Выбор фона:
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Как мозг воспринимает искусство?
27.10.2012

Как мозг воспринимает искусство?

Оценка: 0.0    3004 0 Наука и Технологии
15:17

На фреске Микеланджело «Изгнание из рая» на своде Сикстинской капеллы впавший в немилость Адам рукой сдерживает вооруженного мечом ангела. Глаза Адама отведены от лезвия меча, а его кисть поднята в защитной позе. Этот жест одновременно жалок и прекрасен. Но что же вызывает эстетическую реакцию зрителя – возможно, ощущение того, что мы сами находимся там вместе с Адамом, отражая удары?

Недавно группа исследователей, состоящая из нейробиологов и историка, попросила десять человек – объектов исследования - рассмотреть запястье, изображенное на фреске. Используя технологию, которая называется транскраниальной магнетической стимуляцией (ТМС), ученые проследили, что происходит в это время в мозге объектов исследования. Исследователи обнаружили, что изображение активизировало области в первичной двигательной коре головного мозга, которая отвечает за движение собственных запястий объектов.

«Один лишь вид поднятых кистей вызывает активацию мускулов», - сообщает Дэвид Фриберг (David Freedberg), профессор истории искусства в Колумбийском университете, который принимал участие в исследовании. Эта связь объясняет, почему, к примеру, люди, смотрящие на балерин Эдгара Дега, иногда говорят, что испытывают ощущение, будто они сами танцуют – мозг отражает деятельность, изображенную на полотне.

Исследование Фриберга – это часть нового, но развивающегося направления нейроэстетики, которое занимается исследованиями того, как мозг воспринимает произведения искусства. Эта дисциплина возникла 12 лет назад, когда в свет вышла книга нейробилога Семира Зеки (Semir Zeki) под названием «Внутреннее видение: исследование искусства и мозга». Сегодня подобные его книге работы полагаются на все более утонченные технологии визуализации мозга, включающие в себя ТМС и функциональную магнитно-резонансную томогафию (ФМРТ), которая показывает движение потоков крови и оксигенацию мозга. К примеру, ученые исследуют рекацию зрителя на классическую скульптуру, а потом деформируют пропорции тела этой скульптуры и наблюдают за тем, как меняется восприятие мозга зрителя. Или они могут изучать, что именно происходит в мозге, когда его владелец рассматривает картину с китайским пейзажем, и сравнивают это с восприятием мозгом работы, избражающей простое, повторяющееся задание.

Ульрих Кирк (Ulrich Kirk), нейробиолог в Виргинском техническом исследовательском институте, также интересуется окружением, в котором находятся произведения искусства. К примеру, будет ли восприятие зрителя одинаковым, если он смотрит на определенную работу в Лувре или в менее величественном окружении, скажем, на дворовой распродаже? В одном из своих экспериментов Кирк показал участникам серию изображений. Некоторые, как объяснил им Кирк, были произведениями искусства, а другие – созданы при помощи программы Photoshop. На самом деле, Photoshop не применялся ни к одной из работ. Кирк обнаружил, что рзличные области мозга зрителей активизировались, когда он называл какое-либо изображение «искусством».

Кирк также надеется однажды изучить мозг самих художников. «Возможно, проведя процедуру ФМРТ над мозгом известных художников, удастся визуализировать сам процесс творчества», - считает он.

Другие, включая некоторых нейробиологов, беспокоятся, что наука предоставляет редукционистский взгляд на искусство. Вилаянур Рамачандран (Vilayanur Ramachandran), нейробиолог из Университета Калифорнии в Сан-Диего, говорит, что нейроэстетика, без сомнения, «обогащает наше понимание эстетического восприятия человека». Однако, добавляет он, «мы пока затронули лишь малую часть... Мы еще не поняли сущность искусства и гениальности – и, возможно, так никогда это и не поймем».

Автор: Эбигейл Такер


 
Источник:  http://inosmi.ru/


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Рептилоиды: живущие под землей
С самого детства. (от topzz)
Тайны и загадки древних цивилизаций: что погубило древние цивилизации?
Как правильно выразился по этому поводу Эрнст Мулдашев: они возгордились. Поддерживаю (от Проводник)
На Кипре впервые обнаружили гигантских кусачих водных клопов
Люди их затащили по безалаберности или специально. Зачем бы им лететь, если до сих пор не перелетали (от Проводник)
Рептилоиды: живущие под землей
Людям "пудрят мозги" хорошо подобранной ложью. (от Проводник)
Археологи выяснили, что амазонки-воительницы из греческим мифов жили на древнем Кавказе
Отрывок из румынской поэмы где тоже упоминается амазонка. ГРУЯ, НОВАК
И ДИКАЯ ДЕВА-БОГАТЫРША. (от Везунчик)