Франчиа Ла Дью - преемница Блаватской
В последней четверти прошлого столетия Е.П.Блаватская выступила обновителем и глашатаем теософской традиции от лица всё тех же Великих Адептов (называвшихся ею Махатмами), как их посланец и представитель. Центр созданного ею в Нью-Йорке вместе с полковником Г.С.Олькоттом Теософского Общества вскоре был перенесён в Индию. Американское же отделение в дальнейшем возглавлял её единственный по-настоящему близкий духовный ученик и продолжатель Уильям К. Джадж, руководивший в том числе и эзотерической секцией Общества в Америке. В свою очередь его ученик Уильям Г. Доуэр организовал в Сиракузах (штат Нью-Йорк) отделение Общества, в которое и вступила Франчиа Ла Дью, восстановившая после ухода из жизни Е.П.Блаватской прямой контакт с Братством Учителей.
Свой путь к практической теософии У.Г.Доуэр и Ф. Ла Дью начали с постижения глубинных основ «первобытной» духовной культуры человечества, а именно религии индейских племён союза ирокезов. Именно на примере социальной организации, сельскохозяйственной практики и духовной жизни ирокезов будущие основатели Храма Человечества поняли идею Великого Мира и тотального всестороннего нерасторжимого единства всего сущего: Бога-Отца, Небесной Иерархии, человека и Матери-Земли с её минеральным, растительным и животным миром, где всё проникнуто высоким божественным присутствием. Они приняли самое активное участие в жизни и борьбе за свои права племени онондага и стали одними из очень немногих белых американцев, посвящённых в члены племени. Их принял род черепахи, что само по себе весьма символично, ибо в ирокезской мифологии черепаха олицетворяет собой проявленное мироздание в его первоначальной гармонии.
Как и Е.П.Блаватская, и позднее Е.И.Рерих, Ф. Ла Дью прошла неизбежно драматический этап кризиса посвящения (болезненное физическое и душевное преображение) от первых прозрений и зовов до подлинного озарения и постоянного высокого общения. В 1898 году Учитель Илларион поручил У.К.Доуэру и Ф. Ла Дью основать на новом месте новую организацию, Храм Человечества, которая станет не просто обществом преданных Учению людей, а общиной, всей своей жизнью и деятельностью показывающей миру пример одухотворённой жизни на принципах Учения в гармонии с Богом, Природой и людьми.
В 1903 году община была перенесена в Алсион (Калифорния), где был приобретён участок земли на тихоокеанском побережье с просторным трёхэтажным домом в викторианском стиле, где доктор Доуэр оборудовал гостиницу и санаторий. Здесь Храм Человечества смог, наконец, организовать свою внутреннюю жизнь и общественное служение в полном соответствии с поставленными Учителем задачами и постоянным руководством с его стороны в виде регулярных посланий, передаваемых через Голубую Звезду (эзотерическое имя, данное Ф. Ла Дью Учителем после её окончательного посвящения).
Эти послания представляли собой именно руководство жизнью общины, и потому включали в себя и духовные наставления, и сведения по оккультным наукам, и практические рекомендации в самых различных областях деятельности от сельскохозяйственных приёмов до принципов ведения экономики. Послания регулярно публиковались на страницах издаваемого Храмом журнала «The Temple Artisan» («Мастеровой Храма»). Впоследствии они были собраны в тематические сборники и составили то, что сегодня мы называем учением храма. Одним из таких сборников и является собрание духовно-нравственных наставлений и воззваний, объединённых под названием «С Горной Вершины».
С расширением деятельности Храма на его территории появились студия керамического искусства, типография, магазин, почтовое отделение, библиотека имени У.К.Джаджа, индейский общественный центр «Гайявата». После смерти Голубой Звезды в её память под руководством доктора Доуэра был построен мемориальный храм, формы и символика которого были указаны Учителем (архитектор — Т.Эйзен).
Центр «Гайявата» был построен доктором Доуэром в начале 30-х годов в продолжение той глубочайшей духовной преемственности Храма Человечества, которая была заложена им вместе с Ф. Ла Дью. У.Г.Доуэр обратился к Гарольду Форгостайну, художнику, члену Храма с просьбой написать картину для этого центра. Как пишет действующий главный хранитель Храма Элеонора Л. Шамвей: «Гарольд обрёл истинный источник вдохновения в произведениях искусства коренных американцев. Он написал картину, о которой просил доктор Доуэр, а затем начал серию больших полотен маслом, отображающих события из жизни Гайаваты и тот вклад, что внесли индейцы в понимание нами природы: необходимости гармонии между человеком и землёй». Именно Г.Форгостайну было суждено продолжить духовную линию основателей, и с уходом из жизни вдовы У.Г.Доуэра он стал четвёртым главным хранителем Храма.
В соответствии с теософскими традициями Храм Человечества не придерживается какого-либо конкретного вероисповедания. Среди его членов представители самых различных религиозных конфессий и направлений. Ежедневно в полдень в храме проводится «служба исцеления», с медитациями и молитвами о здравии и безопасности мира. Проводятся и открытые службы, лекции и медитации. Содержание и форма этих служб указаны Учителем. Практикуется посвящение в духовный сан, но священники Храма не выступают в роли посредников между человеком и Богом, поскольку в учении храма каждый человек сам является священнослужителем в своих взаимоотношениях с Богом. Три главные заповеди Храма: «Верования уходят, Сердца остаются», «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы другие поступали с тобой», «Не судите и не судимы будете».
С начала 90-х годов прошлого века на территории Алсиона живёт и русскоязычная община. До недавнего времени её возглавлял Сергей Моисеев. Совсем недавно он ушёл из мира сего...