Момент истины в отношениях Ирана с Азербайджаном
Недавно стало известно, что Азербайджан оформил с Израилем крупнейшую в своей истории сделку на приобретение средств противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО и ПРО), а также беспилотных летательных аппаратов (БЛА), высокоточного оружия, обучение персонала общей стоимостью 1,6 млрд. долл. США. Конкретные системы вооружений и их количество пока не уточнены. Исполнителем заказа станет компания «Израэль аэроспейс индастри» (IAI). Это крупнейшее соглашение двух стран в сфере военно-технического сотрудничества, а Израиль по общему стоимостному объему военного экспорта вооружений в Азербайджан опередит Россию.
Реакция Тегерана была скорой. Азербайджанский посол в Исламской Республике Иран (ИРИ) Джаваншир Ахундов был вызван 28 февраля 2012 года в МИД ИРИ, где ему было указано на недопустимость использования территории Азербайджана для осуществления «террористических акций против Ирана».
Власти Ирана потребовали от Ахундова разъяснений по поводу крупной азербайджано-израильской сделки на поставку продукции военного назначения. При этом во внешнеполитическом ведомстве Ирана выразили озабоченность в связи с «усилением влияния сионистского (израильского) режима в сопредельных Ирану странах».
ВЕРХ ОДЕРЖИВАЕТ ПРАГМАТИЗМ
Интересен ответ Азербайджана. Посол заверил, что приобретаемые израильские системы вооружения предназначены «исключительно для освобождения оккупированных азербайджанских территорий и не будут использованы против третьих стран, в частности – Исламской Республики Иран».
Поражающая откровенность посла в стенах иранского МИДа и само его признание сотрудничества с Израилем в целях подготовки к новому военному конфликту с Арменией за возвращение Нагорного Карабаха по крайней мере побуждает к двум вопросам.
Во-первых, неужели азербайджанская дипломатия не отдает себе отчета в том, что военное сотрудничество с Израилем ставит официальный Баку в крайне невыгодное положение не только в отношениях с соседним Ираном, но и вообще в мусульманском мире, где союзнические связи, тем более военные, с Тель-Авивом имеют весьма редкий, а скорее даже исключительный характер? Или, может быть, Азербайджан уже перестал позиционировать себя на международной арене как исламское государство?
Во-вторых, неужели соседний Иран настолько близок в военном и политическом отношениях к Баку, что ему можно доверительно сообщать о военных намерениях в отношении не только азербайджанского, но и иранского соседа, вернее соседки, каковой является Армения? Что это – предложение к Ирану войти в союз с Баку против Еревана?
На первый вопрос ответ очевиден. Совсем недавно, в конце 2011 года, глава Азербайджана Ильхам Алиев на церемонии открытия старинной мечети Аждарбек после реставрации заявил: «Мы – народ, верный своей священной религии Исламу. Мы должны пропагандировать исламские ценности в мире. С этой целью Азербайджан проводит большую работу: как верующие, так и наше государство». Ильхам Алиев отметил, что «Азербайджан со своей стороны прилагает все усилия для укрепления исламской солидарности» и призвал «к единству исламского мира».
Так что новый контракт с Израилем глава Республики Азербайджан санкционировал с позиций мусульманского государства, которое декларирует его устами верность принципу «единства исламского мира».
Что касается Израиля, то, по результатам исследований российского Центра анализа мировой торговли оружием, он попал в список крупнейших экспортеров оружия в 2011 году. Одним годом раньше, в 2010 году, еврейское государство оказалось четвертым в мире оружейным экспортером и доходы Израиля от экспорта вооружений в 2010 году составили 7,2 млрд. долл. По данному показателю Израиль в тот год обогнали лишь США, Россия и Германия.
Успехи очевидные, эксперты считают, что Израиль в числе мировых лидеров в торговле вооружениями находится благодаря четкости поставок и качеству продукции. Израильское оружие использовалось в боевых действиях и хорошо себя зарекомендовало.
В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРКЕ ЭКСПОРТЕРОВ ОРУЖИЯ
В рамках рассматриваемой в статье темы более интересно определить, кто сотрудничает с Израилем в такой особой, тесно связанной с военной стратегией и политикой сфере, как военно-техническое сотрудничество (ВТС). Есть ли среди партнеров Израиля, кроме Баку, другие мусульманские государства региона Ближнего и Среднего Востока?
Сначала отметим наиболее принципиальное. ВТС Израиля с зарубежными странами находится под полным государственным контролем, а главным принципом политики Тель-Авива в этой области является «соответствие ВТС проводимой международной политике». То есть никакой «самодеятельности» предприятий израильского ВПК в сделке с Азербайджаном быть не может.
Отметим также, что высокие показатели еврейского государства в экспорте вооружений достигнуты не в странах этого региона. В течение нескольких последних лет Израиль вышел на второе после России место по объемам поставок оборонной продукции в Индию, а после теракта 2008 года в Мумбаи Израиль стал также основным игроком на рынке внутренней безопасности Нью-Дели. Крупнейшими импортерами израильского вооружения являются страны Латинской Америки, среди которых Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Чили, Эквадор. По данным израильского Института экспорта, Китай занимает четвертое место в списке главных импортеров израильских вооружений. Для Израиля Китай является емким рынком сбыта оружия, и сотрудничество с КНР в сфере ВТС представляется чрезвычайно выгодным. Однако из-за давления США отношения с КНР не могут развиваться в том объеме, как хотелось бы Тель-Авиву.
Что касается Турции, то Тель-Авив на пороге 2000-х годов был чрезвычайно заинтересован в налаживании ВТС с Анкарой, и не только с учетом интересов своего ВПК, а с учетом возможности пробить брешь в имеющемся вокруг него враждебном мусульманском окружении. В свое время израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху публично заявлял, что Турцию и Израиль объединяет угроза терроризма.
Военная помощь израильтян туркам изначально заключалась в подготовке турецких антитеррористических подразделений для борьбы с курдами, но не солдат армейских частей вооруженных сил, предназначенных для ведения боевых действий в их традиционном понимании. Политическое решение Турции о допустимости ВТС с Израилем и развитие военных связей привели в итоге к более широкому сотрудничеству двух стран в военно-морской области, в создании и принятии на вооружение систем региональной системы противоракетной обороны, совместного производства ракет «Далила» и некоторых других видов вооружения.
Других примеров военно-технического сотрудничества Израиля с мусульманскими странами Ближнего и Среднего Востока, пожалуй, нет. Да и сейчас, в этот угрожаемый для Ирана период, Турция не позволяет себе солидаризироваться с Израилем на антииранской платформе, тем более военной. Уже на фоне реальных военных угроз в адрес ИРИ в феврале этого года министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, что примечательно, во время совместной пресс-конференции с генсеком НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном, заявил: «Мы никогда не позволим третьей стране использовать объекты НАТО. Наша позиция будет еще более твердой, если дело будет касаться Израиля».
Так что столь скорое и резкое дипломатическое раздражение иранцев в отношении укрепления военного сотрудничества северного соседа с еврейским государством можно понять. По их оценкам, новое соглашение Азербайджана в сфере ВТС с Израилем, бесспорно, наносит серьезный удар по мусульманской солидарности.
ARMENIA Today
Комментарии 5
0
egora
06.06.2012 09:57
[Материал]
По ходу дела своими объяснениями Азербайджан тупо и открыто объявил войну Армении, интересно, как будет объясняться посол Азербайджана перед Армянами, ведь в Армении находится военная Российская база и наверняка она там не с проста, реально Азербайджан, что то замутил или посол пурги нагнал, сказал бы просто, да это мы для обороноспособности своей страны и так далее, хотя все и так ясно, как божий день, Азербайджан отжигает, Иран вахает, а Израиль, как всегда тупо делает лаве.
|