работы, каждый со своими методами добычи и обработки камня.
«Колоссальный масштаб проекта всегда наводил на мысль о централизованной координации, — отмечает соавтор исследования Карл Липо. — Но наличие монументов стало круговым доказательством иерархии: раз есть колоссы, значит, были и вожди, которые их строили».
Новые данные опровергают эту логику. Анализ показал, что весь производственный цикл — от первого надреза в скале до финальной деталировки — оставался в пределах зоны одного клана. Статуи не перемещались между специализированными участками, как на конвейере. Это указывает на автономность семейных групп, которые независимо друг от друга руководили созданием своих моаи.
Карьер также хранит свидетельства амбиций, превзошедших практические возможности. Самый крупный незавершённый исполин, Те‑Токанга, достигал бы 21 метра в высоту и весил 270 тонн. «Некоторые статуи превышали пределы транспортировки, — объясняет Липо. — Это случилось, если наше предположение верно, из‑за конкурентной эскалации, когда общины пытались создать всё более крупных моаи. Эти сверхразмерные попытки — свидетельство того, как сообщества проверяли и осознавали свои пределы».
Это открытие вносит весомый вклад в пересмотр печально известной теории «коллапса», популяризированной Джаредом Даймондом. Согласно ей, могущественные вожди довели остров до экологической катастрофы безудержным строительством. Но если производство было децентрализовано, не было и центральной власти, способной столкнуть всё общество в пропасть.
Таким образом, каменоломня Рано‑Рараку предстаёт не кладбищем неудачных проектов павшей цивилизации, а живым свидетельством динамичного и устойчивого общества. Островитяне не были слепыми разрушителями своей среды; они были сложным обществом семейных групп, чьё мирное соперничество высекло из вулканического туфа вечный символ человеческой изобретательности.



