/ Новости сайта / Космос / Предложено обоснование тектоники плит на Марсе
10.08.2012

Предложено обоснование тектоники плит на Марсе

Оценка: 0.0    2079 0 Космос

Принято считать, что тектоника плит в Солнечной системе существует только на Земле. Однако Ань Инь из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) утверждает, что ему удалось обнаружить движение и под поверхностью Марса.

«Красная планета находится на примитивной стадии тектоники плит, что позволяет нам в некоторой степени судить о начале аналогичных процессов на Земле», — поясняет исследователь.

Центральная часть Долин Маринер.

Учёный пришёл к такому выводу, анализируя снимки, сделанные аппаратом THEMIS и камерой HiRISE зонда Mars Reconnaissance Orbiter. Примерно на десяти фотографиях из ста он обнаружил признаки тектоники плит.

По его словам, он обратил внимание на детали, которые очень сильно напоминают системы разломов, виденные им в Гималаях и на Тибете, где проходит граница между Индийской и Евразийской плитами, а также в Калифорнии, где Североамериканская платформа соприкасается с Тихоокеанской.

Например, очень гладкая и плоская стена каньона может образоваться только в результате разлома, как и крутые скалы. Кроме того, Марс имеет линейную вулканическую зону, что тоже представляет собой типичный продукт тектоники плит.

Действительно, поверхность Марса содержит самую длинную и глубокую систему каньонов в Солнечной системе — Долины Маринер. Она примерно в девять раз больше земного Гранд-Каньона. Гипотез насчёт её образования много, и г-н Инь придерживается того мнения, что это «просто большая трещина, которая открылась на границе литосферных плит в результате горизонтального движения последних». Земным аналогом этого явления можно считать Иорданскую рифтовую долину или разлом Сан-Адреас в Калифорнии.

Дабы образовать Долины Маринер, плитам надо было пройти примерно 150 км относительно друг друга, тогда как Сан-Андреас почти в два раза шире. Но ведь и Земля где-то в два раза больше Марса, поэтому разломы сопоставимы по размерам.

Г-н Инь сравнивает земную кору с разбитой яичной скорлупой, тогда как поверхность Марса, скорее всего, растрескалась не в пример меньше. Эксперт смог найти явные свидетельства лишь двух плит, тогда как на Земле насчитывается семь основных и множество платформ поменьше.

Поскольку Красная планета не так велика, как Земля, то и тепловой энергии у неё относительно немного. Отсюда и более вялая там тектоника. В этом случае крупные землетрясения, по мысли исследователя, должны случаться на Марсе очень редко — где-то раз в миллион лет.

Разлом Сан-Андреас.

Результаты исследования опубликованы в журнале Lithosphere.

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.