/ Новости сайта / Наука и Технологии / С помощью рентгена удалось обнаружить целую экосистему.
15.11.2011

С помощью рентгена удалось обнаружить целую экосистему.

Оценка: 0.0    1725 0 Наука и Технологии

15.11.11 Британские учёные смогли получить на удивление полный отчёт об обильной и хорошо сохранившейся ордовикской экосистеме морского дна с помощью обыкновенного рентгена.

Останки организмов были найдены в аргиллитах Лланфавра возле Лландриндодских источников в центральном Уэльсе. Обнаружено более 20 видов. Почти наверняка их там ещё больше.

Гидроид 20 мм в ширину.

Среди окаменелостей — губки, приапулиды, членистоногие и др. Среди самых интересных образцов — одиночные гидроиды, причём это самый ранний пример данной группы.

Породам около 460 млн лет. Ордовик охватывает период с 488 по 444 млн лет назад. Это было время биологического взрыва: количество видов увеличилось в четыре раза, родились все современные экосистемы. Три четверти видов приходилось на долю губок. Существовало также несколько групп подвижных животных, но большинство из них обладало тонкими скелетами или же было полностью мягкотело, поэтому они сохранялись очень редко.

Это мелководное сообщество, судя по находкам, было типичным для ордовика: преобладали неподвижные фильтраторы, членистоногие и другие мобильные организмы встречались реже. Сегодня нечто подобное можно найти только на большой глубине. По всей видимости, эти организмы или их предки тоже вышли с глубин. Принято считать, что на шельф выходили в основном существа с твёрдым скелетом, но, судя по находкам, мягкотелые тоже смело отправлялись на мелководье.

Указанная область среднего Уэльса богата окаменелостями. Данное месторождение было найдено в 2004 году. Традиционными методами раскопки не проводились: слишком хрупки и малы образцы, извлечь их с применением даже самой аккуратной технологии невозможно. Исследователи просто везли камни в лабораторию. Иногда в валунах ничего не было.

Следы организмов найдены в валлийских аргиллитах в основном благодаря необычному способу окаменения. Их формы повторяют расположение в организме молекул пирита. Это вещество блокирует рентгеновское излучение более эффективно, чем окружающая порода.

Наряду с рентгеном использовалось компьютерное сканирование: оно позволяет создавать трёхмерные модели. В целом новый метод наводит на мысль, что палеонтологов ждёт ещё множество неоткрытых коллекций, ждущих своего часа в ничем не примечательных с виду камнях.

Типичный снимок: видны губки, граптолиты, а также различные неопределённые и проблемные окаменелости. Изображение имеет около 50 мм в ширину.