Выбор фона:
/ Новости сайта / Археология / Тибетские бусинки Дзи
14.12.2011

Тибетские бусинки Дзи

Оценка: 0.0    3482 0 Археология
14:00

Бусинки «Дзи» – одни из наиболее таинственных бусинок, известных нам сегодня. Неизвестны точное время происхождения, изготовления и даже период, на протяжении которого они являлись важной частью тибетской культуры. Известно лишь, что эти солнечные каменные бусинки, испещренные мистическими узорами (глазки, полосы, мастика битумная), в настоящее время являются наиболее оберегаемыми бусинками в мире.

Значение слова «Дзи» в Тибете соответствует значению слов «сияние, яркость, четкость, блеск”. Земля, с которой они связаны – Тибет, сама по себе окутана ореолом таинственности. И драгоценностям там всегда придавали огромное значение: они использовались как способ показать статус владельца, а также имели большое религиозное значение. Даже самые бедные семьи хранили некоторые виды бусинок в качестве амулетов.

Суровый ландшафт вносил ощущение, что зло в жизни тибетцев вызвано негативным влиянием окружающей среды. Поэтому драгоценности использовались как защита. Особо в этом плане почитались бирюза и коралл, обладавшие, по мнению тибетцев, особыми защитными свойствами. Кроме того, бусинки «Дзи» помещали внутрь религиозных статуй, для того чтобы усилить их влияние. Сами бусинки в зависимости от цвета соответствовали определенным стихиям: красный коралл символизировал кровь, огонь и свет, бусинки из бирюзы – воду, небо и воздух, янтарь – землю.

Драгоценности жителей Тибета были достаточно большими, чтобы без труда можно было определить социальный статус их владельца, а также довольно прочными, чтобы выдержать частые перемещения. Для них характерен декоративный дизайн поверхности, смелая обработка драгоценных и полудрагоценных камней, либеральное использование кораллов, янтаря и бирюзы. Тибетские бусинки просты и пропорциональны. Красочная раскраска и сложный рисунок делают их похожими на бусинки, найденные в Индии и Китае. Сами ожерелья имеют определенную ценность исходя не из стоимости драгоценных и полудрагоценных камней, из которых они сделаны (так как очень часто это были стеклянные имитаторы настоящих камней) а из интенсивности цвета, веса оправы, размера кораллов и того, что это настоящие бусинки «Дзи». Ценность определялась и тем, насколько хорошо смотрелось ожерелье. Однако следует заметить, что бусинки «Дзи» не только добавлялись в ожерелья, но и вплетались в волосы тибетских женщин. В ранней тибетской литературе также встречаются упоминания о шкатулках, усеянных бусинками «Дзи».

Хотя ныне на тибетских землях распространен буддизм, считается, что бусинки «Дзи» появились во времена, когда существовала религия, названная Bon – верой. Это следует из странных рисунков на бусинках, которые наводят на размышления о шаманстве и настоящем колдовстве. Трудно сказать что-нибудь наверняка о «Дзи», поскольку тибетская культура запрещает какие-либо археологические экспедиции на ее земле. Известно лишь, что они использовались как амулеты, увеличивающие силу.

Происхождение бусинок «Дзи» окружено множеством мифов. Бусинка «Дзи» – часть «семейства» бусинок, известных как гравированные бусинки. Этот древний процесс украшения халцедона (своего рода кварц) путем химической обработки, изменяющей поверхностный состав, возник в цивилизации Долины Инд, а позже распространился на территории Ирана.

Определение среди бусинок «Дзи» «чистых» «Дзи», то есть таких, которые жители Тибета сочли бы настоящим экземпляром этого типа, – не всегда легкая задача. В зависимости от региона Тибета специфика «чистых» «Дзи» меняется. Однако в целом можно сказать, что бусинка «Дзи» является гравированным агатом или халцедоном с нанесенным на нее определенным рисунком: глаз, круг, квадрат, двойная волна и отдельные полосы и волны. Наиболее ценной считается бусинка с глазами, особенно девятиглазая бусинка «Дзи», поскольку число 9 считалось священным во времена Bon – веры, хотя в буддизме ему не придается такое важное значение.

Бусинки чаще всего были трубчатыми, 1-2 дюйма длиной (иногда длиннее), и как бы сияли, что связано с хорошим «Дзи».

Одним из интересных видов, не являющихся типичным «Дзи», но считающийся в их семействе амулетом удачи, является так называемый «глаз овцы». Это плоская бусинка с кругами, напоминающими глаза или луну с одной или обеих сторон. Такая бусина – очень мощная защита от «злого глаза». «Дзи», особенно найденные, стоят очень дорого и их очень трудно достать. Большинство жителей Тибета дорожат «Дзи», т.к. это обеспечивает их защиту и может привести к неудаче в случае потери. Древнее происхождение и запрет на археологические раскопки на территории Тибета привели к огромному спросу на настоящие бусинки «Дзи», во много раз превышающему предложение.

Трудно сказать что-нибудь наверняка о «Дзи». Ученые дискутируют о них на протяжении многих лет из-за недостатка документальных свидетельств. Однако это просто удовольствие рассматривать красивые драгоценности жителей Тибета и окружающих гималайских стран и видеть мистическую бусинку, несущую в себе такую сильную энергетику.

«Дзи» – гравированные бусинки.

Наиболее достоверное время изготовления первых бусинок из халцедона – 2700 лет до н.э. В основном они были найдены в месопотамском и Инд участке цивилизации Lothal и Chanhu Daro. Другой период изготовления этих бусинок – от 550 года до н.э до 200 года нашей эры. Такие бусинки были найдены главным образом на индийских участках Субконтинента. Заключительный период изготовления – с 224 до 643 года нашей эры, и происходило это в Иране. Однако данный вид искусства не исчез – бусинки как гравированные изделия, хотя не обязательно украшенные бисером, производились и в ХХ столетии. Точный метод изготовления «настоящих» бусинок все еще неизвестен.

Истории о бусинках «Дзи»

Жители Тибета полагают, что «Дзи» – драгоценности сверхъестественного происхождения. Известно много различных историй и легенд, окружающих «Дзи». Их возникновение связывают с древними временами, когда полубоги носили их как украшения. Всякий раз, когда «Дзи» немного портилась, её выбрасывали. Это объясняет, почему бусинки никогда не находили в отличном состоянии. Как только они падали на землю, сразу превращались в насекомых. Есть несколько историй относительно «Дзи» как насекомых. В них рассказывается, что когда-то «Дзи» были насекомыми, которые жили, подобно червям, в земле, но превращались в камень при контакте с человеческой рукой. Одна история рассказывает о человеке, который увидел такое насекомое высоко в горах и набросил на него шляпу, чтобы поймать. Когда он снял шляпу, насекомое превратилось в камень. Иногда насекомых «Дзи» находили в экскрементах рогатого скота или рогах убитых животных. Теория о насекомых широко распространена и часто используется, чтобы объяснить, почему часто «Дзи» находят вместе, они формируют своего рода «гнездо». Существует также легенда, что даже после того, как бусинки раскопаны, они некоторое время продолжают двигаться.

Еще в одной легенде от Ngari (Западный Тибет) говорится о том, что «Дзи» произошли из горы около Rudok. В древние времена они стекали вниз по её склонам потоками. Однажды злая женщина бросила взгляд на гору, и поток тут же остановился. Отсюда характерные черно-белые полосы на «Дзи».

Известна и одна из современных историй о «Дзи», ставшая своего рода «городской легендой». В результате автомобильной катастрофы в Тайбэе все пассажиры погибли бы, если бы у одного из них не оказалась при себе бусинка «Дзи».

Все эти истории подтверждают верования, что «Дзи» являются волшебными и способны защитить их владельцев от неприятностей, болезней и плохого настроения. «Дзи» имеют и лекарственную ценность. Традиционная медицина в Тибете для лечения эпилепсии использует порошок, полученный из ненарушенного (несломанного) «Дзи», в смеси с другими волшебными веществами, из которых делают пилюлю для страдальца. Очень важно использовать именно ненарушенный «Дзи», потому что если «Дзи» сломан, значит его мощь была израсходована для защиты.

Вопросы о «Дзи»

Остается еще очень много вопросов о «Дзи», а именно: 

Как точно они изготавливались, какое место занимают в тибетской культуре, откуда фактически произошли и из чего изначально были сделаны. Эти вопросы остаются предметом для дискуссий между изучающими бусинки в течение многих лет. Археологические исследования пролили некоторый свет на ситуацию, однако несущественный из-за ограничений на раскопки в Тибете. В настоящее время какие-либо выводы можно сделать лишь исходя из исследований в других областях науки и литературы.

Большинство исследователей соглашаются с тем, что эти бусинки древнего происхождения, и, по крайней мере, из тибетского региона, если не из Тибета непосредственно. Однако известен один озадачивающий факт. Несмотря на многочисленные легенды, связанные с «Дзи», и доказанное историческое значение их в жизни тибетцев, в книге, написанной братом далай-ламы о тибетской культуре, которая содержала много иллюстраций различных драгоценностей, бусинки «Дзи» не упоминаются, хотя они изображены на некоторых иллюстрациях. Есть также некоторые противоречивые данные о том, что свидетельства существования «Дзи» в ранней литературе извращены. Некоторые из описаний, которые предварительно были даны как описания «Дзи», повторно исследуются. Однако пока есть «Дзи», найдутся люди, пытающиеся узнать правду о них.



 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Гробница Аминтаса: Сокровище Ликийской Цивилизации
И снова, на внешний взгляд 3Д ЧПУшника, вырезано чем-то мезаническим (от Gr70)
Заброшенный обелиск Асуана: Тайны древних строителей
Обычный плазморез. А вот если чем-то многомощным посдувать песок там повсюду - будет как в одной рек (от Gr70)
Пандо: Дерево, которое меняет представление о том, каким может быть дерево
Таким же образом образуются степные заросли терновника или фруктовые леса состоящие из поросли груши (от Везунчик)
Аналог "марсианской жизни" отыскали на Земле
Чили. Пустыня Атакама. Нет проблем! Там "марсоходы" и ездиют V@sh)