Закат и падение империи
Сегодня, наблюдая за Америкой через океан, мы видим, как империя сжимается на наших глазах. Сверхдержава выглядит сбитой с толку и оцепеневшей.
В понедельник, сидя где-нибудь в пещере, в Пакистане, Афганистане или какой-то другой стране, высокий и худой, похожий на скелет человек, страдающий болезнью почек, наверное, посмеивался, поигрывая своим длинным посохом. Никто не знает о том, где именно находится Усама бен Ладен, и даже существует ли такой человек вообще. В последнее время мы мало слышим о нем, кроме разве что весьма странных сообщений о его смерти, причем сообщающие утверждают, что якобы сами видели его мертвое тело. Однако если все же предположить, что он жив, вполне можно представить себе следующий разговор. Я предлагаю читателям очень вольный перевод того, о чем террорист № 1 мог бы беседовать с одним из своих приверженцев два дня назад.
«Отец наш, у меня есть новость, которая поднимет тебе настроение». «Ты говоришь, поднимет мне настроение, Абдулла? Что ты имеешь в виду?» «Перестань, Усама. Ты ведь чувствовал себя несчастным со вчерашнего дня, с того самого момента, как «Ливерпуль» сыграл вничью с твоим любимым «Арсеналом» и чемпионский титул получили эти шайтаны, играющие на «Олд Траффорд» (Old Trafford)». «Да, это, конечно, было очень глупо со стороны Эбуэ (Eboué) напороться на Лукаса (Lucas). Однако, Аллах мне судья, никакого пенальти там не было».
«Как бы там ни было, мой господин, но фортуна все же повернулась к нам лицом, правда, в другой области. Кредитно-рейтинговое агентство Standard & Poor's угрожает понизить рейтинг Америки, находящийся сейчас на уровне AAA, если США не предпримут решительные меры для снижения дефицита». «Да, это действительно превосходная новость, сынок. Принеси мне мятный чай и аппарат для гемодиализа, и мы отпразднуем это событие, устроив вечеринку с ребятами, как в старые добрые времена».
Кто осудит его за то, что он торжествует? За несколько месяцев до годовщины террористической атаки 11 сентября 2001 года, приведшей в движение маховик американской машины, агентство Standard & Poor's опубликовало доклад, от которого создается впечатление, что эта империя распадается быстрее, чем какая-либо другая подобная держава, существовавшая до нее.
Экономический смысл данного предупреждения можно, конечно, не принимать во внимание. То, что США когда-либо объявят дефолт по своим долгам, не представляется вероятным, ведь в экономике страны наблюдается оживление, а доллар все еще остается резервной мировой валютой. Ни один кредитор не решится потребовать возврата займа, прекрасно зная, что в этом случае дефолт парализует мировую экономику за шесть секунд.
Тем не менее психологический эффект от данного предупреждения огромен. Только представьте себе, какой это удар для американцев, все еще верящих в исключительность и превосходство своего государства. Представьте себе тот шок, и даже страх, который они испытают, узнав, что их хваленая страна, десять лет считавшаяся единственной сверхдержавой на планете, скатилась до уровня Греции или Португалии, т.е. оказалось государством, неспособным отвечать по своим обязательствам.
Существуют три взаимосвязанные силы, разрушающие империи - перенапряжение в военной сфере, вызванное стремлением раздвигать границы, нехватка денег и катастрофическая утрата уверенности в себе, обусловленная первыми двумя причинами. Эти три фактора, срастаясь между собой, развиваются с удивительной быстротой с момента атаки на башни-близнецы Всемирного торгового центра. Когда Джордж Буш-младший стал президентом, благодаря решению пяти из девяти членов Верховного суда США, он принял страну, которая купалась в деньгах и наслаждалась своим господством, приобретенным после окончания «холодной войны». Через восемь лет, несмотря на активное сальдо бюджета, оставленное ему Биллом Клинтоном, и то, что экономический бум прекратился совсем недавно, новый президент умудрился удвоить бюджетный дефицит, безрассудно растратив триллионы долларов на идиотские войны и налоговые льготы для богатых. Он унаследовал блестящую империю, находившуюся в зените своей славы, на пике финансовой, военной и культурной мощи, а оставил Бараку Обаме травмированную державу со стремительно падающей экономикой.
Отказавшись возглавить ужасно бестолковую военную компанию НАТО, Обама поступил мудро, хотя еще несколько лет назад такое решение выглядело бы просто невероятным. Президент Соединенных Штатов больше не является лидером свободного мира, он - всего лишь один из попутчиков в этом мире, у которого вообще нет лидера.
Настоящие историки стараются избегать таких трактовок событий, когда драматические изменения приписываются воле одного человека, а анализируют историю с точки зрения экономических моделей и схем. Однако в этом случае даже они вполне могли бы позволить себе задать один из вопросов типа «а что бы случилось, если бы?», которые они обычно отвергают.
Давайте представим себе, как развивались бы события, если бы бракованные бюллетени оказались нормальными или если бы члены Верховного суда прислушались к замечанию Дайаны Росс (Diana Ross) о том, что «не нужно торопить выборы (необходимо просто подождать)» и позволили довести пересчет голосов во Флориде до конца. В этом случае в Белом доме оказался бы Альберт Гор (Al Gore). При нем Америка, без сомнения, начала бы афганскую кампанию после событий 11 сентября 2001 года, однако мы бы не увидели ни безнравственной войны в Ираке, развязанной для захвата нефтяных месторождений, ни, тем более, введения налоговых льгот для богатых, акции, которая является просто неприличной и противоречащей нормам христианской морали. Дефицит бюджета никогда бы не удвоился, а остался на прежнем уровне или даже сократился. Америка оставалась бы достаточно мощным государством для того, чтобы успешно выдержать кризисы ипотечного кредитования и банковской системы, т.е. те катастрофы, которые побудили «безумного президента» в безрадостные дни его правления с привычной безапелляционностью заявить, рассуждая об экономике страны: «This sucker could go down (Этот неудачник может рухнуть.)».
Если бы президентом стал Гор, Соединенные Штаты никогда бы не пожертвовали идеей построения Pax Americana, которую народ считал своим моральным правом, какой бы ошибочной и эгоистичной она ни казалась, не положили бы ее на дьявольский алтарь неоконсерватора Дика Чейни (Dick Cheney), озабоченного проведением своих экспериментов. Страна, которую бы унаследовал 44-й президент после двух сроков Альберта Гора, была бы совершенно другой державой - богатой, уверенной в себе, имеющей репутацию, не запятнанную тюрьмами «Гуантанамо» и «Абу Грейб», и все еще доминирующей в мире, благодаря методам проецирования «мягкой силы».
Сегодня, наблюдая за Америкой через океан, мы видим, как империя сжимается на наших глазах. Китай, которому США должны уже триллионы долларов, похоже, владеет даже теми брюками, которые носит Обама. Недоброжелательное отношение со стороны крайне правых, выходящее далеко за пределы абсурдной теории, согласно которой Обама родился не в Америке и поэтому не имеет права быть президентом, не позволили главе государства отменить налоговые льготы для богатых из боязни прослыть коммунистическим агентом - такие слухи распространяет Fox News. К слову сказать, убытки от этих льгот составляют $500 млрд. в год, или половину ежегодного роста дефицита бюджета. На прошлой неделе он сожалел об этом, обсуждая с республиканцами наспех состряпанную программу снижения бюджетного дефицита, однако, как говорится, одними сожалениями сыт не будешь.
Президент выглядит бессильным в области как внутренней, так и внешней политики. Возможно, история отнесется к нему по-доброму и он войдет в нее как руководитель, сумевший «не дать неудачнику рухнуть» и нашедший свою чашу Грааля путем реформирования системы здравоохранения. Однако народ никогда не полюбит главу империи, которая рушится, особенно если он, к тому же, пытается руководить разобщенным народом, объединенным только страхом перед будущим. Рейтинги поддержки президента неуклонно снижаются, так что в будущем году он будет весьма уязвимым в поединке с трезвым и серьезным соперником, конечно, в том случае, если произойдет невероятное и Республиканская партия найдет такового.
Сегодня на горизонте мы видим только одного такого человека. Какое-то шестое чувство подсказывает мне, что Митч Дэниэлс (Mitch Daniels), располагающий к себе и далекий от помпезности губернатор штата Индиана, обожающий ездить на мотоцикле марки «Harley Davidson», и является той «темной лошадкой», которая скоро выйдет из темноты.
В прошлом году число американцев, называвших дефицит бюджета главной проблемой страны, выросло практически с нуля до 20%, причем это было еще до предупреждения, сделанного агентством Standard & Poor's. Если этот вопрос окажется решающим в 2012 году, Дэниэлс, несмотря на свою лысину, харизму и готовность потакать крайне правым в области социальной политики, может совершить то же самое, что когда-то сделал Обама - выйти из ниоткуда и победить. Однако это совсем другая история.
По-настоящему серьезная проблема для нынешней Америки заключается в том, что страна, несмотря на оживление в экономике, выглядит разорившейся, лишенной присутствия духа, сбитой с толку и оцепеневшей. Она напугана мрачным будущим, которое является таковым даже для представителей среднего класса и выпускников университетов, перспективой потери источников дешевых поставок нефти в связи с событиями на Ближнем Востоке и угрозой со стороны Китая, стремительно вытесняющего ее с лидирующих позиций на мировой арене.
Хотя фильм, посвященный связям между семьями Бушей и Бен-Ладена, который поставил режиссер Майкл Мур (Michael Moore), и впрямь получился превосходным, он всего лишь является популярным изложением теории заговоров. Тем не менее, «Ossie» (прозвище Бен-Ладена) и «Dubya» (прозвище Буша-младшего), похоже, просто обречены судьбой войти в историю вместе, ведь именно их совместные действия разрушили американскую империю в рекордно короткие сроки. Однако только один из них будет веселиться по этому поводу - в пещере состоится потрясающая вечеринка, посвященная годовщине событий 11 сентября 2001 года.
Автор: Мэтью Норман
Дата публикации: 20-04-2011
Материал предоставлен РГРК «Голос России» в рамках информационного сотрудничества