/ Новости сайта / Космос / Ученые обнаружили двойное затмение экзопланет
04.10.2012

Ученые обнаружили двойное затмение экзопланет

Астрономы из университета Токио зафиксировали прохождение сразу двух экзопланет по диску звезды KOI-94, ученые полагают, что две планеты устроили частичное затмение не только светилу, но и друг другу.

В теории, если по диску светила проходят сразу две «встречающиеся» планеты, телескоп после временного снижения яркости должен будет зафиксировать резкое ее возрастание (когда две планеты после перекрывания друг друга расходятся в стороны).

Ранее подобное явление существовало лишь в расчетах астрономов. Однако не так давно Теруюки Хирано (Teruyuki Hirano) и его коллеги из университета Токио зафиксировали такое угасание и дальнейший всполох в блеске звезды практически вживую.

Ученые использовали данные, полученные орбитальным телескопом «Кеплер» (Kepler) в ходе наблюдения за звездой KOI-94, предает Вести.Ру.

Астрономы считают, что вокруг нее обращается четыре планеты,  две из них устроили затмение и светилу, и друг другу.

Японские исследователи полагают, что в линию относительно Земли выстроились планеты-кандидаты KOI-94.03 и KOI-94.01. Сначала светило закрыла «внешняя» KOI-94.03, а позднее между ней и звездой прошла KOI-94.01.

Наличие обеих экзопланет еще только предстоит доказать. Поэтому в своей статье, которая вскоре выйдет в журнале Astrophysical Journal Letters, ученые выдвигают еще одну версию, объясняющую наблюдаемое изменение яркости звезды. Дело также может быть в прохождении одной планеты на фоне темного пятна, «украшающего» лик KOI-94. Однако наличие пятен на этой звезде пока также не доказано.

Если подтвердится, что японцы были правы в своих выводах, астрономам предстоит придумать название наблюдаемому явлению.

Группа Хирано уже предложила вариант «затмение планета-планета». Однако в этом случае необходимо соблюдение определенного условия - одна планета должна была закрыть поверхность другой полностью. Но считается, что KOI-94.01 несколько больше KOI-94.03, а это означает, что части всех трех объектов были «видны».

Еще один вариант названия - «двойной транзит», но он не предусматривает обязательное перекрытие планет друг другом.

На этом фоне сложное название «перекрывающийся двойной транзит» выглядит наиболее привлекательным. Его придумал Дарин Рагоццин (Darin Ragozzine) из Смитсоновской астрофизической обсерватории, в 2010 году предложивший ловить наблюдаемое ныне изменение в блеске звезд.

Последнее словосочетане, хоть и сложное, но все же понятно обычному человеку. Дарин также предложил вариант – экзосизигий (exosyzygy), происходящий от астрономического термина «сизигий» (syzygy), означающего выравнивание трех небесных тел в ряд. Журналисты NewScientist выразили надежду, что в общепринятые термины все же примут первый вариант Дарина.

Отметим, что вероятность того, что ученые когда-либо увидят «перекрывающийся тройной транзит» крайне мала. Рагоццин отмечает, что «Кеплер» наблюдал прохождение сразу трех планет под диску чужой звезды. Однако поймать их выравнивание в линию относительно Земли будет очень сложно.

Часто наблюдаемые учеными провалы в свечении звезд свидетельствуют о проходе по диску светила его планеты, которая перекрывает часть света, исходящего от звезды, таким образом астрономы определяют наличие экзопланет в той или иной системе.