Межцивилизационная борьба: угрозы для будущего мира
Войны захлестнули человечество. Вспыхивая в различных уголках
мира, военные конфликты создают опасность в глобальном масштабе.
Существуют точки зрения, согласно которым в основе этих конфликтов лежит
столкновение цивилизаций. В этой связи нарастают опасения относительно
будущего человечества.
Межцивилизационные отношения: базовые признаки
В 1952 году американские антропологи немецкого происхождения Альфред Кребер и Клайд Клакхон выдвинули идею о том, что разделять культуру и цивилизацию ошибочно. Это означало отказ от идеи конфликта культуры и цивилизации, господствовавшей в западной мысли начиная с XIX века. В тот период сохранялась неизвестность относительно того, как эти изменения в теоретической традиции повлияют на мировую геополитику.
В 1980-е годы известный американский социолог Самюэль Хантингтон постулировал следующий тезис: цивилизаций множество, и необходимо найти путь для их мирного сосуществования. Вывод, к которому пришел Хантингтон, наводил на определенные размышления: «Столкновение цивилизаций неизбежно». Такого рода смена парадигмы в геополитике отразилась практически на всех западных теориях. Этот процесс наряду с новыми убеждениями, к которым приходили философы, казалось, постепенно привлекал к себе все большее число сторонников.
Конец XX и начало XXI века действительно стали свидетелями жестокой борьбы цивилизаций. Геополитические события, происходящие в различных уголках мира, в очередной раз подтверждают, что перед человечеством встают крайне сложные задачи. На текущей стадии истории наличие борьбы на основе «культуры и языка» обнаруживает противоречивые вопросы, которые не наблюдались ранее.
По всей видимости, лишь немногие рассматривали распад социалистического блока в 1990-х годах как цивилизационное явление. Последующее развитие событий в сущности показало, что к цивилизационной и культурной принадлежности необходимо подходить по-разному в отношении стран, находящихся на одной геополитической платформе. И это можно было отчетливо прочувствовать на Южном Кавказе.
В позиции западных государств по отношению к явлению оккупации части территорий Азербайджана Арменией мы увидели действия, которые вместо объективности опираются на религиозную дискриминацию. Сторонники-христиане при каждом удобном случае поддерживали совершившую нападение Армению. Именно такого рода подход именуется в политике «двойным стандартом». Иными словами, в его основе лежит незыблемая вера в борьбу цивилизаций.
Даже специальной Минской группе, созданной международными организациями с целью урегулировать армяно-азербайджанский спор по Нагорному Карабаху, не удалось избежать принципа «двойных стандартов». Государства-посредники открыто рассматривали решение данной проблемы с точки зрения межцивилизационных различий.
В настоящее время Армения испытывает настолько высокую уверенность в себе, что даже не желает слушать своих сторонников. Негативные последствия рассмотрения мировой геополитической обстановки с точки зрения межцивилизационной борьбы все еще ощущаются кавказскими народами.
Один из элементов, указывающих на то, что
Запад подходит к геополитическим реалиям глобального масштаба с точки
зрения борьбы цивилизаций, демонстрирует позиция по отношению к
инициативам Турции в связи с присоединением к Европейскому союзу (ЕС). В
течение многих лет Анкара прилагает усилия для вступления в союз.
Однако под различными предлогами Турцию не принимают в эту организацию.
Вместе с тем обладающие в несколько раз более слабым потенциалом, нежели
Турция, государства Восточной Европы уже стали членами ЕС. Например,
возможности социально-экономического развития таких стран, как Болгария,
Польша, Литва, Латвия, Эстония, Республика Кипр и другие, гораздо
меньше, чем Турции. Тогда почему в ЕС принимается не Турция, которая
является мусульманской страной, а более слабые христианские государства?
Ответ таков – мировая политика рассматривается на основе принципа
межцивилизационной борьбы.
В каких зонах продолжаются военные конфликты?
Рассмотрим
карту непрерывных военных конфликтов в различных регионах мира в наши
дни. Все из них охватывают исламские государства. В чем состоит причина
этого? Ислам – одна из самых гуманных религий мира. Мусульманская
религия определенно не поддерживает террор и войну. Напротив, мусульмане
должны быть честными и признавать права других. Однако некие «невидимые
силы» создают в мусульманских государствах возмущения, что и приводит к
военным столкновениям.
В поле войны превратился Афганистан, за который борются крупные геополитические силы мира и обращаются к разным методам, чтобы достичь своих целей. В мусульманском Афганистане не прекращается кровопролитие. Та же участь постигла Ирак. Не демонстрируя твердой реакции на агрессию Армении, крупные силы обвинили Ирак в оккупации Кувейта и подвергли бомбардировке.
Сегодня в Ливии, Египте, Сирии и других мусульманских государствах не прекращается война и вооруженные столкновения. Уже только одно упоминание о Пакистане вызывает ассоциации с «полигоном терроризма». При этом предпринимаются попытки вмешать Турцию, а в сторону Ирана звучат угрозы. В основе всех этих процессов лежит одна причина. Запад принуждает мусульманские государства жить в свойственной ему социокультурной, политической, экономической и культурной обстановке. При этом под эгидой глобализации он принудительно заставляет других принять ценности собственной цивилизации. Сегодня широко используется термин «вестернизация». Вестернизация в одеждах демократизации предполагает процесс «привития» ценностей западной цивилизации в отношении общества другой цивилизации.
Такого рода действия образуют конфликты в различных геополитических зонах мира, поэтому, «политика двойных стандартов» в значительной мере так и продолжится. Действительно заставляет задуматься тот факт, что западные государства не намерены сворачивать с этого ошибочного пути, который они выбрали. Аналогичная политика осуществляется против России и Китая. Наличие особой культуры Китая они рассматривают как опасность, о чем пишут известные политики и комментаторы.
В 1996 году в работе под названием «Столкновение цивилизаций и образование нового миропорядка» Хантингтон разделил мир на 8 различных цивилизаций. Подчеркивалось, что исламская и китайская цивилизации являются наиболее перспективными в будущем, при этом, по его прогнозам, к 2025 году Запад опередит эти цивилизации в своем развитии.
Этот подход автоматически выводит на первый план для Запада конкуренцию цивилизаций. И как происходит этот процесс – теперь мы можем отчетливо наблюдать в ходе событий, возникающих в различных частях света. В этой связи вольно или невольно возникает следующая точка зрения: Запад разрабатывает специальные планы, чтобы сдержать различные цивилизации от развития.
Выбор Западом данной стратегии создает чрезвычайную напряженность в межцивилизационных отношениях. Одним из характерных признаков является расхождение во взглядах между ведущими аналитиками Запада относительно содержания процесса, называемого «арабской весной». Теперь комментаторы испытывают беспокойство в связи с возможным тупиком в развитии геополитических событий в мировом масштабе. В этой связи они задаются вопросом: какое свойство на самом деле лежит в основе процесса «арабская весна»?
Вероятность
такого драматического события, в которое может обернуться
межцивилизационная борьба, вызывает тревогу, связанную с будущим
человечества. При этом ощущение того, что эта борьба может превратиться в
межцивилизационный диалог, является совсем слабым. Тогда естественно
возникает следующий вопрос: в каком направлении развивается мир?
Будущее человечества: какая модель развития предпочтительней?
В
настоящее время определенного ответа на этот вопрос нет. Борьба
цивилизаций в глобальном масштабе становится все более интенсивной на
Ближнем и Дальнем Востоке. Достаточно опасным с этой точки зрения
становится евразийский регион. И все эти геополитические зоны объединяет
один общий элемент – неопределенность.
Разногласия, возникающие главным образом в мусульманских государствах на Ближнем Востоке, постепенно охватывают социальные слои в более широком масштабе. При этом международное сообщество не видит объективного и эффективного пути решения различных возникающих проблем. К примеру, в Сирии мы наблюдаем колоссальную гуманитарную трагедию, однако крупные государства по-прежнему не отступают от своих геополитических интересов.
Постепенно нарастающая информационная война, связанная с ядерной программой Ирана, фактически столкнула некоторые государства. Сегодня вопрос о решении этой проблемы военным путем обсуждается даже на высоком уровне. О многом заставляет задуматься представление данной проблемы с точки зрения цивилизационных ценностей Запада и Ирана. Израиль в этом вопросе полагает, что Иран представляет угрозу для мира как мусульманское государство. Тегеран же угрожает «стереть с карты мира сионистский режим» и рассматривает вопрос в форме конфликта исламской и христианской цивилизаций.
Приблизительно такая же картина наблюдается сейчас на Дальнем Востоке. Китай – государство, владеющее отличающейся культурной системой и цивилизационными ценностями, что постепенно создает напряженность в геополитической ситуации в этом регионе. Американский флот уже сейчас подтянул туда значительные силы. Западные эксперты строят сценарии относительно того, как будет происходить конфронтация китайской цивилизации с Западом.
В целом рассматриваемый процесс подтверждает, что человечество движется в сторону опасности. Продолжение в несовместимой форме борьбы между различными цивилизациями представляет угрозу глобального масштаба. В случае продолжения динамики данных процессов будущее человечества выглядит «размытым».
Одна из мудростей Древнего Востока гласит: «Чтобы спасти себя, нужно спасти мир». Спасение какой бы то ни было цивилизации связано со спасением мира. Искореняя представителей других культур, Запад бросает себя в порочный круг. Мир к уничтожению ведут те, кто «допускает сделать другим того, чего не пожелают себе» (Конфуций).