Язэп Дроздович и его фантастические сны
Белорусский художник Язэп Дроздович почти сто лет назад рисовал жителей Сатурна, Луны и Венеры
У этого художника удивительная, даже трагическая судьба. Родом из дворян Дроздович практически всю жизнь прожил в нищете. Профессиональный художник, закончивший Виленскую школу рисования, так и не был принят в Союз художников, после смерти, в 1954 году, был забыт на долгие десятилетия. Красавец-мужчина, чья благородная стать не могла не привлекать женщин, так и не завел семьи, не имел детей.
Но главная его боль - его научные труды так и не были оценены.
- Он страдал от того, что его никто не понимал, - уверен исследователь творчества Дроздовича Юрась Малаш, который уже больше 10 лет занимается изучением наследия художника.
Биография
Родился 13 октября 1888 года на хуторе Пуньки Глубокского района в бедной дворянской семье. Учился в Виленской рисовальной школе у профессора живописи И. Трутнева. Служил в армии, работал учителем рисования в женской гимназии в г. Минске и как иллюстратор активно сотрудничал с журналами и газетами. С 1920-х годов во время своих путешествий по Беларуси Дроздович стал писать ковры.
В 1931 году он издает популярную книгу по астрономии на белорусском языке «Небесные беги» и пишет графическую серию картин на космическую тему. После войны, в 1949 году, Язеп Дроздович пытается безуспешно опубликовать свою монографию «Теория движения в космологическом значении».
Не понятый современниками Язеп Дроздович умер 15 сентября 1954 года в крайней нужде.
Благодаря трудам о происхождении планет его называли белорусским Циолковским
Выходил в космос во сне
Несколько месяцев назад в Минск впервые приехал генеральный директор Лувра Анри Луаретт. Высокого гостя повели в Национальный художественный музей смотреть постоянную экспозицию. Пройдя по всем залам, глава самого знаменитого в мире музея сначала задержался у трех полотен Дроздовича, а спустя полчаса попросил своего белорусского коллегу Владимира Прокопцова записать ему в блокнот имя художника.
- Меня всегда интересовали художники, которые находятся вне основных направлений в живописи, - пояснил он свой интерес.
Дроздович действительно всегда находился вне каких-либо направлений. Одно его увлечение космосом чего стоит. В начале 30-х годов прошлого века (!) он создал свою теорию происхождения планет Солнечной системы и даже издал свои «Нябесныя бегі” за свои деньги в Вильне. И это притом что к этому времени он был практически нищим, зарабатывал на хлеб тем, что ходил по деревням и рисовал селянам «дываны». В его дневниках даже есть строки о том, что в качестве гонорара получил кусок творога и пустил его на грунт холста: «А может, его лучше съесть?»
Но своей теории он был верен. Уже в конце 40-х написал еще одну, самую важную теоретическую работу «теория движения в космологическом пространстве», В это же время свою работу «Теория происхождения самовертящихся планет из двойнозвездных систем» отправил в БГУ на рецензию. Ответ был обескураживающим: «…о самовертящихся планетах автор вводит путаницу…» и так далее.
- Профессор Пахута, который ему отвечал, перепутал смысл самосветящихся и самовертящихся планет. Об этом писал сам Дроздович в своих записях, - убежден Юрий Малаш.
Но Дроздович отправил свой труд и в Москву в Институт астрономии имени Штернберга МГУ и не получил никакого ответа.
А спустя полвека с лишним Юрий Малаш выступал в этом же институте на международной астрономической конференции с докладом «Дроздович –вдохновленный любитель астрономии».
- Он так сам себя называл. Теперь его имя есть в международном каталоге. А несколькими годами раньше я получил ответ из журнала «Земля и вселенная» при российской Академии наук: «Если бы труды Дроздовича были опубликованы в 1930 году, то они были бы не менее интересны для истории астрономии, чем известная в то время космологическая теория Джефриса-Джинса».
Но тогда на Дроздовича смотрели скорее как на чудака, мечтателя не от мира сего, который носится со своими планетами, которые приходят к нему во сне.
- А как еще к нему могли относиться? Ведь в Беларуси в те годы,
наверное, только он один прочел все труды по астрономии, которые были
переведены.
Язепу снились необычные сны, которые он зарисовывал по памяти, предлагаю Вам посмотреть, это необычно и интересно...
"Природа Луны" (1947).
"Лунный город Тривеж" (1932-1933).
"Лунный город Артополис" (1934-1935).
Теория Дроздовича о происхождении планет
Дроздович верил и пытался доказать, что «наша Зямля ўтварылася не ад Сонца, а паходзіць с парназоркавай сістемы пары з Марсам…», ведь, по мнению художника, и Земля, и Марс оборачиваются вокруг своей оси за 24 часа, и наклоны их осей одинаковы. Такими же парами он называл Сатурн и Юпитер, Уран и Нептун. Дроздович был настолько уверен в свой правоте, что написал: «Если появится новая теория происхождения планет... то авторство первенства на эту теорию принадлежит мне, любителю теоретической астрономии, художнику Дроздовичу».
- А его теория о «ператваральных зонах» в Космосе, в которых старые звезды омолаживаются и превращаются в новые, очень похожа на теорию существования черных дыр, - считает Юрий Малаш. - Тогда, в 40-е годы, к этой теме никто даже теоретически не приближался.
Кстати, был Дроздович убежден и в космическом происхождении жизни на Земле. "А што датычыцца "агульнага бацькі народу Зямлі”, то я назваў бы такім бацькам не легендарнага біблейскага Адама, а саму Прыроду, якая і на іншых планетах нашай Сонечнай сыстэмы бадай што такая самая, як у нас на Зямлі, з такім самым творчым поступам…”
"Цирк Платона. Веранда Спасения" (1932).
"Искусственное море" (1932).
Есть ли жизнь на Марсе?
И на Марсе, и на Луне, и на Сатурне, и на Венере. Все эти планеты Дроздович не только описывал, но и рисовал. Рисовал жителей Сатурна, лунидов, населяющих Луну, лунный город Тривеж, весну на Сатурне, удивительных животных с Венеры. Все эти потрясающие картины к нему приходили во сне. Но если знать, что Дроздович обладал и даром предвидения, называть его фантазером уже сложно. Ведь в 1923 году во сне он увидел страшное землетрясение, какие-то буквы восточного алфавита. Все увиденное художник подробно описал, а спустя три дня из газет узнал о великом землетрясении в Японии. Годом раньше ему так же приснилось землетрясение в Южной Америке.
Так что вопрос, есть ли жизнь на Марсе, остается открытым.
Наследие Дроздовича
- Наследие на самом деле грандиозное, - считает Юрий Малаш, - но оно известно в общих чертах, несколько специалистов в Беларуси знают об этом удивительном феномене, который все еще ожидает своего времени. Но это громаднейший пласт! Правда, разбросан он по нескольким музеям, рукописи хранятся в Центральной научной библиотеке. Как их собрать? Ведь Дроздович может стать брэндом Беларуси, как Чюрлёнис для Литвы, Пиросмани для Грузии. Беларусам есть что показать современному миру .Дроздович - это глыба, которую изучать и изучать.
Сам художник еще в 38-м году писал: «Прыйдуць часы - і знойдуцца людзі, якія змогучь усё гэтае напісанае мною спраўдзіць. Правераць ды і напішуць - усё ж такі праўду ен пісаў. Так і ёсць…”
"В прибрежных скалах" (1947). "Венерианский" пейзаж.
"Вечер в марсианской пустыне" (1932).
Язэп Дроздович - график, живописец, этнограф, поэт, археолог. Родился в октябре 1888 года на Витебщине. Учился в Виленской школе рисования. Семь лет служил в армии, Первую мировую войну прошел фельдшером.
Работал художником-декоратором, преподавал рисование в Глубокской школе, в Радошковичской и Новогрудской белорусских гимназиях. Собирал фольклор, писал стихи, прозу. Благодаря графическим сериям Дроздовича мы знаем, как выглядели в начале прошлого века «Старажытны Мінск”, "Заслаўе”, "Піншчына”, "Мір”, "Любча”, "Крэва”, "Гальшаны”.
Автор фантастических серий «Жизнь на Марсе». «Жизнь на Луне», «Жизнь на Венере».
"Встреча весны на Сатурне" (1932).
"Город на Марсе" (1932).
"Космополис" (1931).
"Saturland" (1931). "Сатурнианский" пейзаж.
"Над бездной" (1931).
"Марсианская школа под открытым небом" (1932).
Чертеж межпланетной торпеды Дроздович нарисовал в 1937 году.
Комментарии 3
0
анатолий
16.07.2011 22:21
[Материал]
благодарю! не знал такого за белорусов.размах у мужика вызывает уважение.домыслами и фантазией мы строим свою личность и втягиваем в этот безумно интересный водоворот все что нас окружает будучи сами втянуты в более масштабный и увлекательный.без таких личностей как Дроздович было бы серо...
|