Кризис европейской цивилизации: Настало время провести системное обновление глобальной стратегии
Катаклизмы последних лет носят настолько стремительный характер, что современники порой оказываются не в состоянии верно оценить суть явлений и сделать соответствующие выводы. Видимо, нам еще не раз суждено столкнуться с неожиданными поворотами, которые мало кто смог предугадать.
Тем не менее достаточно четко просматриваются признаки серьезнейшего кризиса западной, а точнее, европейской цивилизации (североамериканский континент стоит здесь особняком в силу сохраняющегося роста населения).
Одновременно завершаются два кардинальной значимости исторических процесса. Во-первых, распадается и отступает существовавший в течение 500 лет евроцентристский мир (небольшой концерн крупных держав, в том числе Россия, а с Х1Х века и США, которые определяли судьбы мира). Человечество является свидетелем весьма болезненного рождения нового геополитического порядка, когда на авансцену выходят иные, нежели западные, цивилизации: китайская, индийская, исламская, латиноамериканская и т.д.
Во-вторых, заканчивается исторический срок 200-летней индустриальной цивилизации, рождается постиндустральная, называемая интегральной, цивилизация. Назрела неотвратимая необходимость системного обновления глобальной стратегии. Ее цель – формирование нового способа производства и потребления, обеспечивающего равновесие между природой и обществом, преодоление пропасти между богатыми и бедными, формирование подлинно многополярного мироустройства на базе диалога и партнерства государств и цивилизаций.
Западная, называемая также европейской, цивилизация вступила в эпоху угасания. Научное предвидение Освальда Шпенглера в 1912 году в его работе «Закат Европы» рельефно проявляется 100 лет спустя. Пройдя через истощившие ее силы две мировые войны, многочисленные кровопролитные конфликты и хищническое истребление природных ресурсов, европейская цивилизация, достигнув пика своего расцвета, переживает кризис умирания, хотя внешне европейский образ жизни и уровень современного развития продолжают представляться благополучными и привлекательными.
Красноречиво и убедительно характеризует это состояние известный наш публицист и писатель Михаил Веллер: «Европа дала миру все. Наука, техника, культура, прогресс, могущество, свобода, комфорт – это все Европа. Но сегодняшняя Европа – гниль, вырождение, себя сохранить не в силах. Похоронить! Не подражать! А тому подражать, что главным было в великой Европе великих перемен – величию, таланту трудиться и благотворной суровости морали».
Дамоклов меч демографической проблемы нависает над стареющей Европой, коренное население которой сокращается все более быстрыми темпами. Европа в перспективе обречена уже в силу демографической парадигмы. Для поддержания жизнедеятельности европейцы вынуждены нанимать иностранную рабочую силу, причем во все возрастающих размерах, что порождает межэтнические и межнациональные конфликты. <...> Расчеты на интеграцию, ассимиляцию мигрантов, их восприятие и принятие западных ценностей, образа мышления и поведенческой модели не оправдались, идея мультикультуризма потерпела полный провал, о чем недавно заявили лидеры крупнейших западноевропейских государств. Это прежде всего касается быстрорастущей мусульманской общины: европейцы тщетно пытаются найти выход из объективно тупиковой в этом аспекте ситуации.<...>
Надлом произошел на рубеже становления индустриальной цивилизации. В мораль Запада поставлен принцип, провозглашенный Фрэнсисом Бэконом: «Наука нужна для того, чтобы ставить природу на службу человеку». Опасность оказалась в том, что технические возможности растут быстрее его миропредставлений, материальная сторона эволюционирует быстрее его духовных составляющих. В итоге это ведет к деградации моральных устоев общества и его распаду.
Трагическим проявлением упадка западного образа жизни стал теракт в Норвегии летом с.г., когда европейский националист на почве личного отвержения доминирующего в его понимании в обществе разлада культур безжалостно и хладнокровно убил 77 соотечественников и ранил более 100.
Другой стороной системного кризиса западной цивилизации стали финансово-экономические проблемы, вызванные неуемной жадностью банков и корпораций, подталкивающих страны к тому, чтобы жить не по средствам. <...> По мнению математиков и физиков, это опасно критическая для планеты черта.) Капитализм в силу действия основного его природного механизма – достижения максимальной прибыли – усиливает такие негативные черты, присущие человеческой натуре, как агрессивность и алчность, стремление к экспансии, захвату.
Это ныне со всей очевидностью проявляется в зоне Средиземноморья, где происходит цепная реакция долгового кризиса. Он начинает переползать с юга на север.
В связи с растущей нехваткой ресурсов правящие круги некоторых европейских держав становятся более агрессивными. Например, при вторжении в Ирак большинство европейских стран проявили сдержанность, отмежевались от американской кампании. Но уже в 2011 году Франция и Англия стали инициаторами и возглавили операции НАТО в Ливии. Они рассчитывали, что после недолгой, незатратной, без человеческих жертв и без сопротивления со стороны местного населения кампании они захватят стратегически важные и необходимые позиции к близко расположенным богатейшим запасам дешевой высококачественной нефти и газа.
Однако ныне очевидно, что они просчитались. Скорее всего в Ливии и Тунисе, а возможно, и в других арабских странах к власти могут прийти исламисты. Не исключено, что некоторых руководителей западных держав в будущем могут ждать серьезные расследования их деятельности, нанесшей ущерб национальных интересам их стран.
Глобальная информационная революция поставила под удар сферу культуры и нравственности. Новому поколению навязываются унифицированная псевдокультура, моральная деградация. Кризис нравственных ценностей достиг апогея, что выражается в распаде семьи, в увеличении количества однополых браков, в таких страшных пороках современного общества, как наркомания, алкоголизм, проституция, педофилия и т.п. Нарастает угроза утраты культурного наследия, этнического и цивилизационного разнообразия.<...>
С завершением доминирования западной цивилизации, как это предвидел выдающийся английский историк Арнольд Тойнби, на мировую арену выдвигается новый гигант – азиатские цивилизации с их огромным населением, где более половины – молодежь; мощным сырьевым и человеческим потенциалом, природными ресурсами, акцентом не на материальный прагматизм, что привело к размыванию ценностей христианства, а на стремление к консенсусу, предпочтению «благожелательного» авторитаризма западной модели демократии. <...>