/ Новости сайта / Космос / Учёные застали звезду за сжиганием планеты рентгеном
14.09.2011

Учёные застали звезду за сжиганием планеты рентгеном

14.09.11 Планета COROT-2b открыта три года назад по транзиту. Это позволило посчитать её диаметр (почти в полтора раза больше Юпитера). «Разудутие», вероятно, вызвано сильным нагревом и мощным рентгеновским потоком, срывающим с планеты огромные массы газа (иллюстрация CXC/ M. Weiss).

Астрономы выяснили, что газовый гигант COROT-2b получает рентгеновский поток в 100 000 раз более интенсивный, чем достаётся Земле от Солнца. Это излучение испаряет планету с приличной скоростью.

Рентгеновский телескоп Chandra позволил астрономам пронаблюдать за настоящей драмой. Жертва — планета COROT-2b, весящая как 3,3 Юпитера. Она кружит около своего солнца на расстоянии примерно 4 миллиона километров (в десять раз ближе, чем подходит к Солнцу Меркурий в перигелии).

Её родная звезда COROT-2 — жёлтый карлик, очень близкий по весу и диаметру к Солнцу. Расстояние до этой звезды составляет 880 световых лет, расположена она в созвездии Орла и её можно увидеть в любительский телескоп среднего размера.

Комбинированный снимок в оптическом, инфракрасном и рентгеновском диапазонах показывает звезду COROT-2 (в центре кадра), окружённую фиолетовым ореолом, отмечающим очень сильное рентгеновское излучение. Планета на этом снимке не видна (фото NASA/NSF/IPAC-Caltech/UMass/2MASS, PROMPT, DSS, CXC/Univ. of Hamburg/S.Schröter et al.).

Звезда — героиня иследования была бы едва ли не копией нашего родного светила, если бы не ряд отличий. Системе COROT-2 всего 100-300 миллионов лет. Но даже для столь молодой звезды COROT-2 необычайно активна: на её поверхности бушуют мощные турбулентные магнитные поля, а сама звезда выдаёт сильный рентгеновский поток, обрушивающийся на близкую планету.

Ситуация напоминает участь планеты WASP-12b, которую столь же близкое солнце не только сжигает, но и очень быстро поедает. Но в сравнении с WASP-12b, COROT-2b — в два с лишним раза массивнее, а темп её уничтожения на несколько порядков меньший.

Потому исчезнуть полностью за время жизни звезды этот газовый гигант едва ли успеет, но похудеет изрядно. «С поверхности планеты испаряется около пяти миллионов тонн вещества в секунду», — рассказывает NASA о новом открытии.

Астрономы полагают, что такое бурное поведение COROT-2 вызвано как раз близким расположением крупной планеты. Именно она своей гравитацией способствует ускоренному вращению слоёв звезды, что вызывает к жизни сильные поля и губительное рентгеновское излучение. Если бы не COROT-2b, данная звезда ещё несколько миллионов лет назад успокоилась бы, и ныне куда больше напоминала бы Солнце.

Косвенно в пользу такой гипотезы говорит наблюдение за звездой-компаньоном (астрономы считают, что COROT-2 входит в состав двойной системы). Она расположена на расстоянии 1000 а.е. от сестры. Эта вторая звезда в рентгене практически не видна. Возможно как раз потому, что у неё нет столь близкой планеты, предполагают авторы исследования, результаты которого опубликованы в журнале Astronomy and Astrophysics.

Источник: membrana.ru.

Антоний 17.09.2011 00:11 [Материал]
Не волнуйтесь. Значит так надо. Во Вселенной все целесообразно, поскольку подчинено Великому Вселенскому Разуму. Если и есть во Вселенной проблемы, так это только с примитивным разумом в 3-мерном физическом мире.
Serj 14.09.2011 17:36 [Материал]