Вход / Регистрация
19.12.2024, 07:06
Кому вершки, а кому корешки на ядерном поле.
19.11.11 Военно-политическое руководство НАТО уделяет особое внимание повышению роли и места ядерного оружия в ядерном сдерживании вероятных противников и обеспечении безопасности союзников. Ядерное планирование осуществляет Группа ядерного планирования НАТО под руководством ОСК ВС США, позволяя американцам находить возможность для маневра в аспекте требований СНВ. В Стратегической концепции НАТО определено: «Пока существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным альянсом».
Так и напрашивается ответное заявление натовцам: «Пока НАТО будет ядерным альянсом, в России будет существовать ядерное оружие». При этом российские чиновники и различные прорабы «перезагрузки», стремясь подчеркнуть якобы миролюбивый характер Североатлантического союза, с удовлетворением комментируют такое положение документа: «Руководство альянса полно решимости добиваться более безопасного мира и создания условий для мира без ядерного оружия в соответствии с целями ДНЯО».
В то же время осталось не замеченным и недооцененным российской стороной содержание статьи 18 Стратегической концепции: «Основной гарантией безопасности союзников являются стратегические ядерные силы альянса, в особенности те, которые принадлежат США, а также независимые ядерные силы Великобритании и Франции, которые обладают собственной сдерживающей ролью, вносят вклад в общее сдерживание и безопасность союзников».
У РОССИИ НЕТ ЯДЕРНЫХ СОЮЗНИКОВ.
Таким образом, впервые заявлено о наличии в составе ОВС НАТО стратегических ядерных сил альянса, основу которых составляют ядерные силы США, включающие стратегические наступательные силы (СНС) и тактические ядерные силы в Европе, оснащенные американским ядерным оружием. Следует отметить, что так называемая независимость стратегических ядерных сил (СЯС) Великобритании и Франции, находящихся в составе альянса, представляется весьма условной.
Анализ информационных материалов показывает, что в составе НАТО функционируют стратегические ядерные силы альянса (США–Великобритания–Франция) с элементами объединенного ядерного планирования, едиными формами и способами боевого применения ядерных сил, адаптированной системой управления войсками и ядерным оружием и некоторыми общими объектами инфраструктуры системы связи, с отработкой согласованных задач сдерживания и ядерного поражения условных противников в ходе стратегических учений на едином оперативно-стратегическом фоне.
Уместно подчеркнуть, что организацию планирования глобальных (ядерных) операций, в том числе на европейском ТВД, осуществляет Объединенное стратегического командование (ОСК) ВС США. Кроме того, развивается военно-техническое сотрудничество США и Великобритании в области СНВ, что связано с грубыми нарушениями Договора о СНВ и Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Просматривается также не регламентированное этим договором военно-техническое сотрудничество США с Францией в области СНВ, которое на момент подписания Договора о СНВ, американской стороной заявлено не было.
Таким образом, американцы приобретают благоприятные условия для «безболезненного» сокращения своих СНВ до уровня 1550 боезарядов и ниже. Это вполне объяснимо, так как перечень объектов вероятного противника и состав ядерных средств для их поражения ежегодно уточняется при целераспределении в ходе совместного ядерного планирования в ОСК ВС США. При этом учитываются предназначение, задачи, боевые возможности и перспективы развития СЯС Великобритании, Франции и тактического ядерного оружия США в Европе.
Таких возможностей у Российской Федерации нет, поскольку мы не имеем ядерных союзников. И как реальный прогнозируемый результат – существенное ядерное превосходство ядерных сил США, Великобритании и Франции, объединенных в составе ОВС НАТО.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТРИАДА С НЕИЗВЕСТНЫМ ЧИСЛОМ.
Главная особенность СНС США заключается в том, что нет ясности в их количественном составе, хотя имеются некоторые официальные документы и по линии внешнеполитических ведомств состоялся обмен данными по СНВ (проведено по 8 инспекций из 18 разрешенных). Сделаны очередные заявления об открытости, транспарентности и прозрачности в реализации сторонами договорных обязательств.
Тем не менее в органах управления РФ, структурах ОПК и различных организациях, занимающихся ракетно-ядерной проблематикой, одновременно циркулируют цифровые показатели по оперативно-развернутым боезарядам, отличающиеся в разы. Так, в одних официальных документах приведены 917 носителей и 5125 ядерных боезарядов для варианта типовой комплектации носителей. В других документах показано 8114 ядерных боезарядов, но уже для варианта максимальной комплектации.
Приходится в очередной раз напомнить, что вышеупомянутые варианты комплектации платформ головных частей МБР типа «Минитмэн-3» и БРПЛ «Трайдент-2» появились в результате грубых нарушений американцами положений Договора о СНВ-1 при демонстрации российским инспекторам заявленного количества боеголовок, установленных на ракетах. Таким образом, получается, что на момент завершения действия Договора о СНВ-1 (5 декабря 2009 года) истинное количество ядерных боезарядов в СНС США не было известно.
Так, согласно положениям Договора о СНВ-1 стороны должны были выйти на уровень до 6000 ядерных боезарядов, что и подтверждено обменом данных по СНВ, произведенным по линии Национальных центров уменьшения ядерной опасности (НЦУЯО) РФ и США. Между тем после вступления Договора о СНВ в силу (5 февраля 2011 года) Госдеп США и МИД РФ почти одновременно опубликовали таблицу с очередными официальными данными по составу СНВ, в которой по СНС США была заявлена уже цифра в 1800 ядерных боезарядов. Однако и она не отражает реального состояния, поскольку составлена на основе так называемых условных подсчетов ядерных боезарядов на стратегических бомбардировщиках.
Возникает вопрос: неужели к 5 февраля 2011 года американцы добровольно сократили количество ядерных боезарядов более чем в 3,5 раза? Если верить цифре 1800 единиц, то американцы для выхода на уровень 1550 ядерных боезарядов ежегодно должны снимать по 36 ядерных боеприпасов. Более того, оказывается, что американская сторона досрочно выполнила положения Договора СНП по сокращению ядерных боезарядов до 31 декабря 2012 года на уровень 1700–2200 единиц. Почему же до сих пор российская и мировая общественность не информированы о столь значительных успехах «перезагрузки» и реализации инициатив президента Барака Обамы по продвижению США к безъядерному миру?
Второй особенностью СНС США является создание новой стратегической триады, представляющей собой оперативное и организационно-техническое объединение стратегических наступательных, оборонительных сил и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей поддержание вооружения и военной техники в готовности к боевому применению. По взглядам военно-политического руководства США, это обеспечит существенное сокращение сроков принятия и реализации президентом США решений на ответные действия при внезапном воздушно-космическом нападении вероятного противника. При этом часть задач по поражению критически важных и стратегических объектов вероятного противника будет возложена на обычные средства поражения (крылатые ракеты, различные виды ВТО, стратегические бомбардировщики, МБР и БРПЛ в неядерном оснащении) и будет запланирована ядерным союзникам США.
Третьей особенностью СНС США является завершение масштабных программ по модернизации всех компонентов ядерной триады. Так, в наземной компоненте СНС американцы завершили замену всех твердотопливных двигателей и жидкостной ступени разведения на МБР типа «Минитмэн-3», что обеспечивает поддержание группировки МБР до 2030 года. Сообщалось, что американский ОПК смог реализовать способ перезаливки ракетных ступеней новым твердым топливом. К 2018 году в боевом составе будет находиться 420 МБР с моноблочными ГЧ, т.е. в год будет сниматься по чеыре ракеты. Предусматривается начать НИОКР по разработке новой МБР. Важно подчеркнуть также, что доработки, проведенные на пунктах управления пуском МБР, позволили сократить время переприцеливания ракет (на одну ПУ) по неплановым целям до 15 минут.
В морской компоненте все ПЛАРБ остаются в боевом составе до 2020 года. В рамках реализации Договора о СНВ планируется сократить количество пусковых установок БРПЛ с 24 до 20 на одну ПЛАРБ и иметь не более 240 ракет на боевом дежурстве. Работы по продлению эксплуатационного ресурса ракет не ведутся, поскольку ставка сделана на закупки новых БРПЛ «Трайдент-2». Уместно напомнить, что эта ракета прошла летно-конструкторские испытания с 12 боевыми блоками. Предполагается часть ракет оснастить высокоточными управляемыми неядерными боеголовками. Однако окончательного решения Конгресс США на финансирование этих работ не принял, поскольку Пентагоном не представлено убедительных доказательств по исключению ядерных инцидентов, связанных с идентификацией Россией и Китаем стартов американских ядерных и неядерных БРПЛ. Будут продолжены также НИОКР по новой ПЛАРБ.
В авиационной компоненте для действий в ядерном варианте сохраняется часть стратегических бомбардировщиков В-52Н и В-2А в количестве 60 единиц. Очередной раз заявлено, что все бомбардировщики В-1В переориентируются для решения неядерных задач. При этом обеспечивается техническая возможность обратного их переоснащения под носители ядерного оружия, что означает создание возвратного ядерного потенциала. Предполагается ликвидировать часть СБ В-52Н ранних сроков изготовления. Планируется поддерживать существующий парк СБ до 2040 года с началом разработки нового СБ в конце текущего года.
Следует отметить, что выполнение договорных обязательств в СНС США осуществляется путем разгрузки платформ ГЧ ракет, вывода из эксплуатации части МБР и БРПЛ и создания возвратного потенциала по ракетам и головным частям. Кроме того, в рамках реализации оперативно-стратегической концепции «Глобальный удар» планируется принятие на вооружение МБР и БРПЛ с неядерными головными частями и принципиально новыми видами боевого оснащения. Для компенсации сокращения количества собственных оперативно-развернутых ядерных боезарядов американцы предусматривают задействовать потенциал своих ядерных союзников по НАТО.
Особую значимость для НАТО приобретает совместное ядерное планирование США и их союзников. Принципы планирования общеизвестны: согласование руководящих документов по ядерному планированию; выбор объектов поражения; разработка данных для прицеливания; распределение целей между носителями и боезарядами с учетом их тактико-технических характеристик и сокращения боевого состава СНС США в связи с выполнением договорных обязательств; выбор и согласование баллистической трассы полета носителей через территорию других государств; формирование и учет предложений командующих на ТВД по поражению объектов тактическим ядерным оружием; передача и ввод данных боевого применения в системы управления носителей ядерного оружия; определение вариантов применения ядерных сил; оценка выбранных вариантов на реализуемость, организация взаимодействия, обеспечения и управления; оформление, согласование и утверждение планирующих документов; сокращение сроков планирования и автоматизация процессов переприцеливания носителей на неплановые или вновь выявленные объекты поражения.
ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Военно-политическое руководство Великобритании с участием США выполняет программные положения Белой книги («Оценка состояния и перспектив развития стратегических ядерных сил Великобритании на долгосрочный период»). В документе отмечается, что «СЯС Великобритании предназначены для сдерживания агрессора от нанесения ущерба британским интересам и усиления эффективности воздействия союзных ядерных сил, что укрепит безопасность страны и ее союзников по НАТО».
Как известно, СЯС Великобритании представлены эскадрой подводных лодок, в составе которой 4 ПЛАРБ типа «Вэнгард», оснащенных американскими БРПЛ «Трайдент-2» (16 ПУ БРПЛ с РГЧ ИН, способных нести до 8 боеголовок мощностью 0,1–0,15 Мт и имеющих дальность стрельбы 9 тыс. км). Реальное количество загруженных ракет – 12, боеголовок на ракетах ПЛАРБ, ведущих боевое патрулирование, составляет не более 4 единиц.
Особенностью британских СЯС является наличие трех комплектов вооружений на четыре подлодки и возможность дозагрузки ПЛАРБ ракетами и боеголовками, что создает благоприятные условия для создания возвратного ракетно-ядерного потенциала, предназначенного для наращивания боевых возможностей британских МСЯС и компенсации сокращения ядерных боезарядов СНС США в ходе выполнения американцами своих договорных обязательств.
Что касается перспектив развития британских СЯС, то в Белой книге подчеркивается: «Правительство решило участвовать в американской программе продления срока эксплуатации ракет «Трайдент-2», что позволит сохранить эти ракеты на вооружении британских ядерных сил до 2040 года. Будет продолжено сотрудничество с США по обслуживанию этих БРПЛ на американской ВМБ Кингс-Бей. США гарантируют, что любые ракетные системы, разрабатываемые на замену «Трайдент-2», будут совместимы с системой боевого управления пуском новых британских ПЛАРБ или могут быть дооборудованы. Решение по замене или модернизации боеголовок должен принять британский парламент».
Следует отметить, что выполнение американцами этого положения связано с нарушением Договора о СНВ, однако это сейчас считается мелочью. Так, соответствующая статья ХIII Договора о СНВ гласит: «Стороны не передают третьим сторонам стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие настоящего Договора. Настоящее положение не распространяется на какую бы то ни было существующую на момент подписания настоящего Договора практику сотрудничества, включая обязательства в области СНВ между одной из сторон и третьим государством».
Необходимо подчеркнуть, что вышеупомянутая практика сотрудничества США и Великобритании заключается только в приеме-передаче ракет, что подтверждается специальным Согласованным заявлением сторон от 1991 года, которое американцами постоянно нарушалось в рамках предыдущего Договора о СНВ-1, поскольку сотрудничество этих государств не ограничивается только приемом-передачей БРПЛ «Трайдент-2». Это подтверждается заявлениями МИДа РФ.
Также одной из ущербных статей Договора о СНВ является пункт 7 Раздела II Протокола: «Уведомление, предоставляемое не позднее чем через 5 дней после завершения передачи БРПЛ третьему государству или получения БРПЛ от третьего государства в соответствии с существующей практикой сотрудничества». Представляется абсурдным, что Россия будет передавать свои морские стратегические ракеты какому-то третьему государству (у самих дефицит). Легко догадаться, что речь идет о сотрудничестве США и Великобритании по передаче-приему БРПЛ «Трайдент-2» в интересах поддержания и развития британских МСЯС, причем в ущерб безопасности РФ. При этом состав, содержание и границы сотрудничества США и Великобритании в области СНВ в Договоре не определены. Кроме того, постоянно замалчивается нарушение военно-политическим руководством США и Великобритании режима контроля за ракетными технологиями.
Результаты анализа информационных материалов свидетельствуют о новых направлениях их сотрудничества: согласование оперативных планов применения ядерных сил; обмен информацией о состоянии и перспективах развития ракетно-ядерных программ ведущих зарубежных государств; поддержание и развитие объектов системы боевого управления и связи, находящихся в Великобритании; планирование и совместное участие стратегических ядерных сил в различных мероприятиях оперативной и боевой подготовки; увеличение состава американских специалистов, занимающихся проведением стыковок различных систем американских БРПЛ с британскими ядерными боеголовками и ПЛАРБ.
В США разработку планов боевого применения ядерных сил осуществляет ОСК ВС США. Боевое применение британских СЯС предусмотрено во взаимодействии с СНС США: они включены в американскую систему ядерного планирования. Решение на применение ядерного оружия принимает премьер-министр Великобритании, оно может также согласовываться с президентом США. Вместе с тем в Белой книге отмечается, что боевое применение британских СЯС предполагает и независимость от США.
Американо-британское сотрудничество в области СНВ процветает, чему в значительной степени способствуют недостатки Договора о СНВ, которые оказались незамеченными в ходе ратификации Договора в Госдуме РФ.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В НАТО ФРАНЦИИ.
Стратегические ядерные силы Франции включают морскую и воздушную компоненты. В составе морской компоненты находится 4 ПЛАРБ по 16 БРПЛ типа М-45 на каждой, в том числе одна лодка уже перевооружена на БРПЛ М-51. Всего 48 БРПЛ с 288 ядерными боезарядами. Перспективы развития морской компоненты направлены на поддержание группировки ПЛАРБ и БРПЛ с проведением НИОКР. До 2017 года планируется перевооружение всех подлодок на ракеты типа М-51. Необходимо также отметить, что в морской компоненте Франции на четыре ПЛАРБ содержится три комплекта вооружений.
Воздушный компонент предназначен для решения оперативно-стратегических и стратегических задач. Он включает 72 самолета-носителя с 52 управляемыми ракетами ASMP-А и 20-ю УР ASMP с ядерными зарядами. К 2019 году планируется завершение вывода из боевого состава ВВС истребителей «Мираж» 2000N и их замена самолетами «Рафаль» с УР ASMP-А, а также строительство нового авианосца. Следует отметить, что самолеты-носители предназначены для выполнения боевых задач с дозаправкой в воздухе и имеют значительную дальность боевого применения. Кстати, военное руководство Франции относит авиационный компонент к стратегическим ядерным силам.
Важно отметить, что на момент подписания Договора о СНВ какого-либо сотрудничества, включая обязательства в области СНВ между США и Францией, американцами не было заявлено. Поэтому данное обстоятельство должно постоянно подвергаться мониторингу и любые факты военно-технического сотрудничества США и Франции в области СНВ должны квалифицироваться как грубые нарушения Договора о СНВ.
Между тем возможность осуществления такого сотрудничества уже обозначилась. Так, в речи президента Франции Николя Саркози на Международной конференции по безопасности в Мюнхене (2009) было заявлено: «Я привержен дружбе с США – дружбе независимых и уважающих друг друга союзников. Франция сохранит ядерные силы устрашения наряду с англичанами, с которыми мы хотим работать рука об руку. Можно ли представить себе, чтобы две единственные ядерные державы Европы не работали вместе? Это поставит вопрос о взаимодополняемости двух ядерных держав. Поэтому Франция останется ядерной державой».
Можно привести и последние заявления президента Франции, где он с удовлетворением подчеркивает вступление государства в военную организацию НАТО. Между тем анализ зарубежных источников свидетельствуют, что США издавна оказывали помощь Франции по вопросам проектирования баллистических ракет и обеспечения технической безопасности ядерных материалов. Франция, в свою очередь, предоставляла США разнообразную информацию по результатам ядерных испытаний.
Согласно положениям ядерной доктрины Франции боевое применение ядерных сил осуществляется самостоятельно. При необходимости оно будет согласовываться с боевым применением союзников по НАТО, однако этот вопрос требует дополнительных исследований.
Между США и Францией действует «Меморандум о достижении соглашения по сотрудничеству в области обеспечения ядерной безопасности и защиты от несанкционированного доступа». В документе имеется раздел «Контроль за состоянием ядерного арсенала», который регламентирует сотрудничество в области теоретических, численных и экспериментальных методов моделирования, а раздел «Ядерная техническая безопасность и защита от несанкционированного доступа» определяет порядок обмена информацией по конструкции ядерных вооружений, исследованиям, разработке, испытаниям, изготовлению, транспортировке и демонтажу компонентов из ядерных и взрывчатых материалов. В рамках меморандума действует также соглашение «Долгосрочное участие технического персонала в совместных проектах и взаимное посещение объектов».
В условиях действия Договора о СНВ ущербным для российской стороны является развертывание трехстороннего сотрудничества США со своими ядерными союзниками. По информации специалистов, известно, что в обход Договора о СНВ одно из государств является посредником в передаче ракетно-ядерной информации между двумя другими. Отмечаются тенденции по увеличению информационного обмена в части, касающейся ядерной проблематики. Подчеркивается, что после подписания этого Договора ядерное сотрудничество США, Великобритании и Франции сосредоточилось на анализе и оценке состояния ядерных арсеналов и выработке мер по продлению сроков эксплуатации ядерных боеприпасов без проведения натурных ядерных испытаний.
Приводятся также сведения, что Франция значительно продвинулась в области компьютерного моделирования процессов испытания ядерных боеприпасов для подтверждения их надежности и безопасности, опередив другие ядерные державы. Это исключительно важно, поскольку в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, во всех ядерных державах обозначилась проблема подтверждения надежности и безопасности эксплуатации ядерных боеприпасов. Подчеркивается, что сведения из области ядерных оружейных программ трех ядерных держав могут быть сведены в единую базу данных.
Кроме того, Великобритания и Франция в ноябре 2010 года заключили так называемое историческое соглашение о сотрудничестве в военной области. Применительно к СНВ оно предусматривает взаимодействие по поддержанию ядерных арсеналов и создание до 2015 года двух исследовательских центров – на базе действующего британского ядерного комплекса в Олдермастоне и во французском Вальдеке. В первом из них будут проводиться исследования, во втором – моделироваться ядерные испытания, что особенно актуально в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Также Франция и Великобритания планируют совместную разработку технологий для атомных подводных лодок, которая пока не будет касаться силовых установок и ядерных вооружений, однако охватит все остальные компоненты и виды снаряжения. Отмечается также, что оба государства будут самостоятельно контролировать свои ядерные силы, хотя не исключается сотрудничество стран в области разработки конкретных видов СНВ. Сообщается также, что планируется поочередное задействование авианосцев для базирования самолетов – носителей ядерного оружия. При этом дальность их применения по объектам вероятного противника может достигать до тысячи километров от района развертывания авианосной группировки.
Уместно привести авторитетное и убедительное заявление генерального конструктора Московского института теплотехники академика Юрия Семеновича Соломонова: «Последнее решение, которое принято правительствами Англии и Франции, говорит о сближении в области стратегического оружия и создании совместных производств».
ЯДЕРНОЕ СУММИРОВАНИЕ НЕ В ПОЛЬЗУ РОССИИ.
В заключение данной статьи уместно напомнить, что 5 февраля 2012 года исполняется годовщина вступления Договора о СНВ в силу. Особую озабоченность России должно вызывать эффективное военно-техническое сотрудничество США и Великобритании, которое вышло за рамки Договора о СНВ, а также заключение между Великобританией и Францией договора по военно-техническому сотрудничеству в области поддержания и развития ядерно-оружейного комплекса.
Великобритания, Франция и Китай и не думают подключаться к Договору о СНВ, а российско-американские инициативы по глобализации Договора о РСМД так и не нашли поддержки в мире, налицо также неконтролируемое распространение ракетных технологий.
В настоящее время США и НАТО периодически заявляют о необходимости начала переговоров с Россией по сокращению ТЯО (НСЯО). Безусловно, началу таких переговоров должен предшествовать вывод американского ядерного оружия на континентальную часть США или беспроигрышный размен в решении проблем ЕвроПРО с участием России.
Тактические ядерные силы альянса включают около 200 ядерных авиабомб типа В-61, которые размещены на авиабазах в хранилищах на территории Германии, Италии, Бельгии, Голландии и Турции. На территории новых членов альянса давно ведутся работы по подготовке объектов инфраструктуры для постоянного базирования самолетов – носителей ЯО (Зокняй, Литва; Лиерварде, Латвия; Эмари, Эстония). Натовцами заявлено о планах развертывания на этих авиабазах американских ударных беспилотных летательных аппаратов, которые представляют серьезную угрозу объектам СЯС ВС РФ. Между тем существуют серьезные проблемы в обеспечении надежной охраны и обороны хранилищ с ЯО, их ядерной и пожаровзрывобезопасности, защиты от террористических атак, угрозы возникновения техногенных аварий, что вызывает негативное отношение руководителей и общественности этих государств.
Планирование боевого применения СНС США с учетом СЯС Великобритании, а в перспективе в полном объеме и Франции, обеспечивает американцам элементарный выход к 2018 году на уровень 1550 боезарядов и ниже. В ходе сокращения СНС США запланированные для поражения ими объекты вероятного противника могут быть переназначены для СЯС Великобритании и Франции в плановом порядке, что технически вполне реализуемо. Кроме того, США и их союзники имеют значительный возвратный потенциал по ракетам и ядерным боезарядам, что обеспечивает наращивание боевых возможностей ядерных сил при возникновении форс-мажорных обстоятельств в мире.
В боевом составе СЯС Великобритании и Франции планируется содержать 464 и 288 ядерных боезарядов соответственно. Легко вычислить, что суммарный ядерный потенциал США и их союзников по блоку НАТО к 5 февраля 2018 года составит около 2300 ядерных боезарядов. Это без учета 200 единиц тактического ядерного оружия США в Европе, в пределах досягаемости которых находится значительное количество критически важных и стратегических объектов России и Белоруссии. А если суммировать еще возвратный ядерный потенциал стратегических ядерных сил США, Великобритании и Франции, то это стратегическое превосходство будет весьма значительным.
www
Так и напрашивается ответное заявление натовцам: «Пока НАТО будет ядерным альянсом, в России будет существовать ядерное оружие». При этом российские чиновники и различные прорабы «перезагрузки», стремясь подчеркнуть якобы миролюбивый характер Североатлантического союза, с удовлетворением комментируют такое положение документа: «Руководство альянса полно решимости добиваться более безопасного мира и создания условий для мира без ядерного оружия в соответствии с целями ДНЯО».
В то же время осталось не замеченным и недооцененным российской стороной содержание статьи 18 Стратегической концепции: «Основной гарантией безопасности союзников являются стратегические ядерные силы альянса, в особенности те, которые принадлежат США, а также независимые ядерные силы Великобритании и Франции, которые обладают собственной сдерживающей ролью, вносят вклад в общее сдерживание и безопасность союзников».
У РОССИИ НЕТ ЯДЕРНЫХ СОЮЗНИКОВ.
Таким образом, впервые заявлено о наличии в составе ОВС НАТО стратегических ядерных сил альянса, основу которых составляют ядерные силы США, включающие стратегические наступательные силы (СНС) и тактические ядерные силы в Европе, оснащенные американским ядерным оружием. Следует отметить, что так называемая независимость стратегических ядерных сил (СЯС) Великобритании и Франции, находящихся в составе альянса, представляется весьма условной.
Анализ информационных материалов показывает, что в составе НАТО функционируют стратегические ядерные силы альянса (США–Великобритания–Франция) с элементами объединенного ядерного планирования, едиными формами и способами боевого применения ядерных сил, адаптированной системой управления войсками и ядерным оружием и некоторыми общими объектами инфраструктуры системы связи, с отработкой согласованных задач сдерживания и ядерного поражения условных противников в ходе стратегических учений на едином оперативно-стратегическом фоне.
Уместно подчеркнуть, что организацию планирования глобальных (ядерных) операций, в том числе на европейском ТВД, осуществляет Объединенное стратегического командование (ОСК) ВС США. Кроме того, развивается военно-техническое сотрудничество США и Великобритании в области СНВ, что связано с грубыми нарушениями Договора о СНВ и Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Просматривается также не регламентированное этим договором военно-техническое сотрудничество США с Францией в области СНВ, которое на момент подписания Договора о СНВ, американской стороной заявлено не было.
Таким образом, американцы приобретают благоприятные условия для «безболезненного» сокращения своих СНВ до уровня 1550 боезарядов и ниже. Это вполне объяснимо, так как перечень объектов вероятного противника и состав ядерных средств для их поражения ежегодно уточняется при целераспределении в ходе совместного ядерного планирования в ОСК ВС США. При этом учитываются предназначение, задачи, боевые возможности и перспективы развития СЯС Великобритании, Франции и тактического ядерного оружия США в Европе.
Таких возможностей у Российской Федерации нет, поскольку мы не имеем ядерных союзников. И как реальный прогнозируемый результат – существенное ядерное превосходство ядерных сил США, Великобритании и Франции, объединенных в составе ОВС НАТО.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТРИАДА С НЕИЗВЕСТНЫМ ЧИСЛОМ.
Главная особенность СНС США заключается в том, что нет ясности в их количественном составе, хотя имеются некоторые официальные документы и по линии внешнеполитических ведомств состоялся обмен данными по СНВ (проведено по 8 инспекций из 18 разрешенных). Сделаны очередные заявления об открытости, транспарентности и прозрачности в реализации сторонами договорных обязательств.
Тем не менее в органах управления РФ, структурах ОПК и различных организациях, занимающихся ракетно-ядерной проблематикой, одновременно циркулируют цифровые показатели по оперативно-развернутым боезарядам, отличающиеся в разы. Так, в одних официальных документах приведены 917 носителей и 5125 ядерных боезарядов для варианта типовой комплектации носителей. В других документах показано 8114 ядерных боезарядов, но уже для варианта максимальной комплектации.
Приходится в очередной раз напомнить, что вышеупомянутые варианты комплектации платформ головных частей МБР типа «Минитмэн-3» и БРПЛ «Трайдент-2» появились в результате грубых нарушений американцами положений Договора о СНВ-1 при демонстрации российским инспекторам заявленного количества боеголовок, установленных на ракетах. Таким образом, получается, что на момент завершения действия Договора о СНВ-1 (5 декабря 2009 года) истинное количество ядерных боезарядов в СНС США не было известно.
Так, согласно положениям Договора о СНВ-1 стороны должны были выйти на уровень до 6000 ядерных боезарядов, что и подтверждено обменом данных по СНВ, произведенным по линии Национальных центров уменьшения ядерной опасности (НЦУЯО) РФ и США. Между тем после вступления Договора о СНВ в силу (5 февраля 2011 года) Госдеп США и МИД РФ почти одновременно опубликовали таблицу с очередными официальными данными по составу СНВ, в которой по СНС США была заявлена уже цифра в 1800 ядерных боезарядов. Однако и она не отражает реального состояния, поскольку составлена на основе так называемых условных подсчетов ядерных боезарядов на стратегических бомбардировщиках.
Возникает вопрос: неужели к 5 февраля 2011 года американцы добровольно сократили количество ядерных боезарядов более чем в 3,5 раза? Если верить цифре 1800 единиц, то американцы для выхода на уровень 1550 ядерных боезарядов ежегодно должны снимать по 36 ядерных боеприпасов. Более того, оказывается, что американская сторона досрочно выполнила положения Договора СНП по сокращению ядерных боезарядов до 31 декабря 2012 года на уровень 1700–2200 единиц. Почему же до сих пор российская и мировая общественность не информированы о столь значительных успехах «перезагрузки» и реализации инициатив президента Барака Обамы по продвижению США к безъядерному миру?
Второй особенностью СНС США является создание новой стратегической триады, представляющей собой оперативное и организационно-техническое объединение стратегических наступательных, оборонительных сил и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей поддержание вооружения и военной техники в готовности к боевому применению. По взглядам военно-политического руководства США, это обеспечит существенное сокращение сроков принятия и реализации президентом США решений на ответные действия при внезапном воздушно-космическом нападении вероятного противника. При этом часть задач по поражению критически важных и стратегических объектов вероятного противника будет возложена на обычные средства поражения (крылатые ракеты, различные виды ВТО, стратегические бомбардировщики, МБР и БРПЛ в неядерном оснащении) и будет запланирована ядерным союзникам США.
Третьей особенностью СНС США является завершение масштабных программ по модернизации всех компонентов ядерной триады. Так, в наземной компоненте СНС американцы завершили замену всех твердотопливных двигателей и жидкостной ступени разведения на МБР типа «Минитмэн-3», что обеспечивает поддержание группировки МБР до 2030 года. Сообщалось, что американский ОПК смог реализовать способ перезаливки ракетных ступеней новым твердым топливом. К 2018 году в боевом составе будет находиться 420 МБР с моноблочными ГЧ, т.е. в год будет сниматься по чеыре ракеты. Предусматривается начать НИОКР по разработке новой МБР. Важно подчеркнуть также, что доработки, проведенные на пунктах управления пуском МБР, позволили сократить время переприцеливания ракет (на одну ПУ) по неплановым целям до 15 минут.
В морской компоненте все ПЛАРБ остаются в боевом составе до 2020 года. В рамках реализации Договора о СНВ планируется сократить количество пусковых установок БРПЛ с 24 до 20 на одну ПЛАРБ и иметь не более 240 ракет на боевом дежурстве. Работы по продлению эксплуатационного ресурса ракет не ведутся, поскольку ставка сделана на закупки новых БРПЛ «Трайдент-2». Уместно напомнить, что эта ракета прошла летно-конструкторские испытания с 12 боевыми блоками. Предполагается часть ракет оснастить высокоточными управляемыми неядерными боеголовками. Однако окончательного решения Конгресс США на финансирование этих работ не принял, поскольку Пентагоном не представлено убедительных доказательств по исключению ядерных инцидентов, связанных с идентификацией Россией и Китаем стартов американских ядерных и неядерных БРПЛ. Будут продолжены также НИОКР по новой ПЛАРБ.
В авиационной компоненте для действий в ядерном варианте сохраняется часть стратегических бомбардировщиков В-52Н и В-2А в количестве 60 единиц. Очередной раз заявлено, что все бомбардировщики В-1В переориентируются для решения неядерных задач. При этом обеспечивается техническая возможность обратного их переоснащения под носители ядерного оружия, что означает создание возвратного ядерного потенциала. Предполагается ликвидировать часть СБ В-52Н ранних сроков изготовления. Планируется поддерживать существующий парк СБ до 2040 года с началом разработки нового СБ в конце текущего года.
Следует отметить, что выполнение договорных обязательств в СНС США осуществляется путем разгрузки платформ ГЧ ракет, вывода из эксплуатации части МБР и БРПЛ и создания возвратного потенциала по ракетам и головным частям. Кроме того, в рамках реализации оперативно-стратегической концепции «Глобальный удар» планируется принятие на вооружение МБР и БРПЛ с неядерными головными частями и принципиально новыми видами боевого оснащения. Для компенсации сокращения количества собственных оперативно-развернутых ядерных боезарядов американцы предусматривают задействовать потенциал своих ядерных союзников по НАТО.
Особую значимость для НАТО приобретает совместное ядерное планирование США и их союзников. Принципы планирования общеизвестны: согласование руководящих документов по ядерному планированию; выбор объектов поражения; разработка данных для прицеливания; распределение целей между носителями и боезарядами с учетом их тактико-технических характеристик и сокращения боевого состава СНС США в связи с выполнением договорных обязательств; выбор и согласование баллистической трассы полета носителей через территорию других государств; формирование и учет предложений командующих на ТВД по поражению объектов тактическим ядерным оружием; передача и ввод данных боевого применения в системы управления носителей ядерного оружия; определение вариантов применения ядерных сил; оценка выбранных вариантов на реализуемость, организация взаимодействия, обеспечения и управления; оформление, согласование и утверждение планирующих документов; сокращение сроков планирования и автоматизация процессов переприцеливания носителей на неплановые или вновь выявленные объекты поражения.
ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Военно-политическое руководство Великобритании с участием США выполняет программные положения Белой книги («Оценка состояния и перспектив развития стратегических ядерных сил Великобритании на долгосрочный период»). В документе отмечается, что «СЯС Великобритании предназначены для сдерживания агрессора от нанесения ущерба британским интересам и усиления эффективности воздействия союзных ядерных сил, что укрепит безопасность страны и ее союзников по НАТО».
Как известно, СЯС Великобритании представлены эскадрой подводных лодок, в составе которой 4 ПЛАРБ типа «Вэнгард», оснащенных американскими БРПЛ «Трайдент-2» (16 ПУ БРПЛ с РГЧ ИН, способных нести до 8 боеголовок мощностью 0,1–0,15 Мт и имеющих дальность стрельбы 9 тыс. км). Реальное количество загруженных ракет – 12, боеголовок на ракетах ПЛАРБ, ведущих боевое патрулирование, составляет не более 4 единиц.
Особенностью британских СЯС является наличие трех комплектов вооружений на четыре подлодки и возможность дозагрузки ПЛАРБ ракетами и боеголовками, что создает благоприятные условия для создания возвратного ракетно-ядерного потенциала, предназначенного для наращивания боевых возможностей британских МСЯС и компенсации сокращения ядерных боезарядов СНС США в ходе выполнения американцами своих договорных обязательств.
Что касается перспектив развития британских СЯС, то в Белой книге подчеркивается: «Правительство решило участвовать в американской программе продления срока эксплуатации ракет «Трайдент-2», что позволит сохранить эти ракеты на вооружении британских ядерных сил до 2040 года. Будет продолжено сотрудничество с США по обслуживанию этих БРПЛ на американской ВМБ Кингс-Бей. США гарантируют, что любые ракетные системы, разрабатываемые на замену «Трайдент-2», будут совместимы с системой боевого управления пуском новых британских ПЛАРБ или могут быть дооборудованы. Решение по замене или модернизации боеголовок должен принять британский парламент».
Следует отметить, что выполнение американцами этого положения связано с нарушением Договора о СНВ, однако это сейчас считается мелочью. Так, соответствующая статья ХIII Договора о СНВ гласит: «Стороны не передают третьим сторонам стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие настоящего Договора. Настоящее положение не распространяется на какую бы то ни было существующую на момент подписания настоящего Договора практику сотрудничества, включая обязательства в области СНВ между одной из сторон и третьим государством».
Необходимо подчеркнуть, что вышеупомянутая практика сотрудничества США и Великобритании заключается только в приеме-передаче ракет, что подтверждается специальным Согласованным заявлением сторон от 1991 года, которое американцами постоянно нарушалось в рамках предыдущего Договора о СНВ-1, поскольку сотрудничество этих государств не ограничивается только приемом-передачей БРПЛ «Трайдент-2». Это подтверждается заявлениями МИДа РФ.
Также одной из ущербных статей Договора о СНВ является пункт 7 Раздела II Протокола: «Уведомление, предоставляемое не позднее чем через 5 дней после завершения передачи БРПЛ третьему государству или получения БРПЛ от третьего государства в соответствии с существующей практикой сотрудничества». Представляется абсурдным, что Россия будет передавать свои морские стратегические ракеты какому-то третьему государству (у самих дефицит). Легко догадаться, что речь идет о сотрудничестве США и Великобритании по передаче-приему БРПЛ «Трайдент-2» в интересах поддержания и развития британских МСЯС, причем в ущерб безопасности РФ. При этом состав, содержание и границы сотрудничества США и Великобритании в области СНВ в Договоре не определены. Кроме того, постоянно замалчивается нарушение военно-политическим руководством США и Великобритании режима контроля за ракетными технологиями.
Результаты анализа информационных материалов свидетельствуют о новых направлениях их сотрудничества: согласование оперативных планов применения ядерных сил; обмен информацией о состоянии и перспективах развития ракетно-ядерных программ ведущих зарубежных государств; поддержание и развитие объектов системы боевого управления и связи, находящихся в Великобритании; планирование и совместное участие стратегических ядерных сил в различных мероприятиях оперативной и боевой подготовки; увеличение состава американских специалистов, занимающихся проведением стыковок различных систем американских БРПЛ с британскими ядерными боеголовками и ПЛАРБ.
В США разработку планов боевого применения ядерных сил осуществляет ОСК ВС США. Боевое применение британских СЯС предусмотрено во взаимодействии с СНС США: они включены в американскую систему ядерного планирования. Решение на применение ядерного оружия принимает премьер-министр Великобритании, оно может также согласовываться с президентом США. Вместе с тем в Белой книге отмечается, что боевое применение британских СЯС предполагает и независимость от США.
Американо-британское сотрудничество в области СНВ процветает, чему в значительной степени способствуют недостатки Договора о СНВ, которые оказались незамеченными в ходе ратификации Договора в Госдуме РФ.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В НАТО ФРАНЦИИ.
Стратегические ядерные силы Франции включают морскую и воздушную компоненты. В составе морской компоненты находится 4 ПЛАРБ по 16 БРПЛ типа М-45 на каждой, в том числе одна лодка уже перевооружена на БРПЛ М-51. Всего 48 БРПЛ с 288 ядерными боезарядами. Перспективы развития морской компоненты направлены на поддержание группировки ПЛАРБ и БРПЛ с проведением НИОКР. До 2017 года планируется перевооружение всех подлодок на ракеты типа М-51. Необходимо также отметить, что в морской компоненте Франции на четыре ПЛАРБ содержится три комплекта вооружений.
Воздушный компонент предназначен для решения оперативно-стратегических и стратегических задач. Он включает 72 самолета-носителя с 52 управляемыми ракетами ASMP-А и 20-ю УР ASMP с ядерными зарядами. К 2019 году планируется завершение вывода из боевого состава ВВС истребителей «Мираж» 2000N и их замена самолетами «Рафаль» с УР ASMP-А, а также строительство нового авианосца. Следует отметить, что самолеты-носители предназначены для выполнения боевых задач с дозаправкой в воздухе и имеют значительную дальность боевого применения. Кстати, военное руководство Франции относит авиационный компонент к стратегическим ядерным силам.
Важно отметить, что на момент подписания Договора о СНВ какого-либо сотрудничества, включая обязательства в области СНВ между США и Францией, американцами не было заявлено. Поэтому данное обстоятельство должно постоянно подвергаться мониторингу и любые факты военно-технического сотрудничества США и Франции в области СНВ должны квалифицироваться как грубые нарушения Договора о СНВ.
Между тем возможность осуществления такого сотрудничества уже обозначилась. Так, в речи президента Франции Николя Саркози на Международной конференции по безопасности в Мюнхене (2009) было заявлено: «Я привержен дружбе с США – дружбе независимых и уважающих друг друга союзников. Франция сохранит ядерные силы устрашения наряду с англичанами, с которыми мы хотим работать рука об руку. Можно ли представить себе, чтобы две единственные ядерные державы Европы не работали вместе? Это поставит вопрос о взаимодополняемости двух ядерных держав. Поэтому Франция останется ядерной державой».
Можно привести и последние заявления президента Франции, где он с удовлетворением подчеркивает вступление государства в военную организацию НАТО. Между тем анализ зарубежных источников свидетельствуют, что США издавна оказывали помощь Франции по вопросам проектирования баллистических ракет и обеспечения технической безопасности ядерных материалов. Франция, в свою очередь, предоставляла США разнообразную информацию по результатам ядерных испытаний.
Согласно положениям ядерной доктрины Франции боевое применение ядерных сил осуществляется самостоятельно. При необходимости оно будет согласовываться с боевым применением союзников по НАТО, однако этот вопрос требует дополнительных исследований.
Между США и Францией действует «Меморандум о достижении соглашения по сотрудничеству в области обеспечения ядерной безопасности и защиты от несанкционированного доступа». В документе имеется раздел «Контроль за состоянием ядерного арсенала», который регламентирует сотрудничество в области теоретических, численных и экспериментальных методов моделирования, а раздел «Ядерная техническая безопасность и защита от несанкционированного доступа» определяет порядок обмена информацией по конструкции ядерных вооружений, исследованиям, разработке, испытаниям, изготовлению, транспортировке и демонтажу компонентов из ядерных и взрывчатых материалов. В рамках меморандума действует также соглашение «Долгосрочное участие технического персонала в совместных проектах и взаимное посещение объектов».
В условиях действия Договора о СНВ ущербным для российской стороны является развертывание трехстороннего сотрудничества США со своими ядерными союзниками. По информации специалистов, известно, что в обход Договора о СНВ одно из государств является посредником в передаче ракетно-ядерной информации между двумя другими. Отмечаются тенденции по увеличению информационного обмена в части, касающейся ядерной проблематики. Подчеркивается, что после подписания этого Договора ядерное сотрудничество США, Великобритании и Франции сосредоточилось на анализе и оценке состояния ядерных арсеналов и выработке мер по продлению сроков эксплуатации ядерных боеприпасов без проведения натурных ядерных испытаний.
Приводятся также сведения, что Франция значительно продвинулась в области компьютерного моделирования процессов испытания ядерных боеприпасов для подтверждения их надежности и безопасности, опередив другие ядерные державы. Это исключительно важно, поскольку в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, во всех ядерных державах обозначилась проблема подтверждения надежности и безопасности эксплуатации ядерных боеприпасов. Подчеркивается, что сведения из области ядерных оружейных программ трех ядерных держав могут быть сведены в единую базу данных.
Кроме того, Великобритания и Франция в ноябре 2010 года заключили так называемое историческое соглашение о сотрудничестве в военной области. Применительно к СНВ оно предусматривает взаимодействие по поддержанию ядерных арсеналов и создание до 2015 года двух исследовательских центров – на базе действующего британского ядерного комплекса в Олдермастоне и во французском Вальдеке. В первом из них будут проводиться исследования, во втором – моделироваться ядерные испытания, что особенно актуально в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Также Франция и Великобритания планируют совместную разработку технологий для атомных подводных лодок, которая пока не будет касаться силовых установок и ядерных вооружений, однако охватит все остальные компоненты и виды снаряжения. Отмечается также, что оба государства будут самостоятельно контролировать свои ядерные силы, хотя не исключается сотрудничество стран в области разработки конкретных видов СНВ. Сообщается также, что планируется поочередное задействование авианосцев для базирования самолетов – носителей ядерного оружия. При этом дальность их применения по объектам вероятного противника может достигать до тысячи километров от района развертывания авианосной группировки.
Уместно привести авторитетное и убедительное заявление генерального конструктора Московского института теплотехники академика Юрия Семеновича Соломонова: «Последнее решение, которое принято правительствами Англии и Франции, говорит о сближении в области стратегического оружия и создании совместных производств».
ЯДЕРНОЕ СУММИРОВАНИЕ НЕ В ПОЛЬЗУ РОССИИ.
В заключение данной статьи уместно напомнить, что 5 февраля 2012 года исполняется годовщина вступления Договора о СНВ в силу. Особую озабоченность России должно вызывать эффективное военно-техническое сотрудничество США и Великобритании, которое вышло за рамки Договора о СНВ, а также заключение между Великобританией и Францией договора по военно-техническому сотрудничеству в области поддержания и развития ядерно-оружейного комплекса.
Великобритания, Франция и Китай и не думают подключаться к Договору о СНВ, а российско-американские инициативы по глобализации Договора о РСМД так и не нашли поддержки в мире, налицо также неконтролируемое распространение ракетных технологий.
В настоящее время США и НАТО периодически заявляют о необходимости начала переговоров с Россией по сокращению ТЯО (НСЯО). Безусловно, началу таких переговоров должен предшествовать вывод американского ядерного оружия на континентальную часть США или беспроигрышный размен в решении проблем ЕвроПРО с участием России.
Тактические ядерные силы альянса включают около 200 ядерных авиабомб типа В-61, которые размещены на авиабазах в хранилищах на территории Германии, Италии, Бельгии, Голландии и Турции. На территории новых членов альянса давно ведутся работы по подготовке объектов инфраструктуры для постоянного базирования самолетов – носителей ЯО (Зокняй, Литва; Лиерварде, Латвия; Эмари, Эстония). Натовцами заявлено о планах развертывания на этих авиабазах американских ударных беспилотных летательных аппаратов, которые представляют серьезную угрозу объектам СЯС ВС РФ. Между тем существуют серьезные проблемы в обеспечении надежной охраны и обороны хранилищ с ЯО, их ядерной и пожаровзрывобезопасности, защиты от террористических атак, угрозы возникновения техногенных аварий, что вызывает негативное отношение руководителей и общественности этих государств.
Планирование боевого применения СНС США с учетом СЯС Великобритании, а в перспективе в полном объеме и Франции, обеспечивает американцам элементарный выход к 2018 году на уровень 1550 боезарядов и ниже. В ходе сокращения СНС США запланированные для поражения ими объекты вероятного противника могут быть переназначены для СЯС Великобритании и Франции в плановом порядке, что технически вполне реализуемо. Кроме того, США и их союзники имеют значительный возвратный потенциал по ракетам и ядерным боезарядам, что обеспечивает наращивание боевых возможностей ядерных сил при возникновении форс-мажорных обстоятельств в мире.
В боевом составе СЯС Великобритании и Франции планируется содержать 464 и 288 ядерных боезарядов соответственно. Легко вычислить, что суммарный ядерный потенциал США и их союзников по блоку НАТО к 5 февраля 2018 года составит около 2300 ядерных боезарядов. Это без учета 200 единиц тактического ядерного оружия США в Европе, в пределах досягаемости которых находится значительное количество критически важных и стратегических объектов России и Белоруссии. А если суммировать еще возвратный ядерный потенциал стратегических ядерных сил США, Великобритании и Франции, то это стратегическое превосходство будет весьма значительным.
www