Вход / Регистрация
21.11.2024, 16:30
Молот ведьм
29.09.11 То, что принято
называть «охотой на ведьм», в Западной Европе началось в XIII веке и
продолжалась до конца XVII века. Процессы и казни ведьм приняли особенно
массовый характер в 1550-1650 годы. По оценкам историков за годы
«охоты» было казнено от сорока до ста тысяч «ведьм».
Глава 1. Правовые аспекты
Кто приносит
больше вреда: ведьмы (колдуньи) или ведуны (колдуны)? В наше время этот
вопрос звучит странно. Те, кто не верит ни в тех ни в других, могут
ответить на него какой-нибудь шуткой, возможно что с применением
ненормативной лексики. А тот, кто верит и в тех и в других, наверное
скажет что хрен редьки не слаще. Между тем в средние века ни один
нормальный западноевропейский человек такому вопросу не удивился бы,
сочтя его безусловно важным и очень непростым. А средневековые юристы в
разные времена давали на этот вопрос два взаимоисключающих ответа и оба
ответа безупречно соответствовали нормам права.
Во времена раннего средневековья, так примерно до XIII века, картина была примерно следующей. Ведуном (колдуном) считался тот, кто своим ведовством причинял людям вред: лишал пищи, наводил порчу, вредил здоровью вплоть смертельного исхода и поэтому, как всякий преступник, подлежал суровому наказанию в меру своего преступления. Ведунов наказывали не за то, что они верили в неправильных богов, то есть не за неверную идеологию, а за конкретные уголовные преступления, что соответствовало сугубо частному характеру средневекового суда. Ведьм считали суеверием. Более того, тех кто верил в ведьм, летающих на метле и пожирающих младенцев, и, охваченный безумием, пытался самовольно расправляться с женщинами, без жалости казнили. Таким образом ведуны считались реальностью и рассматривались как уголовные преступники, а ведьмы были бредом опасных безумцев.
Однако постепенно ситуация изменилась. Причиной этого стали сменившиеся идеологические установки католической церкви. Христианская церковь всегда безжалостно карала ересь (сознательное отклонение от догматов веры). Еретик являлся идеологическим врагом церкви и подлежал уничтожению. Начиная с XIII века борьба с ересями приняла особенно ожесточенный и всеобъемлющий характер. Одновременно началась великая охота на дьявола. Дьявол, который до того был больше персонажем крестьянских праздников, чем князем тьмы, был объявлен богословами главным врагом «христианского мира». Все еретики отныне стали слугами дьявола. Сменившиеся идеологические установки святейшей церкви были с пониманием встречены широкими кругами передовой (и не очень передовой) западноевропейской общественности.
Попросту говоря, начались массовая истерия и паника, поскольку даже слепому вдруг стало ясно, что «князь мира сего» [дьявол] проник всюду и царит везде. Церковь перешла на осадное положение и объявила тотальную войну с сатаной.
Естественно возник вопрос: а не являются ли ведун и ведьма, безусловно, связанные с дьяволом, еретиками? Окончательный ответ на него дал папа Иннекентий VIII в знаменитой «ведовской булле». Ведовство было объявлено ересью и подлежало преследованию святейшей инквизицией при полном содействии светских властей.
Обратим внимание на ещё один правовой нюанс. В публикациях, посвященных охоте на ведьм, часто встречаются словосочетания вроде «Инквизиторы пытали…», «инквизиция сожгла …». Инквизиторы не пытали и не жгли. Они выясняли вопрос: имеет место ересь или нет. Пытала светская власть в рамках проведения следственных действий. Сжигала светская власть, исполняя меру наказания в случае доказанной ереси.
Во времена раннего средневековья, так примерно до XIII века, картина была примерно следующей. Ведуном (колдуном) считался тот, кто своим ведовством причинял людям вред: лишал пищи, наводил порчу, вредил здоровью вплоть смертельного исхода и поэтому, как всякий преступник, подлежал суровому наказанию в меру своего преступления. Ведунов наказывали не за то, что они верили в неправильных богов, то есть не за неверную идеологию, а за конкретные уголовные преступления, что соответствовало сугубо частному характеру средневекового суда. Ведьм считали суеверием. Более того, тех кто верил в ведьм, летающих на метле и пожирающих младенцев, и, охваченный безумием, пытался самовольно расправляться с женщинами, без жалости казнили. Таким образом ведуны считались реальностью и рассматривались как уголовные преступники, а ведьмы были бредом опасных безумцев.
Однако постепенно ситуация изменилась. Причиной этого стали сменившиеся идеологические установки католической церкви. Христианская церковь всегда безжалостно карала ересь (сознательное отклонение от догматов веры). Еретик являлся идеологическим врагом церкви и подлежал уничтожению. Начиная с XIII века борьба с ересями приняла особенно ожесточенный и всеобъемлющий характер. Одновременно началась великая охота на дьявола. Дьявол, который до того был больше персонажем крестьянских праздников, чем князем тьмы, был объявлен богословами главным врагом «христианского мира». Все еретики отныне стали слугами дьявола. Сменившиеся идеологические установки святейшей церкви были с пониманием встречены широкими кругами передовой (и не очень передовой) западноевропейской общественности.
Попросту говоря, начались массовая истерия и паника, поскольку даже слепому вдруг стало ясно, что «князь мира сего» [дьявол] проник всюду и царит везде. Церковь перешла на осадное положение и объявила тотальную войну с сатаной.
Естественно возник вопрос: а не являются ли ведун и ведьма, безусловно, связанные с дьяволом, еретиками? Окончательный ответ на него дал папа Иннекентий VIII в знаменитой «ведовской булле». Ведовство было объявлено ересью и подлежало преследованию святейшей инквизицией при полном содействии светских властей.
Обратим внимание на ещё один правовой нюанс. В публикациях, посвященных охоте на ведьм, часто встречаются словосочетания вроде «Инквизиторы пытали…», «инквизиция сожгла …». Инквизиторы не пытали и не жгли. Они выясняли вопрос: имеет место ересь или нет. Пытала светская власть в рамках проведения следственных действий. Сжигала светская власть, исполняя меру наказания в случае доказанной ереси.
Глава 2. Бедные тётки
Интересно вот
что. В папской « ведовской булле» говорилось о колдунах «обоего пола».
Но колдуны мужеского пола в дальнейшем как-то выпали из фокуса интереса
инквизиции. Все сосредоточились исключительно на ведьмах. Выражение
«охота на ведьм» говорит само за себя. Почему именно ведьмы-то?
Обратимся к знаменитейшей, культовой книге средневековья, Malleus Maleficarum. Молот ведьм. Настольная книга инквизитора, юриста, богослова и, вообще, всякого уважающего себя культурного и образованного человека. Великий художник-гуманист Альбрехт Дюрер был огорчен до слез, когда ему не разрешили проиллюстрировать этот шедевр своими рисунками.
Итак, приступим.
«Часть первая, вопрос шестой: О ведьмах, предающих себя демонам.
…Почему женщины более склонны к колдовству? ……..Почти все государства были разрушены из-за женщин …. женщины имеют недостатки как в душе так и в теле, и нет ничего удивительного в том, что они совершают больше позорных деяний ……По природе женщина лжива. Она лжива и в разговоре. Она жалит и ласкает в одно и то же время. …..женщина более алчет плотских наслаждений, чем мужчина, что видно из всей той плотской скверны, которой женщины предаются …..из недостатка разума женщины скорее, чем мужчины отступаются от веры, а из своих необычайных аффектов и страстей они выполняют свою месть с помощью чар… Подведем итоги: всё совершается у них из ненасытности к плотским наслаждениям ... Вот они и прибегают к помощи дьявола, чтобы утишить свои страсти…. Для человека разумного сказанного довольно, чтобы понять, почему колдовство более распространено среди женщин, чем среди мужчин. Поэтому правильнее называть эту ересь не ересью колдунов, а ересью ведьм»
Вот так вот. Мы-то с вами люди разумные.
Обратимся к знаменитейшей, культовой книге средневековья, Malleus Maleficarum. Молот ведьм. Настольная книга инквизитора, юриста, богослова и, вообще, всякого уважающего себя культурного и образованного человека. Великий художник-гуманист Альбрехт Дюрер был огорчен до слез, когда ему не разрешили проиллюстрировать этот шедевр своими рисунками.
Итак, приступим.
«Часть первая, вопрос шестой: О ведьмах, предающих себя демонам.
…Почему женщины более склонны к колдовству? ……..Почти все государства были разрушены из-за женщин …. женщины имеют недостатки как в душе так и в теле, и нет ничего удивительного в том, что они совершают больше позорных деяний ……По природе женщина лжива. Она лжива и в разговоре. Она жалит и ласкает в одно и то же время. …..женщина более алчет плотских наслаждений, чем мужчина, что видно из всей той плотской скверны, которой женщины предаются …..из недостатка разума женщины скорее, чем мужчины отступаются от веры, а из своих необычайных аффектов и страстей они выполняют свою месть с помощью чар… Подведем итоги: всё совершается у них из ненасытности к плотским наслаждениям ... Вот они и прибегают к помощи дьявола, чтобы утишить свои страсти…. Для человека разумного сказанного довольно, чтобы понять, почему колдовство более распространено среди женщин, чем среди мужчин. Поэтому правильнее называть эту ересь не ересью колдунов, а ересью ведьм»
Вот так вот. Мы-то с вами люди разумные.
Глава 3. Процессуальные аспекты
Процессы
ведьм как правило вели совместно духовный и светский суды. Время от
времени между ними возникали трения. Светские юристы не желали учитывать
в своей практике так называемые «невидимые преступления», например
ночные полеты ведьм на метле и без оной. Однако духовные судьи вынесли
такие полеты в «специальный» разряд преступлений, не требующих
доказательств в силу своей специфичности, и машина правосудия продолжала
работу.
В Malleus Maleficarum подробнейшим образом описана процессуальная сторона процесса по делу ведьмы.
Основанием для начала процесса против ведьмы могли служить прямое обвинение, донос или слух. Женщину, которая по одной из перечисленных причин превращалась в подозреваемую, подвергали дознанию. Постоянно имея дело с такими ужасными созданиями как колдуньи, храбрые служители правосудия ужасно рисковали и вынуждены были предохраняться.
«Судье и заседателям нужно обратить внимание на то, чтобы ведьма к ним не прикасалась……Для предохранения себя им надлежит носить у себя на шее соль, освященную в вербное воскресенье и освященные же травы …… Обвиняемую следует вводить в камеру суда спиной к судьям. При допросе защищай себя крестным знамением и мужественно нападай на неё ….. »
Ведьма имела право на адвоката, но не могла назначить его сама: «Пусть судья назначит защитником честного человека ….»
Свидетели, упорно, отказывающиеся от дачи клятвенных показаний, могли попасть в еретики.
Основанием для смертного приговора могло быть только признание. В случае упорного отрицания обвиняемой своей вины применялась пытка. Однако здесь возникали многие проблемы как теоретические, так и технические.
«Не полностью испытанных ведьм черт оставляет во время суда без поддержки. Поэтому они легко признаются. Другие, преданные ему и устами и сердцем, защищаются им по мере сил. Он дает им упорство ни в чем не сознаваться. … Особенно стойкими оказываются те, которые уже не в первый раз допрашиваются под пытками. Суставы их рук входят после пытки на свои старые места столь же скоро, как и выворачиваются при начале пытки ……Пусть судья не спешит с пытками».
Для того чтобы приступить к пыткам, выносился специальный приговор, изменявший для подсудимой режим предварительного заключения на тюремный. Допрос во время пытки записывался нотариусом. Стандартный набор пыток включал сначала дыбу, потом раскаленное железо. Вариаций было много. Одним из «научных способов» выявления ведьмы являлось нахождение на теле обвиняемой специальных мест, нечувствительных к боли. Рисунок со схемами таких мест лежал на столе пред судьей. В подозрительные места тыкали специально разработанными инструментами. Они назывались witchpricker, «ведьмино шило».
«Когда ведьма начинает признаваться, то судья ни в коем случае не должен прерывать её показания. Даже если она стала признаваться ночью, то он должен продолжать снятие допроса. Если это случилось днем, то пусть он не заботится о том, что придется позднее позавтракать или пообедать …»
Приговор не мог быть произнесен над теми, кто не сознался в преступлении.
Ведьмы имели право на обжалование. Если судья замечал, что обвиняемая собирается обжаловать судопроизводство, то он « ….получив подобное обжалование, не высказывая беспокойства, должен потребовать предъявления письменной копии этого обжалования, указывая на то, что у него мало времени. После того, как обвиняемая представит письменную жалобу, судья должен сказать, что он ответит через два дня и что для расследования понадобится дней тридцать. Хотя судья сможет тотчас ответить и расследовать дело, однако чтобы действовать с большей осторожностью, лучше всего отсрочить расследование на десять, двадцать, двадцать пять, а то и более дней …..».
В Malleus Maleficarum подробнейшим образом описана процессуальная сторона процесса по делу ведьмы.
Основанием для начала процесса против ведьмы могли служить прямое обвинение, донос или слух. Женщину, которая по одной из перечисленных причин превращалась в подозреваемую, подвергали дознанию. Постоянно имея дело с такими ужасными созданиями как колдуньи, храбрые служители правосудия ужасно рисковали и вынуждены были предохраняться.
«Судье и заседателям нужно обратить внимание на то, чтобы ведьма к ним не прикасалась……Для предохранения себя им надлежит носить у себя на шее соль, освященную в вербное воскресенье и освященные же травы …… Обвиняемую следует вводить в камеру суда спиной к судьям. При допросе защищай себя крестным знамением и мужественно нападай на неё ….. »
Ведьма имела право на адвоката, но не могла назначить его сама: «Пусть судья назначит защитником честного человека ….»
Свидетели, упорно, отказывающиеся от дачи клятвенных показаний, могли попасть в еретики.
Основанием для смертного приговора могло быть только признание. В случае упорного отрицания обвиняемой своей вины применялась пытка. Однако здесь возникали многие проблемы как теоретические, так и технические.
«Не полностью испытанных ведьм черт оставляет во время суда без поддержки. Поэтому они легко признаются. Другие, преданные ему и устами и сердцем, защищаются им по мере сил. Он дает им упорство ни в чем не сознаваться. … Особенно стойкими оказываются те, которые уже не в первый раз допрашиваются под пытками. Суставы их рук входят после пытки на свои старые места столь же скоро, как и выворачиваются при начале пытки ……Пусть судья не спешит с пытками».
Для того чтобы приступить к пыткам, выносился специальный приговор, изменявший для подсудимой режим предварительного заключения на тюремный. Допрос во время пытки записывался нотариусом. Стандартный набор пыток включал сначала дыбу, потом раскаленное железо. Вариаций было много. Одним из «научных способов» выявления ведьмы являлось нахождение на теле обвиняемой специальных мест, нечувствительных к боли. Рисунок со схемами таких мест лежал на столе пред судьей. В подозрительные места тыкали специально разработанными инструментами. Они назывались witchpricker, «ведьмино шило».
«Когда ведьма начинает признаваться, то судья ни в коем случае не должен прерывать её показания. Даже если она стала признаваться ночью, то он должен продолжать снятие допроса. Если это случилось днем, то пусть он не заботится о том, что придется позднее позавтракать или пообедать …»
Приговор не мог быть произнесен над теми, кто не сознался в преступлении.
Ведьмы имели право на обжалование. Если судья замечал, что обвиняемая собирается обжаловать судопроизводство, то он « ….получив подобное обжалование, не высказывая беспокойства, должен потребовать предъявления письменной копии этого обжалования, указывая на то, что у него мало времени. После того, как обвиняемая представит письменную жалобу, судья должен сказать, что он ответит через два дня и что для расследования понадобится дней тридцать. Хотя судья сможет тотчас ответить и расследовать дело, однако чтобы действовать с большей осторожностью, лучше всего отсрочить расследование на десять, двадцать, двадцать пять, а то и более дней …..».
Глава 4. А были ли ведьмы?
В большинстве
научных работ эксцессы «охоты на ведьм» объясняются тем, что начиная с
XIII века в Западной Европе всё шире распространялся известный феномен
«оборонного мышления». Казалось, что на добрых христиан ополчились все.
Умножающиеся ереси, дьявол, евреи, эпидемия чумы истребившая до 60%
населения ряда европейских стран и, наконец, турки-османы, то есть,
мусульманская агрессия. Враг был у ворот и, соответственно, зоркий глаз
средневекового европейца искал и находил врага всюду. Массовая паника и
истерия стали каждодневной реальностью. Чуть ли не основным внутренним
врагом стали несчастные «ведьмы». Многие бдительные мужья обнаруживали
врага непосредственно в супружеской постели и тащили на расправу. Но
надо отметить, что сами женщины вели охоту на ведьм столь же активно,
как и мужчины.
Вторая, романтическая, теория состоит в том, что ведьмы существовали. Считалось, что они были жрицами языческого культа бога-сатаны с древнейших времен, что они натирались дурманящими мазями, имели тайные языческие знания и прочее тра-ля-ля в стиле «Кода да Винчи». Однако в контексте настоящей статьи эта теория интереса не представляет.
Вторая, романтическая, теория состоит в том, что ведьмы существовали. Считалось, что они были жрицами языческого культа бога-сатаны с древнейших времен, что они натирались дурманящими мазями, имели тайные языческие знания и прочее тра-ля-ля в стиле «Кода да Винчи». Однако в контексте настоящей статьи эта теория интереса не представляет.