Эксперимент по геоинжинирингу в Тихом океане привел к массовому цветению водорослей
Распыление сульфата железа — часть эксперимента по геоинжинирингу, который должен продемонстрировать, что внесение в океан удобрений (в данном случае железа) можно усилить рост водорослей, которые поглощают и накапливают углерод из атмосферы. Этот механизм должен помочь в борьбе с изменением климата. Но экологи называют эксперимент Джорджа «вопиющим нарушением двух международных резолюций».
Действия Джорджа были основаны на теории, что железо стимулирует рост фитопланктона, например, диатомовых водорослей (диатомеи). Когда фитопланктон погибает, органический материал тонет, направляя накопленный углерод в глубины океана, где он может оставаться на протяжении веков. Вы можете увидеть формирование цветущего планктона по состоянию на август на карте NASA (ниже). Если сравнить эту карту с уровнем цветения водорослей до распыления сульфата железа — за июнь 2012 года (выше), можно увидеть, что большая красно-оранжевая масса сформировалась недалеко от центра карты, что указывает на существенное увеличение производства хлорофилла в этой области в ответ на усилия по внесению удобрений.
Корреспонденты The Guardian процитировали Кристину Герде из Международного союза охраны природы (International Union for Conservation of Nature), которая назвала эксперимент «вопиющим нарушением двух международных резолюций», ссылаясь на Конвенцию Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии и Конвенцию о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция-ЛКД).
Тем не менее, сам Джордж говорит, что упомянутые документы не относятся к его проекту, и что его усилия, по сути, выгодны всем и представляют собой «самый важный проект по восстановлению океана в истории». Его научные сотрудники в настоящее время проводят мониторинг результатов эксперимента. Джордж утверждает, что недавняя новость о цветении планктона является «отличным известием для всех жителей планеты». Отметим, что бизнесмен получил известность за свои предыдущие попытки по внесению удобрения в океаны, связанные с коммерческой продажей углеродных квот.
Эксперимент Джордж в области геоинжиниринга был освещен в прессе в июле 2012 года, когда в журнале Nature была опубликована обзорная статья. В материале говорилось, что в рамках этого исследования группа ученых под руководством немецкого климатолога Виктора Сметацека собиралась сбросила семь тонн сульфата железа в океан у берегов Антарктиды, в результате чего должно было произойти обширное цветения фитопланктона (диатомовых водорослей). Ученые надеялись, что диатомовые водоросли после отмирания погрузятся на дно океана вместе с накопленным CO2. Сметацек отметил, что «удобренные железом диатомовые водоросли могут поглощать углерод и хранить его на протяжении веков, находясь во взвешенном состоянии в океанской воде, и даже дольше в виде осадочных слоев на дне».
Тем не менее, Джон Каллен, океанограф из Университета Далхаузи, предупреждает, что, беспорядочный характер подобных экспериментов может иметь неожиданные побочные эффекты. Вот что он сказал журналистам The Guardian:
«Трудно (если вообще возможно) обнаружить и описать важные эффекты, которые, как мы знаем, могут иметь место спустя месяцы или годы. Некоторые возможные эффекты, такие как уменьшение концентрации кислорода на большой глубине и изменение пищевых цепей, должны исключать манипуляции с океаном. История полна примеров манипуляций с экологией, которые провалилась».
Билл Гейтс поддерживает климатологов, лоббирующих крупномасштабный геоинжиниринг
7 февраля. Небольшая группа ведущих ученых-климатологов, при финансовой
поддержке ряда миллиардеров, среди которых оказался сам Билл Гейтс,
призывает правительства и международные организации поддержать их
эксперименты по манипулированию погодой в глобальном масштабе, чтобы
избежать катастрофического изменения климата.
Ученые, которые выступают в поддержку методов геоинжиниринга, таких как распыление миллионов тонн частиц двуокиси серы, которые поглощают энергию солнечного света, в 50 километрах над землей, утверждают, что в случае, если ООН и политики не смогут договориться по поводу необходимости сокращения выбросов парниковых газов, будет необходим своего рода «план Б» для нормализации климата. По их словам, правительство США и других стран должны профинансировать программу международных исследований в этом направлении.
Методы геоинженерии связанные с манипуляциями над солнечным светом являются весьма спорным: одни ученые-климатологи считают, что они могут оказаться быстрым и относительно дешевым способом, чтобы замедлить глобальное потепление; другие опасаются, что последствия подобных экспериментов в верхних слоях атмосферы могут безвозвратно изменить систему выпадения осадков и повлиять на климат Земли в целом.
Многие экологи также противостоят развитию геоинжениринга. Они полагают, что эта технология может подорвать усилия по сокращению выбросов. Им вторят руководители развивающихся стран, которые опасаются, что их государства могут быть использованы развитыми странами в качестве плацдарма для отработки технологии. В 2010 году в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии был объявлен мораторий на эксперименты в данном направлении в море и в воздухе, за исключением мелких научных исследований.
Тем не менее, в последнее время растут опасения, что небольшая, но влиятельная группа ученых, и их покровителей, может пролоббировать свои интересы в области геоинжиниринга и политики.
«Мы должны защитить себя от корыстных интересов миноритарных научных группы. Нам необходимо быть полностью уверенными, что конечный выбор зависит не от крупных финансистов, которые могли бы пролоббировать свои интересы для изменения климата «, сказала директор Ливерморской национальной лаборатории в США Джейн Лонг на недавней конференции по вопросам геоинжиниринга.
«Ставки слишком высоки. Необходимо понимать и помнить, что ученые — не самые подходящие люди для решения социальных, этических и политических вопросов, которые связанны с геоинжинирингом», сказал Дуг Парр, руководитель исследовательских работ Гринпис в данном направлении. «Сама мысль о том, что небольшая группа выбранных кем-то ученых может иметь такое влияние на судьбу планеты, является неприемлемой. «
Давление со стороны общественности по поводу изменения климата растет с каждым днем, но политики никак не могут прийти к окончательному соглашению и значительно сократить выбросы. К слову в 2009—2010 годах правительство США получило запросы по поводу грантов на исследованиях в области геоинжиринга на сумму более 2 млрд. долларов, но в итоге потратили чиновники лишь около 100 миллионов долларов.
Билл Гейтс и другие состоятельные люди, в том числе британский предприниматель и основатель корпорации Virgin сэр Ричард Брэнсон, магнат Мюррей Эдвардс и один из основателей Skype, Никлас Зеннстром, профинансировали ряд исследований касательно возможности применения данной технологии в будущем. Брэнсон, которому часто приписывают значительное влияние на ход исследований по борьбе с изменением климата, в прошлом году помогал финансировать научные работы ученых из Британского Королевского общества по управлению солнечной радиацией. Деньги финансист направлял через собственный благотворительный фонд Carbon War Room. К сожалению, конкретная сумма не известна.
Профессор Дэвид Кейт из Гарвардского университета и Кен Калдейра из Стэнфорда являются двумя ведущими сторонниками исследований в сфере геоинженерии в верхних слоях атмосферы Земли. Ученые хотят создать там своего рода отражающий экран. Билл Гейтс направил на их исследования более 4,6 млн. долларов. Финансы пошли на создание фонда Innovative Climate and Energy Research (Ficer). Почти половину денег, которые поступают непосредственно из личных средств Гейтса, ученые используются для собственных исследований, а остальное выплачивается ими для финансирования деятельности других сторонников крупномасштабных проектов в сфере геоинженерии.
Согласно неподтвержденным данным, Кейт каждый год получает определенную сумму непосредственно от Билла Гейтса. Ученый является президентом и основным владельцем геоинжиниринговой компании Carbon Engineering. Гейтс и Мюррей Эдвардс обладают крупными пакетами акций Carbon Engineering. И это лишь вершина айсберга.
Анализ восьми крупных национальных и международных исследований в сфере геоинженерии, которые проходили в течение последних трех лет, показывает, что Кейт, Калдейра, Фил Раш — главный ученый-климатолог в тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории США — и профессор Грейнджер Морган из Университета Карнеги-Меллона имеют огромное влияние на семь крупных правительственных групп, среди которых одна функционирует в составе ООН.
Мы видим явный конфликт интересов между людьми, которые вовлеченных в спор относительно применения геоинжиниринга для манипулирования климатом. Небольшая группа лоббирует выделение огромных государственных средств в геоинжиниринговые исследования. Они доминируют практически во всех исследованиях в данной области. Вполне вероятно, что эти ученые имеют значительное влияние на решения Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК). Сами ученые, которые якобы вовлечены в вышеперечисленное, отказываются признавать свою причастность.
«Одна только мысль, что небольшая группа людей имеет незаконное влияние на решения, которые принимаются на высочайшем уровне, очень опасна для развития технологии, которая крайне важна для дальнейшего развития общества. Обеспокоенность тем, что небольшая группа лоббирует свои интересы, является вполне законной. Критика была всегда,» говорит Кейт. «Но все меняется. Теперь в дебатах участвуют такие страны, как Индия и Китай. Эпоха, когда мой голос или мнения моих коллег были самыми весомыми, закончилась. Нам нужна очень взвешенная дискуссия».
«Каждый ученый в определенный момент совей карьеры волей или неволей становится участником конфликта интересов, потому что мы все хотели бы получать больше ресурсов для своих исследований», сказал Калдейра. «У меня слишком большое влияние? Мне кажется, что у меня слишком мало рычагов влияния. Я призывал к приравниванию выбросов CO2 к нарушению закона в течение многих лет, но никто не слушает меня. Мне кажется, что именно люди, которые не согласны со мной, имеют слишком большое влияние.