/ Новости сайта / Наука и Технологии / Найден новый самый большой вируc
11.10.2011

Найден новый самый большой вируc

Оценка: 0.0    2057 0 Наука и Технологии

11.10.11 На смену мимивирусу, который до сих пор считался крупнейшим, пришёл мегавирус. Оба гиганта похожи и внешне, и образом жизни, но генетически отличаются весьма существенно. Возможно, такие вирусы являются эволюционными переходными формами между вирусами и бактериями.

С момента открытия в начале 1990-х мимивирус считался крупнейшим среди вирусов, причём не столько из-за размеров белковой оболочки (капсида), сколько из-за необычайно большого генома: ДНК мимивируса состоит из 1 185 000 пар оснований. Когда его открыли, поначалу даже спутали с бактерией — генетически он устроен сложнее некоторых организмов, имеющих клеточное строение.

Но теперь мимивирусу придётся уступить своё первое место: группа французских учёных обнаружила ещё более крупный вирус, названный ими Megavirus chilensis.

Мимивирус (справа) и мегавирус; на врезке крупным планом показаны белковые волосовидные структуры на вирусном капсиде (фото авторов открытия).

Исследователи выловили его в морской воде на побережье Чили. Белковая оболочка Megavirus chilensis достигает 0,7 микрометра в диаметре (у мимивируса — 0,4 мкм), а размер генома — 1 259 197 пар оснований и 1 120 генов. Хотя пятая часть генов мегавируса не имеет аналогов в геноме мимивируса, у двух гигантов есть много общего. И тот, и другой размножаются в амёбах; оба покрыты волосообразными нитями — белковыми фибриллами. Возможно, такая «волосатость» нужна вирусам, чтобы обманывать питающихся бактериями амёб: амёба принимает вирус за бактерию и съедает его. Дальнейшее, как говорится, дело техники.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, учёные сообщают, что мегавирус формирует внутри клетки органеллоподобные структуры, представляющие собой что-то вроде фабрик по производству вирусных частиц. С большой долей условности это можно уподобить «клетке внутри клетки». Мегавирус имеет ряд генов, которые больше пошли бы клеточному организму; сложный геном позволяет ему быть во многом независимым от клеточной биохимии.

Когда был открыт мимивирус, многие сочли его промежуточной формой между вирусами и бактериями. Однако мимивирус долго оставался удивительным исключением среди вирусов. Исследователи подчёркивают, что открытый ими Megavirus chilensis заметно отличается от мимивируса, оба случая гигантизма могли возникнуть независимо друг от друга. Возможно, дальнейшие исследования подтвердят гипотезу об эволюционном превращении вирусов в бактерии посредством подобных вирусов-гигантов.

Источник: compulenta.ru