Выбор фона:

Делаем глиняную посуду

глиняная посуда

Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, используемых все­ми пернатыми строителями, в дело идет также глина. Мало того, глина у ласточек — ос­новной строительный матери­ал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а лас­точка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяе­мой специальными железами, ласточка, как заправский гон­чар, комочек за комочком ле­пит глубокую чашу. Высыхая, она становится настолько прочной, что,  случись ей нена­роком упасть, — не разобьется. Вполне возможно, что в очень далекие времена наблюдения за ласточкиной работой наве­ли человека на мысль соору­жать глинобитные жилища и хаты-мазанки. До сих пор по «ласточкиной технологии» из необожженной глины изгота­вливается кирпич-сырец, ис­пользуемый для возведения различных построек, причем не только сельских, но и го­родских. Как известно, сильно утрам­бованная глина не пропускает влагу, поэтому в народном строительстве из нее делали не только стены, но и полы с крышами. Чтобы повысить прочность глинобитного пола, его время от времени полива­ли соленой водой.

Глина настолько прочно вошла в строительное дело, что даже в наш железобетонный век в глинобитных жилищах обита­ет треть населения планеты. И это не считая домов из обожженных кирпичей.

В древности на тонких глиняных таб­личках писали так же привыч­но, как сейчас пишут на бумаге. (Кстати, белая глина обяза­тельно входит в состав современной бумаги. Значит, в ка­кой-то мере мы и сейчас пи­шем на глине.) Среди найден­ных при раскопках глиняных табличек встречаются всевоз­можные документы: законы, справки, хозяйственные отче­ты. Глиняные таблички стали страницами и самых первых книг, написанных древними авторами. На них были увеко­вечены эпические поэмы, ре­лигиозные гимны, пословицы и поговорки, сложенные в те далекие годы. Одни таблички после выполнения надписей лишь хорошо просушивали на солнце, а другие, более ценные, предназначенные для долгого хранения, — обжигались. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Только вот беда: посуда из необожженной глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угас­шего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел ко­стер, становилась твердой, как камень, и не размывалась дож­дями. Возможно, это наблюде­ние и надоумило человека об­жигать посуду на костре. Как бы то ни было, но обож­женная в костре глина была первым в истории человечест­ва искусственным материа­лом, который получил впос­ледствии название керамики. С развитием техники отфор­мованные и высушенные гли­няные изделия стали обжигать уже не в кострах, а в специаль­ных печах — горнах. На Руси само слово «гончар» произош­ло от названия обжиговых пе­чей. В старину мастеров, рабо­тающих с глиной, называли горнчарами, но со временем бу­ква «р», затрудняющая произ­ношение, была утрачена. Керамические изделия — са­мые распространенные наход­ки археологов. Ведь в отличие от дерева глина не гниет и не горит, не окисляется, подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в пер­возданном виде. Это прежде всего разнообразная посуда, светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, литейные формы, грузила для рыболов­ных сетей, пряслица для вере­тен, катушки для ниток, бусы, пуговицы и многое другое.

В руках талантливых мастеров обычные вещи превращались в истинные произведения деко­ративно-прикладного искусст­ва. Высокого развития искус­ство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Ва­вилоне, Греции и Китае. Мно­гие музеи мира украшает посу­да, изготовленная древними гончарами. Старые мастера умели лепить посуду порой ги­гантских размеров. Поражают высоким техническим мастер­ством греческие пифосы — со­суды для воды и вина, достига­ющие высоты двух метров. Именно в сосуде-пифосе, а не в бочке, как принято считать, жил древнегреческий фило­соф Диоген.

В наше время утрачены многие секреты, которыми владели древние мастера. Несмотря на высокое развитие производст­ва, современные керамисты еще не сумели раскрыть тайну приготовления глазури, кото­рая покрывает две большие ва­зы, обнаруженные при раскоп­ках китайскими археологами. Когда в найденные вазы нали­ли воду, глазурь тут же потем­нела и изменила цвет. Стоило только вылить воду, как сосу­ды вновь обрели свою первона­чальную белизну. Хо

тя эти удивительные вазы-хамелеоны были сработаны китайскими гончарами более тысячи лет назад, они не утратили своих удивительных свойств. Славилась керамикой и Древ­няя Русь. Из мастерских гон­чаров выходили чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувши­ны-календари. Каждый кален­дарь представлял собой кув­шин, на котором штампиками наносились определенные зна­ки в прямоугольнике, отведен­ном каждому месяцу. Кроме календарей, рассчитанных на круглый год, были сельскохо­зяйственные календари, охва­тывающие срок с апреля по ав­густ, то есть от посева до жат­вы хлеба. На таком календаре особыми знаками указывались важнейшие языческие празд­ники, сроки полевых работ и даже дни, когда нужно было у неба просить дождя или вёдра (солнечной погоды). В сам же кувшин-календарьзаливалась освященная вода, которой крапили поля во время молебна. Столовую посуду русские гон­чары расписывали специаль­ными керамическими краска­ми либо ангобами (жидкими цветными глинами), покрыва­ли стекловидной поливой — глазурью. Особенно много выделывалось чернолощеной по­суды. Слегка подсохшие изде­лия натирали до блеска лощи­лом (гладким камнем или от­полированной костью), а за­тем обжигали на коптящем пламени без допуска в горн ки­слорода. После обжига посуда приобретала красивую сереб­ристо-черную или серую по­верхность, одновременно она становилась более прочной и менее влагопроницаемой. Глиняная посуда есть в каж­дом современном жилище, хо­тя трудно поверить, что свер­кающие белизной фарфоро­вые чашки и тарелки — родст­венники закоптелых печных горшков, горлачей и всевоз­можных махоток, вылеплен­ных из темной глины. Но по­суда из белой и темной гли­ны — не соперники, каждая хо­роша для своего назначения.

Самый ароматный чай можно заварить только в фарфоро­вом чайнике, а самый вкусный варенец из коровьего молока можно приготовить лишь в глиняном горлаче да еще и в русской печи.

В современном городском жи­лище глина присутствует так­же в виде всевозможных обли­цовочных плит, ванн, раковин.

Словом, глина всегда совре­менный материал, без которо­го невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем. Издревле глина служила чело­веку не только как сырье для керамики и строительства. На­родные целители применяли глину как своеобразное целеб­ное средство. Например, растя­жение жил лечили пластырем, приготовленным из желтой глины, разведенной в уксусе. Для того чтобы унять боли в пояснице и суставах, наклады­вали на больные места пла­стырь из глины, разведенной в горячей воде с добавлением керосина. Знахари отдавали предпочтение печной глине, используя ее при ворожбе, на­шептывании от сглаза и лече­нии лихорадки. В качестве ме­дицинского оборудования в ход шла различная глиняная посуда. В одних сосудах гото­вили снадобье, в других храни­ли сушеные травы и коренья. А самые маленькие горшочки, которые за свои небольшие размеры назывались махотка­ми, использовались при про­студах как обычные медицин­ские банки. Вероятно, первая медицинская грелка также бы­ла глиняной. Сначала в каче­стве грелки применяли кув­шин с узким горлышком, в ко­торый наливали горячую воду. Потом по заказам лекарей гон­чары стали изготавливать спе­циальные медицинские грелки в виде низкой посудины с пло­ским широким дном и плотно закрывающимся горлышком. Даже обычный красный кир­пич, как говорят, был постав­лен на службу здоровья. Его накаляли в печи, затем сыпали сверху луковую шелуху, вды­хая в себя появляющийся при этом дым. Современная меди­цина подтверждает, что подоб­ная ингаляция помогает при простудных заболеваниях. С помощью раскаленного кирпи­ча можно также продезинфи­цировать помещение, изгнать из него комаров и мух. Только в этих случаях вместо луковой шелухи использовалась по­лынь и ветки можжевельника.

Мало кому известно, что жи­тели Севера – чукчи и коряки — употребляли глину… в пищу. Конечно, не всякую глину, а бе­лую, называемую северянами «земляным жиром». Ели земля­ной жир вместе с оленьим мо­локом или же добавляли в мяс­ной бульон. «Съедобной» гли­ной не брезговали и европейцы, приготовляя из нее лакомство наподобие конфет.

Был я на топанце…»

Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Эту за­гадку в старые годы мог отга­дать каждый. Герой загадки — обычный печной горшок. На его примере можно просле­дить весь путь, который про­ходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Ко­панцами» деревенские гонча­ры называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали нога­ми, тщательно разминая и вы­бирая попавшие в нее камуш­ки. После такой обработки глина поступала на «кружа­ло», то есть на гончарный круг, где она приобретала фор­му горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высы­хал, его отправляли на «по­жар», а точнее в печь, где пос­ле обжига он становился твер­дым как камень. Но чтобы гор­шок не впитывал влагу, он должен был побывать «на об­варе». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гу­щу или жидкую мучную бол­тушку.

Во второй части загадки об­разно и кратко показана даль­нейшая судьба готовой глиня­ной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кор­мил», а вот почему он в старо­сти «пеленаться стал», совре­менному человеку вряд ли по­нятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили вы­брасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бере­сты, словно пеленали. Обви­тые берестой горшки и другая глиняная посуда могли слу­жить еще долгие годы. Нам еще не раз придется вспомнить эту старую русскую загадку, а пока речь пойдет о копанцах и «живой глине».

«Живой глиной» гончары назы­вали глину, находящуюся в при­роде в естественном состоя­нии.

Глина, встречающаяся в при­роде, настолько разнообразна по составу, что в земных не­драх фактически можно найти готовую глиняную смесь, при­годную для изготовления лю­бого вида керамики — от свер­кающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладо­вых возникают фабрики и за­воды по производству керами­ки, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время бы­ла обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя де­ревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои за­ветные месторождения, а про­ще — ямы-копанцы, где он до­бывал глину, пригодную для ра­боты. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностя­ми. Мало того, одного месторо­ждения было не всегда доста­точно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отлича­ется высокой пластичностью, прекрасно формуется на гон­чарном круге, а после подсыха­ния ее можно выгладить до зер­кального блеска. Посуда из та­кой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочно­стью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем об­жиге легко трескается. У изде­лий изтощей глины, содержа­щей значительное количество песка, — шероховатая поверх­ность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при суш­ке и обжиге тощая глина трес­кается очень редко. Для хоро­шей глины предпочтительна зо­лотая середина, когда она имеет среднюю жирность.

Жирной считается глина, со­держащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ мож­но практически всюду, было бы желание. К тому же небо­льшое количество глины все­гда можно «исправить» отмучиванием и другими способа­ми. Глина может залегать сра­зу же под слоем почвы на небо­льшой глубине. На садовых участках ее можно обнаружить при различных земельных ра­ботах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в отко­сах и склонах оврагов. В Не­черноземье есть области, где глина буквально находится под ногами и в сырую погоду на проселочных дорогах пре­вращается в сплошное месиво, вызывая негодование прохо­жих. Даже из такой собранной на дороге «грязи» можно ле­пить, а затем обжигать небо­льшие декоративные изделия. Но, разумеется, этого делать не следует. Даже там, где кру­гом глинистая почва, нужно вырыть хотя бы неглубокую канаву, чтобы добраться до более чистых и однородных слоев.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где-нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ре­монт водопровода или газо­провода. При этом глиняные пласты, залегавшие на боль­шой глубине, оказываются на поверхности.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно про­стым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взя­той для пробы, скатайте меж­ду ладонями жгут толщиной примерно с указательный па­лец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятно­сти, в ней содержится 10— 15% песка.

Каждый вид глины на опреде­ленной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Вы­сохшая глина отличается от сырой лишь более светлым то­ном, но при обжиге большин­ство глин резко меняет свой цвет. Исключение составля­ет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. Окраска «живой глины», обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После об­жига она может неожиданно резко измениться: зеленая ста­нет розовой, бурая — красной, а синяя и черная — белой. Как известно, свои игрушки масте­рицы из села Филимоново Тульской области лепят из черно-синей глины. Лишь по­бывав после просушки в обжи­говой печи, игрушки становят­ся белыми с чуть кремоватым оттенком. Чудесное превраще­ние, которое произошло с гли­ной, объясняется очень про­сто: под влиянием высокой температуры выгорели орга­нические частицы, которые придавали глине до обжига черную окраску. Кстати, по­добные частицы находятся в черноземе, где они также опре­деляют цвет этой почвы. На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоя­нии, влияют также находящи­еся в ней различные минераль­ные примеси и соли металлов. Если, например, в состав гли­ны входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фио­летовой. По цвету, который приобретает глина после об­жига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розо­вый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричне­вый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте ша­рик, который после тщатель­ной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положи­те в деревянный ящики залей­те водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желатель­но сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небо­льшая ее часть, а остальная бу­дет постоянно вылеживаться. Чем больше глина будет нахо­диться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на откры­том воздухе в так называемом глиннике — специальной яме, стены которой делали из бре­вен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех меся­цев, но порой она находилась в открытом хранилище по не­скольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и по­ливали дожди, зимой она за­мерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее про­никала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротре­щин, при этом окислялись вредные органические приме­си и вымывались растворимые соли.

Многовековая практика народ­ных мастеров показала, что чем больше вылеживается гли­на, тем лучше ее качество…

Глину, имеющую оптималь­ную жирность и хорошо выле­жавшуюся, достаточно лишь тщательно промять и выбрать случайно попавшие в нее ка­мушки. В былые годы глину разминали в гончарне или из­бе на полу, посыпанном пес­ком, который в загадке о горшке назван «топанцем». Нередко проминкой и очист­кой глины занималась вся се­мья, в том числе и дети. Глину топтали босыми ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкую пластину, которую тут же скатывали в рулон. Затем рулон складывали по­полам и снова топтали. Когда же глина вновь обретала фор­му пластины, сворачивали но­вый рулон. Так повторяли до пяти раз, пока глина не пре­вращалась в однородную мас­су, мягкую и податливую, как тесто для пирогов. Кстати, хорошо промятую и очищенную глину, готовую для гончарных работ, так и называют — глиняным тестом.

Глину, содержащую много пес­ка и посторонних примесей, перед проминкой обязательно очищают просеиванием и отмучиванием.

Просеивание глины

Если вы решили просеять глину, то разложите ее небольшими комками на деревянном на­стиле и высушите на солнце (рис. 1.1). Зимой глина хоро­шо сушится на морозе, разло­женная под навесом, куда не попадает снег. Небольшое ко­личество глины можно высу­шить в помещении, на теплой печи или на батарее централь­ного отопления. Разумеется, чем меньше будут комки, тем быстрее высохнет глина. Вы­сохшую глину ссыпьте в тол­стостенный деревянный ящик и разбейте трамбовкой — мас­сивным отрезком древесного ствола с укрепленными сверху ручками (1.2). Образовавшую­ся глиняную пыль просейте через мелкое сито и удалите из нее всевозможные примеси в виде камушков, щепок, были­нок и крупных песчинок (1.3). Перед лепкой глиняный поро­шок замешивают так же, как тесто для хлеба, доливая время от времени воду и тщательно перемешивая руками глиня­ную массу. Часть глиняного порошка желательно хранить на тот случай, если глиняное тесто необходимо быстро сде­лать более густым, а времени на подсушивание и выпарива­ние нет. В жидкое глиняное те­сто подсыпают необходимое количество порошка, а затем хорошо вымешивают.

Отмучивание глины

При отмучивании глина не только очищается, но и становится более жирной и пластичной. Поэтому чаще всего отмучивают глину, содержащую много песка, имеющую низкую пла­стичность.

Отмучивать глину нужно в высокой посудине, например в ведре.

Одну часть глины залейте тре­мя частями воды и оставьте на ночь. Утром глину тщательно размешайте мутовкой до полу­чения однородного раствора. Затем дайте раствору продол­жительное время отстояться. Как только сверху вода вы­светлится, осторожно слейте ее с помощью резинового шланга. Но не так-то легко слить воду, не замутив ее. Поэ­тому еще в древности было придумано простое и остроум­ное приспособление, которое до сих пор применяют япон­ские гончары (рис. 1.4). В де­ревянной кадке на небольшом расстоянии друг от друга свер­лят по вертикали несколько отверстий. Каждое отверстие перед заполнением кадки жид­ким глиняным раствором за­тыкают деревянной пробкой. Более тяжелые песчинки и разного рода камушки оседают на дно в первую очередь. За­тем, после отстаивания, вниз опускаются частицы глины. Постепенно вода сверху свет­леет и становится наконец прозрачной (1.4а). Как только уровень светлой воды кажется чуть ниже верх­него отверстия, пробку вытас­кивают, и осветленная, отсто­явшаяся вода выливается из бочки (1.46). Через какое-то время вынимают пробку, рас­положенную ниже. Так посте­пенно сливается вся отстояв­шаяся вода. Чтобы ускорить процесс оседания глины, в рас­твор предварительно добавля­ют горькую английскую соль (примерно одну щепоть на вед­ро). Вместо деревянной кадки можно использовать подходя­щую металлическую посудину. На разных уровнях в нее впаи­вают короткие трубки, кото­рыезатыкают пробками.

заготовка: отмучивание глины

После удаления отстоявшейся воды осторожно вычерпайте жидкую глину, оставляя нетро­нутым нижний слой, в котором находятся осевшие на дно ка­мушки и песок. Глиняный рас­твор вылейте в широкий дере­вянный ящик или таз и по­ставьте его на солнце, чтобы из глины быстрее испарилась лишняя влага (1.5). Как только подсохшая глина потеряет те­кучесть, время от времени пе­ремешивайте ее лопатой. После того как глина приобре­тет консистенцию густого теста и перестанет прилипать к ру­кам, ее закрывают полиэтиле­новой пленкой или клеенкой и хранят до начала лепных работ.

Отощающие добавки

При из­готовлении крупных изделий в жирную глину вводят так на­зываемые отощающие добавки, которые способствуют умень­шению усадки при сушке и об­жиге, предотвращая тем самым появление на изделии трещин и коробление.

Еще в древности при изготов­лении больших сосудов, пред­назначенных для хранения продуктов, в глиняное тесто добавлялась дресва — крупный песок, получаемый дроблени­ем камня-песчаника. Но самым распространенным отощающим материалом всегда был мелкий песок. Чтобы удалить из песка посторонние включе­ния, его несколько раз промы­вают чистой водой, а затем су­шат. Иногда в глину добавля­ют другие отощающие матери­алы, придающие ей дополни­тельные свойства. Керамика станет более легкой и порис­той, еслив глиняное тесто вве­сти немного опилок. Народные мастера Средней Азии вместо опилок добавляют в глину пух тополя и болотного растения — рогоза, а также измельченную шерсть животных. Примесь так называемого ша­мота делает керамику более ог­неупорной. Шамот можно при­готовить из огнеупорного кир­пича, который предварительно толкут и просеивают через си­то, удаляя керамическую пыль. Оставшиеся в сите крошки размером не более просяного семени и есть шамот. Его доба­вляют в глиняное тесто не бо­лее 1/5 общей массы.

Наряду с шамотом для получе­ния огнестойкой керамики ис­пользуется бой истолченной и просеянной керамической посуды.

 

«Перебивание» глины

Не­посредственно перед лепкой, чтобы удалить из вылежав­шейся глины пузырьки возду­ха и повысить ее однород­ность, глиняное тесто «переби­вают» и переминают. «Перебивание» глины незаме­нимо в тех случаях, когда гли­на по каким-либо причинам была недостаточно хорошо очищена и в ней встречаются мелкие камушки и другие ино­родные включения. Обработку начинают с того, что из куска глины скатывают колобок (рис. 2.1), который затем при­поднимают и с силой бросают на стол или верстак. При этом колобок слегка сплющивается и принимает форму каравая. В руки берут гончарную струну (стальную проволоку с двумя деревянными ручками на кон­цах (2.2)) и разрезают «кара­вай» на две части (2.3). Под­няв верхнюю половину, пере­ворачивают ее срезанной сто­роной вверх и с силой бросают на стол. На нее также с силой бросают, не переворачивая, нижнюю половину (2.4). Сле­пившиеся половинки перере­зают сверху вниз струной, за­тем один из разрезанных кус­ков глины бросают на стол, а на него — второй (2.5). Эту операцию повторяют несколь­ко раз. При разрезании глиня­ного теста струна выталкивает из него встречающиеся на пу­ти всевозможные камушки, вскрывает пустоты и уничто­жает пузырьки воздуха. Чем больше сделано разрезов, тем чище и однороднее станет гли­няное тесто.

перебивание глины, гончарная струна

Обработать глиняное тесто можно также с помощью плот­ницкого струга или же большого ножа (рис. 3). Ком глины тщательно уплотняют с помо­щью массивной деревянной колотушки (3.1). Затем его с силой прижимают к столу или верстаку и срезают стругом (3.2а) или ножом тончайшие пластинки (3.26). Попадаю­щиеся под лезвие всевозмож­ные инородные включения от­брасывают в сторону. Чем тоньше срезаемые пластинки, тем чище и однороднее стано­вится глиняное тесто. Полу­ченные после строгания пла­стинки снова собирают в еди­ный ком и уплотняют коло­тушкой до тех пор, пока он не станет монолитным (3.3). Под­готовленный таким способом ком глины снова строгают. Эти приемы повторяют до тех пор, пока глиняное тесто не станет однородным и пластич­ным.

заготовка и обработка глины

Перемин глины

Это послед­няя стадия подготовки глиня­ного теста, предназначенного для лепки. В руки берут ком глины (рис. 4.1) и раскатыва­ют его так, чтобы получился удлиненный валик (4.2). За­тем валик сгибают пополам (4.3) и обминают его так, что­бы опять получился округлый ком (4.4). С этого момента все операции промина повторяют в той же последовательности несколько раз.

Пластичность глиняного теста зависит не только от однород­ности его структуры и состава, но и влажности.

подготовки глиня­ного теста, перемин глины

Если глина слишком сухая, ее перед каждым последующим перемином обильно сбрызгива­ют водой.

Определяют пластичность глины уже известным вам спо­собом. Небольшой комок гли­ны (4.5а) раскатывают между ладонями (4.56). Полученный жгут сгибают пополам. Если глина имеет высокую пластич­ность, то на изгибе жгута не появится ни единой трещины (4.5в).

Наличие трещин говорит о том, что глина слишком пере­сохла и ее необходимо увлаж­нить (4.5г).

Известно множество народных способов подготовки глиняно­го теста. В некоторых областях России мастера-игрушечники проминают, а затем и разделя­ют глину на отдельные заго­товки следующим способом. Глиняный ком (рис. 5.1) сплю­щивают деревянным молотком (5.2). Полученную пластину сворачивают в рулон (5.3). Ру­лон сминают молотком и лепят из него такой же ком, какой был в самом начале (5.4). Сле­пленный ком снова расплющи­вают (5.5) и пластину скручи­вают в рулон (5.6). Проделав все это несколько раз, рулон тщательно переминают и из полученного кома скатывают жгут, который разрезают но­жом на «ломти» (5.7). Каждый «ломоть» в зависимости от ве­личины будущей заготовки разрезают в свою очередь на две или четыре части (5.8). Ка­ждую половинку и четвертин­ку раскатывают в ладонях, по­лучая заготовки в виде шари­ков одинаковой величины (5.9). Заготовки укладывают в деревянный ящик, накрывают вначале увлажненной тканью, а затем уже клеенкой или по­лиэтиленовой пленкой. Иног­да их складывают в какую-ни­будь металлическую посудину, закрыв сверху крышкой. В та­ком виде заготовки могут хра­ниться более месяца, не теряя при этом первоначальной пла­стичности.

подготовка глины, хранение глины

Сушка глиняных изделий

Прежде чем попасть на «пожар», каждое глиняное изделие должно пройти подготовительную стадию, называемую сушкой.

Сушка — довольно длительный процесс. Поспешность может свести на нет всю предыдущую работу: при быстрой сушке изделие покрывается многочисленными трещинами и коробится. На первом этапе сушки влага из изделия должна испаряться как можно медленнее. В первые дни посуду и игрушки народные мастера сушат в помещении или под навесом в тихом заветренном месте, где не бывает сквозняков. На предварительную сушку уходит двое-трое суток. После этого изделия досушивали на протопленной печи. Чем лучше высохнет глина, тем больше надежды на то, что при обжиге не возникнет брак.

Изделие, имеющее сложную форму с множеством деталей, сушить нужно с особой осторожностью, например, опустив в какую-либо металлическую посудину или коробку, прикрыв ее сверху газетным листом. Крупное изделие можно покрыть сверху сухой тряпкой. На вторые сутки тряпку снимают, но продолжают сушить изделие в тени. Примерно на четвертые сутки средних размеров изделие можно досушивать на печи или на батарее центрального отопления. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, необходимую для дальнейшей обработки. Перед тем как подвергнуть обжигу, каждое изделие нужно тщательно осмотреть. Если будут обнаружены трещины, их необходимо тщательно заделать. Трещину смачивают водой и замазывают мягкой глиной. Кроме трещин, на изделии могут оказаться всевозможные неровности, случайные наслоения, приставшие к поверхности глиняные крошки и мелкие царапины. Испорченные участки нужно обработать циклей и зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить глиняную пыль широкой кистью или щеткой.

Для придания изделию блеска применяют лощение. Один из древних способов лощения очень прост. Поверхность подсохшего изделия натирают любым гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска.

После обжига блеск становится сильнее. Лощеную посуду можно смело использовать в хозяйстве, так как она достаточно влагоустойчина. На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно подвергали чернению. Для этого в конце обжига в печь бросали какое- нибудь дымящее топливо, например, вар. Впитывая дым, сосуды становились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения посуды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому.

Обжиг глины. Строительство традиционного гончарного горна

Древнерусские гончары врезали свой горн в склон холма. Как это выглядело, вы можете видеть на рисунке, на котором горн нарисован в разрезе.

горн для обжига глины керамики

Горн для обжига керамики

Древнерусские гончарные горны: одноярусный из Белгорода (общий вид) и двухъярусный с Донецкого городища (разрез).
Древнерусские гончарные горны: одноярусный из Белгорода (общий вид) и двухъярусный с Донецкого городища (разрез).
Кустарные горны открытого и закрытого типов.
Кустарные горны открытого и закрытого типов.
Глины для горна потребуется очень много. Сначала ее надо тщательно подготовить. Глина не должна быть слишком жирной — на одну часть глины нужно добавить три части песка. Добавив воды, замесите массу в каком-нибудь большом корыте. Следите, чтобы она не была слишком жидкой! Для замешивания выстругайте из доски большую деревянную лопату.

Выбрав место для печи, выложите на нем слой глины и хорошо утрамбуйте его. На этом слое сделайте площадку из кирпичей или камней-валунов (используйте только гранитные камни, известняк для этого не годится) Камни скрепите глиняным раствором.

На этой площадке будем выкладывать круглую печь диаметром примерно 1 м. Ее делают, как очень большой горшок из жгутов. Жгуты нужны толстые, диметром не меньше 20 см. Чем толще стенки печи, тем лучше она будет держать тепло.

Выложив первый круг, продолжайте выкладывать жгуты по спирали. Уложив каждые три ряда, выровняйте стенки и утрамбуйте их деревянной колотушкой.

Возведя стенки на высоту 30 см — нижняя камера горна готова, в ней будут гореть дрова.

Теперь надо установить колосники-решетки, на которые вы будете ставить обжигаемые изделия. Для колосников нужно заранее подыскать железные прутья, решетки, сетки.

Уложите прутья поперек печи на небольшом расстоянии друг от друга так, чтобы глиняные изделия не проваливались между ними. Если прутья будут немного выступать за края горна, это не страшно.

А теперь продолжайте возводить стены, уменьшая диаметр спирали с каждым витком. Вот и готова вторая камера, в которой будут помещаться обжигаемые изделия. Вверху оставляем круглое отверстие — люк для загрузки горна.

Отверстие для топки, через которое кладут дрова, вырежьте большим ножом или саперной лопаткой сразу после возведения стен, пока глина не высохла.

Около «входа» в печку сделайте глиняные ворота из жгутов. Можете украсить печку налепленными узорами — пусть это будет, например, огнедышащий дракон.

В зависимости от погоды готовый горн сохнет 10—15 дней. На один-два дня лучше закрыть его мешковиной, а потом сушить на открытом воздухе. Если при сушке образуются трещины, забейте их глиняной массой. От дождя закрывайте горн куском полиэтилена, а еще лучше, постройте над ним небольшой навес.

Когда горн высохнет, его нужно обжечь. Хорошо, если к этому времени у вас накопятся и изделия для обжига — тогда вы сэкономите и дрова, и время. Горн загружают через верхнее отверстие. Сначала на колосники помещают крупные изделия, потом между ними и на них укладывают изделия поменьше. Люк прикрывают листом железа и засыпают черепками и сухой землей. Но оставьте сверху небольшую щель для выхода дыма, иначе не будет движения воздуха и огонь не разгорится.

Сначала печь прогревают на медленном огне, а потом подбрасывают больше и больше дров.

Обжиг начинают утром и заканчивают вечером. Ночью горн остынет, а утром его можно будет «разгружать», то есть вынимать из него готовые изделия. Если у вас под рукой нет достаточного количества глины, чтобы слепить горн, его можно построить по той же схеме из кирпичей. Температура в гончарном горне достигает 900°С. Изделия в горне прогреваются равномерно.

Обвар глиняных изделий

Обвар — последняя стадия обработки глиняной посуды в деревенских гончарнях.

После обвара глиняная посуда становится менее водопроницаемой и к тому же более прочной.

Обвар производится сразу же после того, как еще горячая посуда вынута из горна. Придерживая щипцами, ее окунали в заранее заготовленный жидкий раствор клейстера из ржаной или овсяной муки. Обваривали глиняную посуду также в квасной гуще, которая обычно оставалась на дне кадушки с квасом. Гончары Средней Азии для этих же целей применяли молочную сыворотку.

Мучной отвар и квасная гуща проникают глубоко в стенки глиняной посуды, обвариваются и надежно закупоривают ее поры. После обвара изменяется и внешний вид посуды: она покрывается многочисленными темными пятнами, придающими ей неповторимое своеобразие. К тому же пятна, по убеждению деревенских гончаров, предохраняют содержимое сосуда от дурного глаза.

Постепенно обваривание стало применяться все реже, гончары все больше используют глазурь или поливу – покрытие изделий тончайшим слоем стекла.


Категория: Пища | Добавил: СМЕРШ (15.10.2012)
Просмотров: 46969
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разговоры у камина
Последние комментарии
Снимки с "Джеймса Уэбба" ставят под сомнение теорию о формировании галактик
Не было никогда никакой "ранней вселенной".
Вселенная была всегда.
Всё остал (от topzz)

Изумрудный бокал Моголов
Может нефрит? За столько лет изумруд должен бы посветлеть. Это особенность камня : светлеть на солне (от Koriona)
Ученые нашли ответ на давнюю загадку о «курице и яйце»
Дак они же одновременно дорожают... Здесь уже больше заслуга "петухов" рыночных! Им за это (от renmilk11)
Ученые нашли «мертвую звезду», которая вращается 716 раз в секунду
Ни хрена себе, мертвая!
Да она живее всех живых. (от topzz)