На Землю скоро упадут еще два спутника
По несчастливому совпадению, в ближайшее время нам придётся пережить сразу два неконтролируемых падения старых спутников. Причём второе – куда опаснее первого.
О первом падающем спутнике СМИ говорят последние пару недель. Это американский аппарат UARS, который должен завершить свой путь в следующие несколько часов. РБК напоминает, что UARS был запущен в 1991 году для мониторинга атмосферы, а завершил работу в 2005-м.
Теперь же стало известно о новом ожидающем нас «приключении». В течение месяца на Землю грохнется другой старый спутник, и опасность наземных повреждений от его останков специалисты оценивают как более высокую.
Речь о давно неработающем германском орбитальном рентгеновском телескопе ROSAT, который должен войти в атмосферу Земли в конце октября — начале ноября 2011 года.
Оценивая вероятность попадания несгоревших обломков во что-нибудь ценное, учёные ориентируются не только на массу космического аппарата, но и на строение и состав (материал) его деталей.
Так вот, про шеститонный UARS говорилось, что он должен породить примерно 26 несгоревших фрагментов общей массой 532 кг. А ROSAT, весящий «всего» 2,4 тонны, должен дать при распаде в атмосфере 30 несгораемых кусков с суммарной массой в 1,6 тонны!
Соответственно, вероятность того, что обломки американского аппарата нанесут ущерб строениям или причинят вред людям, учёные оценивают как 1 к 3200. А для немецкого аппарата называется другое число — 1 к 2000. Увы, на «Росате» нет двигательной установки, которая могла бы сделать падение хоть сколь-нибудь контролируемым.
Даже сейчас, когда до падения UARS остаются часы (это произойдёт вечером 23-го, либо утром 24 сентября, если считать по московскому времени), представители NASA не называют точных координат места падения. По данным ИТАР-ТАСС предполагаемое место падения, вычисленное российскими космическими войсками, располагается в Индийском океане, хотя расчёты европейских учёных указывают на северные районы Италии.
Это заметный разброс. Что уж говорить про ROSAT — предсказания в отношении его траектории тем более преждевременны.