База ВМФ в Тартусе: Слухи о развертывании там наших передовых частей сильно преувеличены
В последние недели в западной да и отечественной прессе все чаще нагнетаются страсти вокруг маленького кусочка России на средиземноморском побережье Сирии. Туда десять раз за день выдвигаются из Севастополя и тут же материализуются большие десантные корабли, высаживаются дивизии морских пехотинцев Черноморского флота, развертываются системы ПВО...
Проверить информационные вбросы непросто. Дело даже не в российском Минобороны. Оно-то как раз в унисон с МИДом с утомительной регулярностью опровергает очередные «сенсации». Просто увидеть своими глазами, что сегодня происходит в 720 –ом пункте материально-технического обеспечения (именно так официально называется база), пока не удавалось никому из пишущей и снимающей братии. И дело не в упорном нежелании российского оборонного ведомства раскрывать свои секреты. Просто база находится на территории 63 бригады ВМФ Сирии, а местные военные не часто балуют журналистов вниманием. Однако для репортеров «Комсомолки» они любезно сделали исключение. И даже пообещали выделить вооруженное сопровождение от Дамаска до Тартуса. Мы было попытались вежливо отказаться, однако гостеприимные хозяева настояли. И они были правы – сейчас любое происшествие с российскими гражданами выгодно боевикам.
|
- Мы рады встречать наших русских гостей, добро пожаловать в Сирию! - приветствовал нас в своем просторном кабинете командир 63-й бригады генерал Мухаммед Дагер. - Наши страны многое объединяет — и культура, и менталитет... Когда я был студентом, и мы встречались с русскими, то сразу чувствовалось, что у нас много общего. И сегодня наши страны выступают вместе на стороне добра.
|
Вокруг стола с пирожными и лимонадом сидели генералы, заместители комбрига по политической, воспитательной, технической и другим частям. Половина военных неплохо изъяснялась по-русски. Наконец в кабинет постучался начальник ПМТО Дмитрий Жаворонков, вошел едва ли не строевым шагом и громко представился по форме. Впрочем, по хитрым улыбкам сирийских коллег было видно, что уставные условности были рассчитаны скорее на гостей. После дежурного чаепития отправляемся на базу. По дороге российский офицер проводит краткий экскурс в историю. База в Тартусе появилась в 71 году для обеспечения и ремонта 5 оперативной средиземноморской эскадры ВМФ СССР. После распада Союза эскадра прекратила свое существование, а база осталась. И с тех пор российских флот, заходя в Средиземное море, неизменно пополнял запасы воды и продовольствия в этом порту.
|
- Вот, собственно, мое хозяйство, - проходим за калитку и попадаем в небольшой дворик с фонтанчиком.
Маленькая одноэтажная казарма, со всех сторон увитая лозой со свисающими виноградными гроздьями. Длинный коридор, рабочий кабинет начальника, он же спальня, комната досуга, бильярдная, теннисный стол, скромный спортзал... И ни души вокруг.
|
Так нас тут по штату четыре человека, а сейчас и вовсе двое, - пояснил Дмитрий Жаворонков.А где же наши дивизии?Ну, хотите, поищите, - смеется начальник ПМТО.
|
За пять минут обходим базу по периметру — никаких следов массового пребывания передовых подразделений. К казарме примыкают два небольших ангара-склада с ремонтными материалами и инструментом. За ними — скромный парк машин. Не боевых, опять же – заправщики, грузовик, ремонтная «летучка». И дизель-генератор. Вот, в общем-то и все. Хотя нет, через дорогу есть еще волейбольная площадка и свой пляж — с мангалом и коптильней. А вот и неучтенный контингент — абсолютно белый кот с совершенно черным хвостом (за что и получил прозвище Хвост), прибывший на Ближний Восток из Севастополя.
|
А еще у нас есть две артезианские скважины, откуда насосы качают воду и подают по трубам прямо на причал, - говорит Жаворонков. - Ее мы и поставляем на наши корабли.А на причал можно посмотреть? - без всякой надежды поворачиваемся к сопровождающему нас сирийскому военному.Вам все можно, - неожиданно дает тот добро.
|
Едем вдоль полуторакилометровой черной трубы, по которой на корабли подается чистейшая пресная вода из скважин.
- Можем и 100 тонн перекачать за сутки, если два насоса включим последовательно, – с гордостью говорит начальник ПМТО.
В ответ, мы цитируем ему слова Верховного муфтия Сирии: «Если Россия уйдет с базы в Тартусе, ей во всем Средиземном море никто стакана пресной воды не нальет». Командир еле заметно улыбается сквозь усы.
|
На палубе, у трапа, нас встречает вахтенный морпех в полевой форме, с потертым «калашниковым», через минуту появляется старпом, а следом – сам капитан.
|
Всех немного напряг наш внезапный визит, и в то же время, новые люди с далекой Родины… Традиции флотского гостеприимства побеждают. Но, секретность превыше всего! Мы складываем свою фототехнику на баке, под присмотр вахтенного, и спускаемся в недра плавучего завода. Командир Александр Кашалаба, на ходу объясняет, чем занимается в далеких землях его ПМ-138:
- Любой ремонт наших кораблей можем сделать – плановый, аварийный. Электрика, повреждения корпуса, корабельные силовые и вспомогательные установки…То есть, по корабельным дизелям все можете? Расточить цилиндры, перегильзовать, сделать хонинговку, опрессовать форсунки? – командир озадаченно смотрит на корреспондента «КП», фаната дизельных двигателей.Можем многое, станочный парк позволяет. И наладчик станков у нас уникальный. У нас вообще специалисты экстра-класса, севастопольские судоремонтники, – говорит Александр Богданович.
|
Нет причин сомневаться в его словах. В цехах ПМ мы встретили десяток характерных немолодых русских мужиков – тех, кого в СССР, не без оснований, называли «рабочей интеллигенцией». Именно эти мужики своими золотыми руками строили наш морской и воздушный флот и первые на планете покорили космос. Таких людей больше не делают… Страна переключилась на производство юристов и менеджеров.
- Сколько получают специалисты?
Командир, стесняясь, открывает нам военную тайну:
- Не поверите, 300 долларов в месяц. И еще три доллара в день, капают «инвалютные», с советских времен сумма не изменилась…
|
Тема неприятна, мы больше ее не поднимаем, и заканчиваем экскурсию в командирской каюте. За кофе командир ставит нам видеофильм – о боестолкновении наших кораблей с грузинскими 10.08.08. Александр Кашалаба участвовал в этой войне. Как и Дмитрий Жаворонков, за плечами которого еще и Чечня, и тяжелое ранение.
|
Наш визит был короток, стремителен, расписан и согласован до минуты. Но, просто так, сирийские моряки нас отпускать не захотели. В «Доме офицеров» Тартуса нас ждал банкет. Вообще, само заведение поразило нас своей роскошной отделкой и кухней на уровне «пятизвездочного отеля». В Сирии армию любят демонстративно – и это лишнее подтверждение.
|
После традиционных тостов за мир и нашу дружбу, заговорили о политике. Нас интересовали подробности последнего зловещего инцидента со сбитым турецким самолетом. По словам одного из генералов, самолет турецких ВВС прошел над береговой полосой дважды. Сбили его из спаренной зенитной установки калибра 12,7 .( по другой версии из ЗУ-23-2 – прим. Корр.) И вообще, видели самолет многие, благо весь сирийский берег в районе базы в постах ПВО. И многие стреляли по нарушителю из ручного огнестрельного оружия.
- На берег потом выбросило ботинок и берет, я сам видел, выезжал на место, – говорит нам генерал.
- Неужели начнется война? Инцидент-то серьезный! – мы удивлены спокойствием генерала.
Тот тяжело вздыхает:
А мы и так воюем, больше года. И сдаваться не собираемся, тем более, когда у нас есть такие друзья, как Россия. Вы говорили, на Западе пишут про дивизию российских морпехов в Тартусе?Ну да, только на нашей базе она вряд ли поместится.Если возникнет необходимость, разместим хоть три...