Вход / Регистрация
21.11.2024, 21:01
Красота по-китайски
«Красота требует жертв» - расхожая фраза, за которой, по большому-то
счету, ничего не стоит, ибо чаще всего мы имеем в виду жертвы
финансовые. А вот китаянки столетиями в полной мере испытывали этот
принцип на себе: они подвергались настоящим пыткам, чтобы
соответствовать бытовавшим в обществе представлениям о прекрасном.
Классическая китайская фраза из семи иероглифов так описывает идеальную женскую ступню: "тонкая, маленькая, острая, изогнутая, благовонная, мягкая, симметричная". Такую ножку называли "золотым лотосом" (цзиньлань), причем идеальным считался "лотос" длиной в 10 сантиметров.
Предание гласит, что первой забинтовала ноги, чтобы придать им форму полумесяца, Яо Нян, любимая жена поэта и, по совместительству, императора Ли Юя из династии Тан (618-907). Утверждают, что по приказанию Ли Юя выстроили сцену в форме большого лотоса, на которой Яо Нян танцевала. Вскоре знатные дамы Поднебесной стали следовать примеру жены своего правителя. А затем эта практика распространилась по всей стране и во всех социальных слоях.
Но это – легенды, проявление типичного для китайского сознания стремления персонифицировать изобретение любого обычая. Современные исследователи полагают, что главной причиной бинтования ног было вовсе не стремление к красоте, а куда более прозаическое желание удержать женщину дома и ограничить ее общение с окружающим миром. Скорее всего, обычай этот ввели последователи конфуцианства, полагавшие, что лучшее место для женщины - ее дом, а единственное предназначение - рожать детей, на что, ясное дело, длина стопы никак не влияла. А вот бегать становилось почти невозможным. В том числе и на сторону.
И все же эротика здесь тоже сыграла свою роль. Китайцы полагали, что походка прелестниц с забинтованными ногами особенно соблазнительна - при ходьбе женщинам приходилось балансировать, ритмично покачивая бедрами. Это неизбежно приводило к некоторым аномалиям в развитии таза (его сужение, постоянное напряжение мускулатуры), что помогало достигать максимального наслаждения в моменты интимной близости. Со временем уже и сами маленькие ножки стали считаться в Китае самой сексуально привлекательной частью женского тела, своеобразным символом женственности. Девушка с забинтованными по всем правилам ножками удачно выходила замуж. А проститутка с маленькими ступнями имела больше шансов заполучить богатого клиента.
"Золотой лотос" на рентгеновском снимке. Frank and Frances Carpenter Collection
Бинтовать ноги девочкам начинали в 4-5 лет: раньше ребенок не выдержит болевого шока и может вовсе перестать ходить, позже - стопа уже практически сформирована, и бинтование может оказаться неэффективным. Четыре пальца ноги подгибались вниз и накрепко привязывались к ступне. Так девочка и ходила, лишь время от времени меняя бинты, а стопа практически переставала расти.
Требовалось от 4 до 5 лет, чтобы острые болезненные ощущения начинали притупляться. Имейте в виду: женщины бинтовали ноги всю жизнь. И всю жизнь ощущали, пусть и тупую, но боль, которая уходила только в моменты, когда ноги разбинтовывали, чтобы помыть, постричь ногти - и снова перевязать. С европейской точки зрения результат больше напоминал копытца, чем "золотые лотосы", но, возможно, у нас просто туго с воображением.
Так длилось веками. Но в начале ХХ века движение за свободу и равноправие женщин – которое в каждой стране имело свои национальные особенности - в Китае вылилось в движение против бинтования ног.
Кстати, завоевавшие Китай в XVII веке манчжуры (правившая в 1644-1911 годах династия Цинн – манчжурская) ноги своим девочкам не бинтовали. Тем не менее, завоеватели были настолько поражены красотой ханьских женщин, что предпочитали брать в жены и наложницы именно их. Лишь во второй половине XIX века одна маньчжурка смогла поразить императора Сяньфэна своей неканонической красотой: овальное лицо, высокий рост и громкий голос наложницы Цы Си резко контрастировали с прелестями других обитательниц гарема. Совершив головокружительный прыжок из рядовых наложниц в императрицы, "Маленькая Орхидея" (такое имя было дано ей при рождении) долгие годы правила гигантской страной. Роскоши ее двора могли позавидовать самые богатые монархи мира, - достаточно сказать, что деньги, собранные со всей страны на создание современного флота, Цы Си потратила на строительство Летнего дворца под Пекином. Очень красивого, кстати сказать, дворца, в котором нашлось место и для напоминания о так и не отправившимся в плавание военном флоте: в пруду стояла Мраморная лодка, на которой Цы Си любила обедать в жаркие летние дни.
Но расточительная Цы Си все же была исключением. Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы (так что не одними лишь "золотыми лотосами" определялась в Поднебесной женская красота).
Китаянка в традиционной одежде на улицах Сан-Франциско, снимок сделан между 1896 и 1906 годом. Arnold Genthe
Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком. Волосы с помощью шпилек и заколок укладывались в сложную волнистую прическу, которую ценители уподобляли благородным цветам или - высший комплимент - "дракону, резвящемуся в облаках". Верхом парикмахерского искусства считалось умение соединить в прическе элементы так, чтобы присутствие "дракона", скрытого "облаками", только угадывалось.
В ходу были серьги, декоративные шпильки и гребенки, кольца и браслеты. Китайские красавицы пользовались цветочной водой и ароматным мылом, и, подолгу сидя возле курильниц, пропитывали одежду запахом дорогих благовоний.
Этикет предписывал, чтобы лицо женщины всегда было бесстрастным, а движения - сдержанными и плавными. Смеяться на людях, обнажая зубы, было признаком крайне дурного воспитания. Отголоски этого и сегодня еще заметны - китайские девушки зачастую прикрывают рот ладонью, когда смеются.
Чтобы выглядеть изысканными, женщины из высшего общества покрывали лицо рисовой пудрой, а щеки - румянами, красили губы помадой цвета "спелой вишни"…
Китайцы уверены, что между телом и душой существует глубокая связь. По-настоящему красивая женщина - не только привлекательная обладательница "золотых лотосов", она разбирается в живописи и поэзии и всегда может поддержать разговор. Важным достоинством женщины полагалось очарование - магическая сила красоты, скрытая под оболочкой покорности.
Секрет женского обаяния, как утверждает писатель Ли Юй, - в том, чтобы "сделать старое молодым, уродливое - прекрасным, привычное - изумительным". Умение каждой женщины быть очаровательной и обаятельной "исходит от Неба", постигается интуитивно и не передается по наследству. Эта неуловимо тонкая материя не исчезает с годами, она не подвластна старению, а значит, обаятельная женщина всегда красива.
У современных китаянок представления о красоте далеки от традиционных. Craig Maccubbin (CC-BY)
После 1949 года китайские коммунистки на время отказались практически от всего, что могло выдать в них женщину. Платья сменились брючными костюмами в стиле Мао, "драконы, резвящиеся в облаках" превратились в короткие практичные стрижки, пудра, румяна и другие «буржуазные» штучки оказались напрочь забыты. Женщина была прежде всего строителем коммунизма, а потом уже всем остальным.
Но такой взгляд на мир все же противоестественен, а потому начало реформ Дэн Сяопина в 1978 году отразилось и на женских лицах. Сегодня косметический бизнес - одна из процветающих отраслей китайской экономики, а салоны красоты в китайских городах - на каждом шагу.
Мировые косметические компании не могли спокойно взирать на самый крупный в мире рынок – и вложили миллионы долларов в рекламу, акции и «подгонку» своих формул под китайские реалии. Например, в Китае модно быть бледным, поэтому практически все кремы имеют легкий отбеливающий эффект. Вот ведь парадокс: мы стремимся загореть и немного потемнеть, а китаянки мечтают о белой коже.
Быстрыми темпами растет популярность и пластической хирургии. Но едва ли современным китайцам придет в голову повторять "подвиги" предков и снова начать бинтовать ноги своим дочерям.
Классическая китайская фраза из семи иероглифов так описывает идеальную женскую ступню: "тонкая, маленькая, острая, изогнутая, благовонная, мягкая, симметричная". Такую ножку называли "золотым лотосом" (цзиньлань), причем идеальным считался "лотос" длиной в 10 сантиметров.
Предание гласит, что первой забинтовала ноги, чтобы придать им форму полумесяца, Яо Нян, любимая жена поэта и, по совместительству, императора Ли Юя из династии Тан (618-907). Утверждают, что по приказанию Ли Юя выстроили сцену в форме большого лотоса, на которой Яо Нян танцевала. Вскоре знатные дамы Поднебесной стали следовать примеру жены своего правителя. А затем эта практика распространилась по всей стране и во всех социальных слоях.
Но это – легенды, проявление типичного для китайского сознания стремления персонифицировать изобретение любого обычая. Современные исследователи полагают, что главной причиной бинтования ног было вовсе не стремление к красоте, а куда более прозаическое желание удержать женщину дома и ограничить ее общение с окружающим миром. Скорее всего, обычай этот ввели последователи конфуцианства, полагавшие, что лучшее место для женщины - ее дом, а единственное предназначение - рожать детей, на что, ясное дело, длина стопы никак не влияла. А вот бегать становилось почти невозможным. В том числе и на сторону.
И все же эротика здесь тоже сыграла свою роль. Китайцы полагали, что походка прелестниц с забинтованными ногами особенно соблазнительна - при ходьбе женщинам приходилось балансировать, ритмично покачивая бедрами. Это неизбежно приводило к некоторым аномалиям в развитии таза (его сужение, постоянное напряжение мускулатуры), что помогало достигать максимального наслаждения в моменты интимной близости. Со временем уже и сами маленькие ножки стали считаться в Китае самой сексуально привлекательной частью женского тела, своеобразным символом женственности. Девушка с забинтованными по всем правилам ножками удачно выходила замуж. А проститутка с маленькими ступнями имела больше шансов заполучить богатого клиента.
"Золотой лотос" на рентгеновском снимке. Frank and Frances Carpenter Collection
Бинтовать ноги девочкам начинали в 4-5 лет: раньше ребенок не выдержит болевого шока и может вовсе перестать ходить, позже - стопа уже практически сформирована, и бинтование может оказаться неэффективным. Четыре пальца ноги подгибались вниз и накрепко привязывались к ступне. Так девочка и ходила, лишь время от времени меняя бинты, а стопа практически переставала расти.
Требовалось от 4 до 5 лет, чтобы острые болезненные ощущения начинали притупляться. Имейте в виду: женщины бинтовали ноги всю жизнь. И всю жизнь ощущали, пусть и тупую, но боль, которая уходила только в моменты, когда ноги разбинтовывали, чтобы помыть, постричь ногти - и снова перевязать. С европейской точки зрения результат больше напоминал копытца, чем "золотые лотосы", но, возможно, у нас просто туго с воображением.
Так длилось веками. Но в начале ХХ века движение за свободу и равноправие женщин – которое в каждой стране имело свои национальные особенности - в Китае вылилось в движение против бинтования ног.
Кстати, завоевавшие Китай в XVII веке манчжуры (правившая в 1644-1911 годах династия Цинн – манчжурская) ноги своим девочкам не бинтовали. Тем не менее, завоеватели были настолько поражены красотой ханьских женщин, что предпочитали брать в жены и наложницы именно их. Лишь во второй половине XIX века одна маньчжурка смогла поразить императора Сяньфэна своей неканонической красотой: овальное лицо, высокий рост и громкий голос наложницы Цы Си резко контрастировали с прелестями других обитательниц гарема. Совершив головокружительный прыжок из рядовых наложниц в императрицы, "Маленькая Орхидея" (такое имя было дано ей при рождении) долгие годы правила гигантской страной. Роскоши ее двора могли позавидовать самые богатые монархи мира, - достаточно сказать, что деньги, собранные со всей страны на создание современного флота, Цы Си потратила на строительство Летнего дворца под Пекином. Очень красивого, кстати сказать, дворца, в котором нашлось место и для напоминания о так и не отправившимся в плавание военном флоте: в пруду стояла Мраморная лодка, на которой Цы Си любила обедать в жаркие летние дни.
Но расточительная Цы Си все же была исключением. Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы (так что не одними лишь "золотыми лотосами" определялась в Поднебесной женская красота).
Китаянка в традиционной одежде на улицах Сан-Франциско, снимок сделан между 1896 и 1906 годом. Arnold Genthe
Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком. Волосы с помощью шпилек и заколок укладывались в сложную волнистую прическу, которую ценители уподобляли благородным цветам или - высший комплимент - "дракону, резвящемуся в облаках". Верхом парикмахерского искусства считалось умение соединить в прическе элементы так, чтобы присутствие "дракона", скрытого "облаками", только угадывалось.
В ходу были серьги, декоративные шпильки и гребенки, кольца и браслеты. Китайские красавицы пользовались цветочной водой и ароматным мылом, и, подолгу сидя возле курильниц, пропитывали одежду запахом дорогих благовоний.
Этикет предписывал, чтобы лицо женщины всегда было бесстрастным, а движения - сдержанными и плавными. Смеяться на людях, обнажая зубы, было признаком крайне дурного воспитания. Отголоски этого и сегодня еще заметны - китайские девушки зачастую прикрывают рот ладонью, когда смеются.
Чтобы выглядеть изысканными, женщины из высшего общества покрывали лицо рисовой пудрой, а щеки - румянами, красили губы помадой цвета "спелой вишни"…
Китайцы уверены, что между телом и душой существует глубокая связь. По-настоящему красивая женщина - не только привлекательная обладательница "золотых лотосов", она разбирается в живописи и поэзии и всегда может поддержать разговор. Важным достоинством женщины полагалось очарование - магическая сила красоты, скрытая под оболочкой покорности.
Секрет женского обаяния, как утверждает писатель Ли Юй, - в том, чтобы "сделать старое молодым, уродливое - прекрасным, привычное - изумительным". Умение каждой женщины быть очаровательной и обаятельной "исходит от Неба", постигается интуитивно и не передается по наследству. Эта неуловимо тонкая материя не исчезает с годами, она не подвластна старению, а значит, обаятельная женщина всегда красива.
У современных китаянок представления о красоте далеки от традиционных. Craig Maccubbin (CC-BY)
После 1949 года китайские коммунистки на время отказались практически от всего, что могло выдать в них женщину. Платья сменились брючными костюмами в стиле Мао, "драконы, резвящиеся в облаках" превратились в короткие практичные стрижки, пудра, румяна и другие «буржуазные» штучки оказались напрочь забыты. Женщина была прежде всего строителем коммунизма, а потом уже всем остальным.
Но такой взгляд на мир все же противоестественен, а потому начало реформ Дэн Сяопина в 1978 году отразилось и на женских лицах. Сегодня косметический бизнес - одна из процветающих отраслей китайской экономики, а салоны красоты в китайских городах - на каждом шагу.
Мировые косметические компании не могли спокойно взирать на самый крупный в мире рынок – и вложили миллионы долларов в рекламу, акции и «подгонку» своих формул под китайские реалии. Например, в Китае модно быть бледным, поэтому практически все кремы имеют легкий отбеливающий эффект. Вот ведь парадокс: мы стремимся загореть и немного потемнеть, а китаянки мечтают о белой коже.
Быстрыми темпами растет популярность и пластической хирургии. Но едва ли современным китайцам придет в голову повторять "подвиги" предков и снова начать бинтовать ноги своим дочерям.
 
Источник: http://www.vokrugsveta.ru/
Комментарии 18
1 2 »
0
LUKA
30.10.2012 17:47
[Материал]
Ну наверное не из за мужиков-а из за того что есть иногда хочется.А маленькая нога -это возможность выйти замуж, а значит своего рода сделать карьеру.Ну или как минимум-не бедствовать.Чем совершеннее нога-тем удачнее брак.Дело не в мужиках-а в том , что это единственный способ был чего то добиться.
Ноги не бинтовались самым нищим девочкам-но это оттого, что обслуживать этих колченогих тоже кому то было нужно. Масса девочек умирала от сепсиса, у многих не хватало выдержки-и бинты срывались, кости сростались криво-и все муки были впустую.Потому что безобразная увечная стопа никому не нужна... Меня всегда смущало слово " благоуханная", применительно к этой теме.Как это возможно?! Там же пролежни были ацкие, нога по сути вечно гнила.Они ноги постоянно всякими уксусами с розовой водой мыли.Что б подавить это разложение...Бррр. Ну что сказать-странные они .Этот как минимум. Ноги эти, дети задавленные на рынках, рыбки-брелки в кульках, абортируемые зародыши для поддержания лотосоподобной красоты... Не люблю их.Он такие древние.И понятия у них -как у ооочень древних извращенцев.Все повидавших.Им нифига никого не жалко. |