Вход / Регистрация
20.12.2024, 21:04
/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Дрожь Земли. Литосферные плиты. Самые крупные землетрясения
Дрожь Земли. Литосферные плиты. Самые крупные землетрясения
2.08.11 Одним из самых опасных является Тихоокеанский пояс, в зоне влияния которого расположены Новая Зеландия, Новая Гвинея, Япония, Алеутские острова, Аляска и западное побережье Северной и Южной Америки. Здесь в районе глубоководных желобов происходит вползание холодных литосферных плит под континент. Ещё одной особенностью Тихоокеанского пояса является активная вулканическая деятельность. Поэтому его часто называют "Тихоокеанским огненным кольцом".
Второй пояс, известный как Альпийский или Средиземноморский, проходит через Средиземноморский регион в восточном направлении через Азию и соединяется с Tихоокеанским поясом в Восточной Индии.
Другие пояса сейсмической активности простираются вдоль океанских горных хребтов Северного Ледовитого и Атлантического океанов, на западе Индийского океана и вдоль Восточно-Африканской зоны разломов. Здесь Евроазиатская плита сталкивается с Индийской и Африканской плитами.
Гибель Атлантиды
С Альпийским (Средиземноморским) поясом связана одна из самых красивых легенд Древнего мира. Это – легенда об Атлантиде, которая погибла в результате землетрясения. Описывая её в диалогах "Критий" и "Тимей", древнегреческий философ Платон ссылался на Солона - одного из семи мудрецов Древней Греции. Который во время своего путешествия в Египет записал рассказ древнеегипетских жрецов храма богини Нейт в Саисе об этом загадочном острове-континенте, который находился в Атлантическом океане к западу от Геркулесовых столбов (Гибралтарского пролива). Сами же жрецы, как считают историки и археологи-египтологи, опирались в своём рассказе об Атлантиде на письменные свидетельства, оставленные древними более 30 тыс. лет назад на не дошедших до нас папирусах.
Греки назвали его в честь Атланта, брата Прометея - одного из титанов греческой мифологии, подарившего людям огонь. Религией атлантов был культ солнца.
Древние греки называли эти земли Счастливыми островами. С Атлантидой связаны мифы о Елисейских Полях и садах Гесперид. (Елисейские поля - поля блаженных, или загробный мир, куда по окончании жизни попадают любимые богами герои, где никто не сеет, но всякий раз получают обильный урожай, и нет ни болезней, ни страданий. А в саду Гесперид росло волшебное дерево с золотыми яблоками, которые обладали свойством возвращать человеку молодость).
Этот богатый золотом и серебром загадочный остров-континент населял бесстрашный и могучий народ, достигший высочайшего уровня цивилизации. Атланты воздвигали большие города, где процветали торговля и промышленность, вели войны на Западе и Востоке, в том числе и с неким праафинским государством. Атлантиду называли колыбелью человечества. Все семь человеческих рас, выделяемых теософами (теософия — религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром), возникли в четвертую, или атлантскую, эпоху. Согласно атлантоцентристской интерпретации, современная пятая, или арийская, эпоха представляет собой деградацию по сравнению с временами атлантов, которым человечество обязано всеми великими изобретениями.
Но даже эта великая цивилизация оказалась бессильной перед разрушительной мощью землетрясения и погибла примерно 12 тыс. лет назад (между 9750 и 8570 до н.э.), погрузившись в пучину океана "в один день и бедственную ночь" в результате грандиозной природной катастрофы.
Великие землетрясения Нового времени
Общее число жертв землетрясений на планете за последние 500 лет составило около 5 млн человек, и почти половина из них приходится на Китай.
Великое китайское землетрясение
Самое катастрофическое Великое китайское землетрясение с магнитудой (Mw) 8,1 (согласно современным оценкам, этому землетрясению присвоили категорию в 11 магнитуд), которое произошло утром 23 января 1556 года в центральной китайской провинции Шэньси.
Тектонический сдвиг привел к обвалу стен узких долин, зажатых между возвышенностями. В эпицентре оказались густонаселенные районы вблизи столицы провинции – города Сиань. Здесь в считаные минуты заживо погребенными оказались сотни сел со всеми своими обитателями. Погибло 830 000 человек - больше чем в результате любого другого землетрясения в истории человечества. В живых осталось лишь около 40 процентов населения. Огромное число жертв обусловлено тем, что стихийное бедствие произошло рано утром, когда люди ещё находились в своих жилищах – лёссовых пещерах, вырытых в известняковых склонах. От толчков пещеры обрушивались и погребали их под собой. А возникшие в результате землетрясения селевые потоки довершили трагедию. О силе землетрясения свидетельствуют фундаменты уцелевших пагод, которые ушли в землю почти на 2 метра.
Ямайское землетрясение
Следующим на очереди было Ямайское землетрясение 7 июня 1692 года. Оно не было "Великим" и вошло в историю скорее потому, что Католическая церковь расценила его как Божью кару за грехи жителей города Порт-Рояль - "самого грешного города во всём христианском мире". Дурную славу он приобрёл после того, как туда с острова Тортуга переместилась "столица" морских разбойников. Пираты грабили испанские корабли, свозили добычу в Порт-Ройял, и город рос, богател и веселился. Достаточно сказать, что в конце XVII века из 8 тысяч жителей города полторы были пиратами.
Предполагается, что землетрясение началось в 11:43 утра по местному времени. На это указывают остановившиеся стрелки карманных часов работы французского мастера Блонделя, найденные в процессе подводных археологических работ в 1950-х годах под руководством Эдварда Альберта Линка. Всего было три толчка увеличивающейся интенсивности с магнитудой (Mw) до 7,5.
Большая часть города, известного как "сокровищница Вест-Индии" и "одно из самых безнравственных мест на Земле", ушла под воду сразу после основного толчка. По словам Роберта Ренни из книги "История Ямайки" (1807) "все причалы утонули сразу, и в течение двух минут 9/10 города было покрыто водой, которая поднялась до такой высоты, что вливалась в верхние комнаты домов, которые всё ещё продолжали стоять. Верхушки самых высоких домов виднелись над водой, окружённые мачтами судов, которые тонули вместе со строениями".
Дома стояли прямо на песке. При толчках он разжижился, и здания вместе с жильцами "стекли" в море. Более двадцати судов, стоявших в гавани, были опрокинуты, а один корабль, фрегат "Лебедь" в результате цунами оказался на крышах бывших домов. При основном толчке образовались волны из песка — расселины открывались и закрывались, сдавливая многих людей, а после окончания землетрясения песок затвердел и стал их могилой.
Невероятно повезло купцу Льюису Голди, попавшему в одну из таких расселин. Погрузившись в воду и песок, он уже решил, что час его пробил. Но через мгновение почувствовал, как под ним образовался могучий гейзер, который выбросил его в воздух из уже сомкнувшейся расселины, как пробку из бутылки. Мистер Голди ещё долго жил на острове и был одним из главных рассказчиков о великом землетрясении 1692 года.
Бушующая стихия ещё не успела успокоиться, а некоторые из выживших уже начали мародёрствовать, врываясь в разрушенные дома и складские строения. Они раздевали и обкрадывали мертвецов, срывая с них драгоценности, а чтобы снять кольца, отрезали им пальцы.
Всего в результате землетрясения и цунами погибло около 2 тысяч человек и ещё примерно 3 тысячи — от травм и распространившихся болезней. Город пиратов Порт-Ройал погрузился в море на 15 метров.
Иерархи католической церкви Испании поспешили заявить, что "Бог покарал нечестивый город за грехи". С аналогичным заявлением выступили и члены Совета Ямайки, которые сказали, что "этим явлением мы стали примером сурового суда Всевышнего". Эта точка зрения была распространена не только на Ямайке.
В Бостоне Коттон Мэзер - американский проповедник, биолог и медик, плодовитый писатель и памфлетист, оказавший значительное влияние на американскую политическую мысль XVIII века, а также на американскую литературу, написал в письме своему дяде: "Вот событие в назидание всей Английской Америке".
Город Порт-Рояль был частично восстановлен, но после пожара в 1703 году и урагана 1722 года жители покинули его.
Землетрясение в Калькутте
С некоторыми допущениями к Великим землетрясениям Нового времени можно отнести и землетрясение в Калькутте (Индия) 11 октября 1737 года. Вызванные им циклон и цунами, унесли жизни 300 тысяч человек. Правда, некоторые специалисты предполагают, что никакого землетрясения не было, а столь впечатляющие потери были вызваны циклоном.
Великое Лиссабонское землетрясение
В 1700 году Джон Флемстид, первый Королевский астроном, основатель и первый директор Гринвичской обсерватории, работы которого были использованы Исааком Ньютоном при обосновании закона всемирного тяготения, предсказал, что, судя по расположению планет, в скором времени самую западную часть Европы ожидает страшное бедствие.
Для учёного, который помимо астрономии серьёзно занимался астрологией и вопросами предсказаний, понятие "в скором времени" весьма неопределённое. Поэтому предсказания Флемстида вызвали вполне ожидаемый скепсис не только в учёной среде, но и у простых обывателей. Тем более что время шло, а ничего не случалось.
Но не зря же говорится: "Не упоминай нечистого в этом мире, может, и не появится". Пророчество Флемстида сбылось через 36 лет после его смерти.
В 9:20 утра 1 ноября 1755 года в католический праздник День всех святых страшное землетрясение повергло в руины столицу Португалии Лиссабон. Оно длилось от трёх с половиной до шести минут.
Как вспоминал позднее один морской капитан, волею случая, оказавшийся в тот роковой день в лиссабонском порту, каменные постройки Лиссабона, возведенные на склонах холмов, отражающихся в водах реки Тежу, начали медленно, с почти величественной статью, качаться из стороны в сторону "как пшеничное поле от легкого ветра".
Сотни людей погибли под развалинами рухнувших церквей и соборов португальской столицы, где шло праздничное богослужение. Площадь перед базиликой де Санта Сарин - древнейшим собором Лиссабона — наполнилась криками и стенаниями людей.
Через 40 минут после первого толчка последовал второй, самый разрушительный из последующих 500 толчков. Он за 2 минуты погубил 50 000 жизней и разрушил 18 тысяч зданий. В центре города образовались огромные, шириной до пяти метров, трещины. Базилика де Санта Сарин не выдержала удара и с ужасным грохотом рухнула вместе с соседними строениями прямо на площадь, похоронив под своими обломками бегущих людей.
Выжившие бросились в порт, ища спасения на мраморной набережной, недавно построенной на берегах реки Тежу. И вдруг море отступило, обнажив дно, усеянное потерянными грузами и обломками судов, на всем протяжении до наносного песчаного барьера в устье реки. А через несколько мгновений на город обрушилась цунами. Волна высотой в 15—20 метров, рванув вверх по течению реки Тежу, накрыла гавань и сам город. За ней пришли ещё две волны. Люди, лодки и корабли, находившиеся в бухте, погибли в страшном водовороте.
То, что не уничтожили землетрясение и цунами, довершили пожары. От упавших алтарных свечей загорелись ковры, гобелены и деревянные балки. Сильный северо-восточный ветер раздул пламя, и оно перекинулось на другие здания, превратив прекраснейший некогда город в огненный ад. Пожары бушевали пять дней и прекратились только тогда, когда гореть было уже нечему. Из 275 тысяч человек, населявших город, погибло более 90 тыс.
Помимо людских потерь самой тяжёлой стала утрата исторического прошлого. Знаменитые дворцы и лучшие образцы характерной португальской архитектуры XVI века, богатейшие библиотеки и неповторимые произведения искусства, хранившиеся в частных и публичных музеях Лиссабона, погибли безвозвратно.
Сгорели дотла два лиссабонских монастыря (один из них – доминиканский), в которых хранились бесценные манускрипты. Лежал в руинах новый оперный театр, открытый всего шестью месяцами ранее под символическим названием Опера Феникс. Был разрушен королевский дворец Маркус де Леврикаль, в котором хранились сотни произведений искусства, включая полотна Рубенса, Корреджо и Тициана. Сгорела королевская библиотека, в которой были собраны 70 тыс. томов, и среди них - история, написанная собственноручно Карлом V.
Вместе с дворцом погибли и королевские архивы с описаниями путешествий Васко да Гамы, а также карты мира, которые на протяжении веков составляли португальские моряки, и особенно ценные инкунабулы (первопечатные книги, тираж которых не превышал 100—300 экземпляров), отражавшие взгляды на мир первых лиц того времени, опубликованные еще до 1500 года.
Прошлое, по мнению некоторых наиболее влиятельных мыслителей эпохи Великого Просвещения (Вольтер, Дидро, Кант), было разрушено. Осталось только настоящее, но и оно было неопределенным.
Великое Лиссабонское землетрясение 1755 года – самое страшное землетрясение Нового времени - было катастрофическим по многим параметрам. На том месте, где когда-то возвышался один из красивейших городов Европы, остались тлеющие зловонные развалины. Серьёзно пострадали и южные провинции страны.
***
Экономика и политическое значение Португалии были столь серьёзно подорваны, что ей не только пришлось отказаться от своих колониальных амбиций, но и по большому счету лишиться статуса великой европейской державы. Но от землетрясения 1755 года пострадала не только Португалия. Масштаб его был огромен. Его разрушительная сила ощущалась на территории в 2 миллиона квадратных километров. Толчки ощущались по всей Европе, вплоть до Скандинавии.
В Люксембурге в разрушившихся казармах погибли 500 солдат. Трёхметровое цунами принесло разрушения южному побережью Англии. В английском графстве Дербишир, на расстоянии почти 1500 км от эпицентра, со стен осыпалась штукатурка, а в земле образовалась расселина. Далеко на севере, в Финляндии, реки вышли из берегов. Цунами высотой до 20 метров обрушилась на побережье Северной Африки. Особенно пострадало Марокко, где в городах Фес и Мекнес погибли 10 тысяч человек. Такая же волна обрушилась на острова Мартиника и Барбадос в Северной Атлантике.
***
Велика заслуга в преодолении последствий землетрясения и восстановлении Лиссабона премьер–министра Португалии Себаштиау ди Мелу (полное имя Себастья́н Жозе́ ди Карва́лью-и-Ме́лу, граф ди Оэ́йраш), будущего маркиза де Помбал (титул был присвоен ему в 1779 г).
Он был одним из немногих, кто не потерял самообладания. На вопрос короля Жузе I, что нужно делать, будущий маркиз де Помбал ответил: "Похоронить мертвых и накормить живых!". Сразу же после землетрясения были развернуты полевые госпитали, поставлены палатки и организованно снабжение питанием.
По приказу премьер-министра город был закрыт, а жителям запретили бежать из него. Чтобы избежать паники и возможных бунтов город окружили войсками. Затем из горожан были организованы команды, которые разбирали завалы, тушили пожары, ловили мародеров и хоронили умерших. Для предотвращения эпидемии ди Мелу приказал командам грузить трупы на баржи и затопить их в море. В крайне набожной Португалии, где свирепствовала инквизиция, это был очень рискованный шаг.
Затем он приказал разослать по церковным приходам всех провинций страны опросные листы о землетрясении и его последствиях со следующими вопросами:
Как долго продолжалось землетрясение?
Сколько было афтершоков?
Какого типа разрушения случились?
Не вели ли себя странно животные (этот вопрос предвосхитил исследования китайских сейсмологов в 1960-х годах)?
Что произошло со стенами и колодцами?
Ответы на эти и другие вопросы до сих пор хранятся в национальном архиве Португалии. Изучая эти точные данные, современным учёным удалось реконструировать событие. Без опроса, проведённого Себаштиау ди Мелу (маркизом де Помбал), это было бы невозможно. Он был первым, кто попытался дать объективное научное описание разнообразных проявлений и последствий землетрясений, и по праву считается прапрадедом современной сейсмологии.
На сегодня геологи оценивают магнитуду Лиссабонского землетрясения около 9, с эпицентром в Атлантическом океане, примерно в 200 километрах юго-западнее от мыса Сан-Висенти.
Геологические причины Великого Лиссабонского землетрясения и сейсмической активности в районе Лиссабона до сих пор обсуждаются современными учеными. Поскольку португальская столица расположена в центре тектонической платформы, то очевидных предпосылок для подобных катаклизмов вроде бы нет. Тем не менее португальские геологи предполагают, что землетрясение 1755 года было связано с первыми проявлениями возникновения атлантической зоны субдукции (сдвига тектонических плит).
 
Источник: http://rus.ruvr.ru