Почти 300
лет славянские племена, живущие вокруг Ратибора почитали своих богов. На
острове же находилось поселение славянского языческого племени и статуя
богини Живы….
Ратцебург
расположен посреди озера- в лесах между Любеком, Гамбургом и Шверином.
Добраться в "город на острове", как его называют, можно по дамбе.
Когда-то вода служила естественной преградой на пути неприятеля. Сейчас
притягивает туристов и спортсменов. Здесь находится один из важнейших
центров гребного спорта Германии.
Одно
из первых упоминаний Ратцебурга датировано 1062 годом - в грамоте
Генриха IV. В документе используется название Racesburg. Ра́тцебург был
основан между 1000 и 1066 славянами и назывался Ратибор. Произошло оно
от имени западнославянского князя Ратибора (Ratibor, Ratse - Совет) -
главы племени бодричей. Во времена его правления в этом месте над
Ратцебургским озером находилось кольцеобразное укрепление, из земли и
бревен.
В всяком справочнике о Ратценбурге вы
можете прочитать душераздирающую историю о том, как злые язычники
зверски убили 18 монахов и молодого бенедиктинского аббата в полном
расцвете жизненных сил, чем последний снискал себе вечную славу и был
причислен к лику святых.
Я расскажу вам немного другую историю:
Почти 300 лет славянские племена, живущие вокруг Ратибора почитали своих богов…
Но начну я, пожалуй, с личности Готшалка.
Готшалк
(также именуется Готшальк, Годшалк, Годескальк; происходит от нем.
Gottschalk — «слуга божий») (ок 1000 — 7 июня 1066) князь бодричей,
основатель Вендской державы из династии Наконидов, сын Удо, внук
Мстивоя.
Первоначально воспитывался и получал образование в
монастыре святого Михаила в Люнебурге, где от настоятеля Годескалька
получил христианское имя под которым и вошёл в историю. В 1028 году
после того как
его отец Удо был убит перебежчиком-саксом, Готшалк вернулся на родину.
А также отрекся от христианства. Гельмольд фон Бозау пишет в Славянской хронике, о том, что Гошалк собрал войско и стал разорять саксонское герцогство.
В 1029— 1030 годы:
"B стране гользатов и штурмаров и тех,
которых называют дитмаршами, ничего не осталось, что бы избежало его
руки, кроме известных крепостей Эзего и Бокельдебург; здесь нашло приют
некоторое число вооружённых [людей] с женщинами, детьми и имуществом,
сохранившимся от разграбления" Гельмольд фон Бозау Славянская хроника
В 1030 году он добровольно попал в плен к Бернхарду II Билунгу. Заключив договор с Бернхардом Готшалк отправился в державу Кнуда Великого. На службе Кнуду, его сыновьям и племяннику Готшалк отличился и за него выдали Сигрид, дочь Свена Эстридсена(Сын сестры Кнуда Великого Эстрид и ярла Ульфа).При Кнуде и его детях йомские витязи (братство
викингов, существовавшее в X—XI веках. Главной базой йомсвикингам
служил Йомсборг. Будучи язычниками, они поклонялись Одину и Тору)
были лояльны Дании, но после того как между Магнусом Добрым и Свеном
Эстридсеном началась борьба за Данию, также стали воевать с ней. Магнус
Добрый, вступив в союз с Бернхардом Саксонским, совершил поход и в 1043
году разрушил Йомсборг. Князь бодричей Ратибор пытавшийся помочь
крепости также погиб. (Итак Ратибор погиб в 1043 году. Это важно запомнить)
В ответ, в 1043 году, воспользовавшись тем, что Магнус уплыл в Данию,
сыновья Ратибора разорили всю Ютландию. На обратной дороге домой (на
территории Шлезвига близ современного Люршау) на сыновей Ратибора напало
войско Магнуса и его родича Ордульфа Саксонского. В битве произошедшей
28 сентября 1043 года погибли все 8 сыновей Ратибора.Готшалк
пользуясь ослаблением других бодричских партий, вернулся на родину и
стал бороться за власть. После того ему как удалось возглавить бодричей,
его власть вскоре признали полабские славяне — вагры, глиняне, варны. И
все эти племена Готшалк стремился не просто подчинить своей власти, но и
создать единую державу. Готшалк поддерживал равно хорошие отношения как
с герцогом Саксонии Бернхардом II, которому выплачивал дань, так и с
архиепископом Бременским Адальбертом.Готшалк в державе Кнуда
изменил свое отношение к религии. Бодричский князь стремился
распространить внутри державы христианство. Адальберт Бременский посылал
для этого ко двору Готшалка миссионеров. Долгое время после славянского восстания 983 года
земли бодричей формально входили в Альденбургскую (Старгардскую)
епархию, но епископ проживал далеко от своих владений. Через несколько
лет количество христиан во владениях Готшалка возросло настолько что
архиепископ Адальберт разделил Старгардскую епархию на три части выделив
из неё епископства Мекленбургское и Ратиборское (Ратцебургское). Во
многих городах (Любице, Старграде, Лончине, Ратиборе) державы Готшалка
были открыты женские и мужские монастыри. Вот тут повнимательнее! Известно, что по велению Готшолка
бенедектинский монастырь и церковь св. Георга у города Ратибора были
построены в 1042 году(!). То есть, был ещё жив Ратибор и это были его
владения. Каким образом мог Готшалк распоряжаться? А буквально через год
князь Ратибор и восемь его сыновей были убиты. И только тогда, как
гласят официальные источники, он снова вернулся на родину и стал
бороться за власть. А затем стал князем бодричей, вагров, глинян,
варнов. И это не всё! В другом месте
дата смерти князя Ратибора указана 1042 год. . А в польском варианте
этой же статьи написано, что Ратибор погиб от датчан при неизвестных
обстоятельствах. И опять в 1043 году!Так что предателем был этот Готшалк! Но
князем он был, как выясняется, тоже не полновластным.Потому как (читаем
официальные документы) архиепископ Адальберт фон Гамбург хотел
основывать епископскую резиденцию и в 1062 году император Генрих IV подарил замок Ратибор герцогу Отто фон Сексен в собственность. (!) А кто Готшалка спросил?Распространение
христианства привело к созданию в державе института церкви, к введению
церковной подати, наступлением на обычаи предков, выплата дани саксам
это вызвало возмущение среди части недовольных. Лидером недовольных стал
шурин Готшалка — Плусо (Блюссо).Летом 1066 года славяне
восстали. Церковь и монастырь были уничтожены. 15 июля они взяли в плен,
а затем казнили аббата Ансвера и 18 монахов. А Готшалк поплатился своей
жизнью за предательство. После славянских восстаний первое
епископство прекратило существование, а до создания нового пройдет много
лет. Второе основали в Ратцебурге только в 1154 году, в частности,
из-за споров между светской и духовной властями. На месте храма славян,
на острове возвели собор - главную церковь епископства. Гембольд писал о славянах:
„…люди,
обладающие многими естественными добрыми качествами, "весьма
человеколюбивые» по отношению к терпящим нужду; "они спешат навстречу
тем, кто подвергается опасности в море или преследованиям со стороны
морских разбойников, и приходят им на помощь. Золото и серебро они почти
ни во что не ставят. У них изобилие неизвестных мехов, из-за которых в
нашей стране разлился смертельный яд гордости. А они почитают их вроде
как за навоз в укор, думаю, нам, которые вздыхают по меховой одежде, как
по величайшему счастью. Поэтому за льняные одежды, которые у нас
называются faldones, они отдают нам столь драгоценные шкурки.Многое
можно было бы еще сказать об этом народе, достойном похвалы за свои
нравы, если бы ко всему он признавал еще единую Христову веру,
проповедников которой они преследуют бесчеловечно…” Гельмольд фон Бозау „Славянская хроника”
ГЕЛЬМОЛЬДУ
ИЗ БОСАУ нет смысла не доверять. Он был преданным церкви человеком и
всю свою жизнь посвятил расширению её влияния. Читайте Славянскую
хронику Гембольда
здесь.Предисловиеглавы 1-20главы 21-40главы 41-60главы 61-94книга 2предисловиетекстДа!
Город Ратибора не сохранился. В 17 веке Ратцебург был основательно
разрушен теми же датчанами. Осталась память. И многочисленные названия,
родом из славянского.