Вход / Регистрация
23.12.2024, 23:22
Без "хаотизации" мира США "пойдут по миру"
Судя по всему, американские элиты готовятся к дальнейшему наращиванию
военной агрессии и эскалации военно-политических конфликтов, которые
позволяют дестабилизировать обстановку по периметру своих стратегических
конкурентов (Еврозона, Китай, Япония, исламский мир и т.д.) и
провоцировать переток глобального спекулятивного капитала на финансовый
рынок США и, прежде всего, рынок государственного долга.
На фоне непрекращающихся разговоров об улучшении финансово-экономической ситуации в США, реальная ситуация в экономике остаётся крайне тяжёлой. Экономический рост на 2% по итогам третьего квартала 2012 года хоть и превзошёл средний прогноз (1,9%), но, тем не менее, оказался существенно ниже, чем 2,4% в 2010 году и 4,1% в последнем квартале 2011 года. Более того, практически целиком и полностью этот рост был обусловлен скачкообразным ростом инвестиций в жилую недвижимость (+14,4%) и расширением государственных расходов на экономику за счёт наращивания бюджетных дефицитов (9-13% ВВП на протяжении 2008-2012 годов) и увеличения бремени государственного долга (до 106% ВВП).
Особенно сильные опасения вызывает стремительно разрастающаяся милитаризация американской экономики – расходы федеральных властей во втором квартале текущего года подскочили аж на 3,7%, продемонстрировав первый рост за период со второго квартала 2010 года. При этом расходы на национальную оборону, которая помимо ведения карательных операций на Ближнем Востоке и Афганистане, а также создания силового обеспечения спроса на американский доллар подразумевает финансирование научно-технического потенциала и трансферт технологий из военного в гражданский сектор, подскочили аж на 13%.
Только за период с января по август 2012 года за счёт реализации политики по хаотизации Ближнего Востока, урезания суверенных кредитных рейтингов странам-членам Еврозоны со стороны американских рейтинговых агентств, разбалансировки международных финансовых рынков и масштабной пропагандистской программе по формированию благоприятного образа США у инвесторов американским элитам удалось обеспечить чистые покупки долговых бумаг Федерального казначейства США нерезидентами в объёме 372,3 млрд долларов. Это на 5,4% больше показателя предыдущего года за аналогичный промежуток времени (353,2 млрд) и по вполне понятным причинам совпадает с суммарным дефицитом внешней торговли США за аналогичный промежуток времени.
Этому процессу не смогли помешать даже действия Китая, который, понимая масштабы накопленных структурных дисбалансов и перекосов в мировой экономике, на протяжении последних лет активным образом осуществляет пересмотр структуры своих международных резервов и диверсифицирует вложения в иностранные активы.
Надо понимать, что даже нынешние и без того крайне невысокие темпы роста американской экономики, не позволяющие добиться более или менее существенного улучшения ситуация на рынке труда, являются результатом многочисленных статистических манипуляций и приписок.
Благодаря использованию гедонистических индексов, манипуляциям со структурой потребительской корзины и составом бюджетных расходов домашних хозяйств, разного рода допущениям об абсолютной эффективности потребителя правящим властям удаётся искусственно завышать показатели темпов роста экономики, промышленного производства, капитальных вложений и доходов населения.
Тем временем, уже сегодня Белый Дом не в силах обслуживать колоссальное бремя государственного долга, который превысил отметку в 106% ВВП осенью 2012 года (против 65% четырьмя годами ранее), и США, по сути дела, находятся в состоянии дефолта.
Речь идёт о непомерной долговой нагрузке на государство (106% ВВП), непокрытых обязательствах Белого Дома по социальному и медицинскому обеспечению (355% ВВП), многолетних хронических дефицитах бюджета (9-13,5% ВВП более 3,5 лет) и торгового баланса (3,8-6% ВВП) и избыточном долговом бремени на беднеющее населения (115-125% располагаемого дохода).
Единственное, что позволяет Штатам поддерживать на плаву колоссальную по масштабам пирамиду государственного долга, являющуюся фундаментом всёй современной международной валютно-финансовой системы "долларового империализма" - контроль над печатным станком и навязанный всему миру статус американского доллара как резервной валюты, основного средства платежа, обращения и накопления.
Крайне поучительным оказался печальный опыт Ирака и Ирана, осмелившихся по неосторожности в самом начале 2000-х годов заявить об отказе использования долларов в качестве средства обращения и платежа в рамках международной торговли нефтью и переходом на расчёты в евро и региональные валюты. Сразу после этих заявлений руководства исламских республик последовала широкомасштабная операция по борьбе с "международным терроризмом", выращенным, насколько можно судить, американскими и европейскими спецслужбами, и кровавая война на Ближнем Востоке. В настоящий момент спрос на доллары поддерживается не столько благодаря объективным макроэкономическим факторам и научно-техническому превосходству, сколько в силу колоссального военно-политического и информационно-пропагандистского превосходства США в мире, а также их статусу "мирового жандарма" и "разносчика демократии".
Да, безусловно, в относительном выражении показатель объема госдолга США пока не достиг абсолютного исторического максимума в 123% ВВП, который был зафиксирован в разгар Второй мировой войны. Однако надо отметить тот факт, что только за период с начала 1970-х годов, когда после августовской речи Ричарда Никсона США, по сути дела, объявили дефолт, отказавшись обменивать доллары на золото по фиксированному курсу, долговая нагрузка на одного жителя США в реальном выражении (т.е. с учётом инфляции) подскочила с 7,5 до 41 тыс. долларов. Притом что во время Второй мировой войны в промежуток 1939-1945 годов, даже несмотря на многократный рост бюджетных дефицитов и государственного долга, в расчёте на одного жителя в фиксированных долларах 2005 года размер государственной долговой нагрузки не превышал 17 тыс. долларов. А в довоенный период 1900-1935 годов данный показатель и вовсе колебался в диапазоне 500-3000 долларов.
Не лучше обстоят дела с бюджетными дефицитами, которые уже сегодня лежат тяжким грузом на шее не только американской финансовой системы, но и всей мировой экономики. Мало того, что на протяжении 2008-2012 годов сами по себе государственные расходы федерального правительства в среднем на 9-13% ВВП превышали размер бюджетных доходов, так ещё и сам по себе размер бюджетного дефицита в США в расчёте на одного жителя страны умудрился достичь абсолютного исторического максимума в 4,3 тыс. долларов в разгар глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов.
В 1939-1945 годах подушевой размер бюджетных дефицитов в США в долларах 2005 года не поднимался выше отметки в 3,7 тыс. долларов, а с момента снятия "золотого тормоза" в 1973 году, запуска печатного станка и начала политики безудержной кредитной накачки экономики размер душевого бюджетного дефицита в США варьировался в диапазоне 500-1500 долларов.
Одновременно с этим астрономических масштабов достиг размер ежегодных платежей по обслуживанию государственного долга и, прежде всего, уплате процентов со стороны американского правительства, а, следовательно, из кармана рядовых граждан США. Согласно официальным данным Федерального казначейства США, в расчёте на одного гражданина США ежегодные расходы федерального правительства на выплату процентов по государственному долгу подскочили с 200 долларов в 1950-1960-х годах до 400 долларов в середине 1970-х годов и свыше 1,1 тыс. долларов в конце 1980-х и первой половине 1990-х годов.
Самое удивительное состоит в том, что, несмотря на практически двукратный рост величины государственного долга США, только за последние 11 лет (с 2000 по 2011 год), благодаря беспрецедентной по объёму эмиссионной накачке финансовых рынков, масштабному выкупу государственных долговых бумаг на баланс ФРС США и, таким образом, искусственному снижению ставки заимствований на рынке государственного долга размер ежегодных платежей американских граждан по уплате процентов в постоянных ценах 2005 года сократился с 1-1,2 тыс. долл. до 570-700 долларов.
Ещё заметней результаты деятельности ФРС США по реализации ничем не прикрытой политики монетизации государственного долга. Благодаря беспрецедентной эмиссионной накачке финансовых рынков со стороны Федерального Резерва США, превысившей 2,5 трлн долларов за период 2008-2012 годов, и искусственному удержанию реальных процентных ставок в отрицательной зоне даже с учётом официальной инфляции, доля расходов на уплату процентов по государственному долгу снизилась с 4-4,2% ВВП в конце 1990-х годов до менее существенных 2% ВВП в 2006-2012 годах.
Совершенно очевидно, что пирамида государственного долга США, являющаяся фундаментом и базой всей международной валютно-финансовой системы "долларового империализма", обеспечивающей перекачку реальных ресурсов и национального богатства остальных стран в карманы финансовой олигархии Уолл-Стрит в обмен на долг США, стоит на грани коллапса.
Судя по тому, что ФРС США в середине сентября объявил о запуске очередного, уже четвёртого, раунда количественного смягчения объемом порядка 480-500 млрд долларов, строительство пирамиды долгов приблизилось к своему пределу и рыночные механизмы больше не в силах обеспечить спрос на главную продукцию США – стремительно обесценивающиеся доллары.
Пирамида государственного долга США, поддерживающая завышенный в 1,5-2 раза уровень жизни американских граждан, рухнет, как только ФРС США прекратит заливать финансовые рынки дешёвой эмиссионной ликвидностью, а ставки доходности по государственным облигациям США вернутся к более или менее равновесному состоянию, определяемому рынком, а не печатным станком.
Другими словами, происходит стремительное и, насколько можно судить, неконтролируемое раздувание государственных расходов и долгового бремени, которые позволяют удерживать на плаву искусственно завышенное в 1,7-2 раза потребление американских домашних хозяйств.
Если руководство Белого Дома не сможет наступить на горло военно-промышленному комплексу и урезать финансирование военных операций по "насаждению демократии" на Ближнем Востоке и в Афганистане, то это рискует спровоцировать полноценный бюджетный кризис в США. Именно бюджетный кризис с высокой долей вероятности окончательно подорвёт доверие инвесторов и остальных стран к американской валюте и станет поводом для бесповоротного разрушения существующей международной валютно-финансовой системы долларового империализма.
Об этом, кстати, уже неоднократно открыто заявляло руководство Китая, которое старается проводить самостоятельную национально ориентированную финансово-экономическую политику.
Здесь следует упомянуть, что в период с августа 2011 года по август 2012 года объём вложений правительства КНР и Народного Банка Китая в государственные долговые бумаги США сократился с 1,27 до 1,15 трлн долларов. Тогда как Россия, финансово-экономический блок которой оккупирован идейными последователями младореформаторов и "рыночных фундаменталистов", искренне верящих, что государство призвано служить интересам глобального бизнеса и ТНК, нарастила вложения на 11% (с 138,1 до 153,3 млрд долларов). За аналогичный промежуток времени Япония увеличила объём вложений ЗВР в долговые бумаги американского Федерального казначейства на 23,6% (с 907 до 1121,5 млрд долларов), страны-нефтеэкспортёры – на 7% (с 245,8 до 263 млрд), страны-оффшоры Карибского бассейна – на 22,1% (с 210,4 до 256,9 млрд), а Бразилия увеличила вложения в долговые бумаги правительства США на 15,8% - с 219,2 до 253,9 млрд долларов.
Насколько можно судить, руководство Китая, в отличие от скованных узко либеральным сектантским сознанием российских коллег, прекрасно понимает масштабы накопленных структурных дисбалансов в американской экономике и мировой финансовой системе. И финансово-политические элиты КНР стремятся, с одной стороны, усилить своё финансово-экономическое влияние за пределами страны, а, с другой, преодолеть всё ещё имеющуюся существенную научно-техническую и технологическую отсталость от США, ЕС и Японии, без чего Китай не сможет на полном серьёзе претендовать на роль лидера в мировой экономике и не расстанется со статусом "сборочного цеха" глобальных корпораций.
В то время как российские чиновники, под бурные разговоры про модернизацию и инновации, продолжают ежегодно изымать из экономики 3-6% ВВП и вкладывать их в долговые бумаги стратегических конкурентов, стимулируя модернизацию и создание инновационных производств за пределами страны.
На фоне непрекращающихся разговоров об улучшении финансово-экономической ситуации в США, реальная ситуация в экономике остаётся крайне тяжёлой. Экономический рост на 2% по итогам третьего квартала 2012 года хоть и превзошёл средний прогноз (1,9%), но, тем не менее, оказался существенно ниже, чем 2,4% в 2010 году и 4,1% в последнем квартале 2011 года. Более того, практически целиком и полностью этот рост был обусловлен скачкообразным ростом инвестиций в жилую недвижимость (+14,4%) и расширением государственных расходов на экономику за счёт наращивания бюджетных дефицитов (9-13% ВВП на протяжении 2008-2012 годов) и увеличения бремени государственного долга (до 106% ВВП).
Особенно сильные опасения вызывает стремительно разрастающаяся милитаризация американской экономики – расходы федеральных властей во втором квартале текущего года подскочили аж на 3,7%, продемонстрировав первый рост за период со второго квартала 2010 года. При этом расходы на национальную оборону, которая помимо ведения карательных операций на Ближнем Востоке и Афганистане, а также создания силового обеспечения спроса на американский доллар подразумевает финансирование научно-технического потенциала и трансферт технологий из военного в гражданский сектор, подскочили аж на 13%.
Только за период с января по август 2012 года за счёт реализации политики по хаотизации Ближнего Востока, урезания суверенных кредитных рейтингов странам-членам Еврозоны со стороны американских рейтинговых агентств, разбалансировки международных финансовых рынков и масштабной пропагандистской программе по формированию благоприятного образа США у инвесторов американским элитам удалось обеспечить чистые покупки долговых бумаг Федерального казначейства США нерезидентами в объёме 372,3 млрд долларов. Это на 5,4% больше показателя предыдущего года за аналогичный промежуток времени (353,2 млрд) и по вполне понятным причинам совпадает с суммарным дефицитом внешней торговли США за аналогичный промежуток времени.
Этому процессу не смогли помешать даже действия Китая, который, понимая масштабы накопленных структурных дисбалансов и перекосов в мировой экономике, на протяжении последних лет активным образом осуществляет пересмотр структуры своих международных резервов и диверсифицирует вложения в иностранные активы.
Надо понимать, что даже нынешние и без того крайне невысокие темпы роста американской экономики, не позволяющие добиться более или менее существенного улучшения ситуация на рынке труда, являются результатом многочисленных статистических манипуляций и приписок.
Благодаря использованию гедонистических индексов, манипуляциям со структурой потребительской корзины и составом бюджетных расходов домашних хозяйств, разного рода допущениям об абсолютной эффективности потребителя правящим властям удаётся искусственно завышать показатели темпов роста экономики, промышленного производства, капитальных вложений и доходов населения.
Тем временем, уже сегодня Белый Дом не в силах обслуживать колоссальное бремя государственного долга, который превысил отметку в 106% ВВП осенью 2012 года (против 65% четырьмя годами ранее), и США, по сути дела, находятся в состоянии дефолта.
Речь идёт о непомерной долговой нагрузке на государство (106% ВВП), непокрытых обязательствах Белого Дома по социальному и медицинскому обеспечению (355% ВВП), многолетних хронических дефицитах бюджета (9-13,5% ВВП более 3,5 лет) и торгового баланса (3,8-6% ВВП) и избыточном долговом бремени на беднеющее населения (115-125% располагаемого дохода).
Единственное, что позволяет Штатам поддерживать на плаву колоссальную по масштабам пирамиду государственного долга, являющуюся фундаментом всёй современной международной валютно-финансовой системы "долларового империализма" - контроль над печатным станком и навязанный всему миру статус американского доллара как резервной валюты, основного средства платежа, обращения и накопления.
Крайне поучительным оказался печальный опыт Ирака и Ирана, осмелившихся по неосторожности в самом начале 2000-х годов заявить об отказе использования долларов в качестве средства обращения и платежа в рамках международной торговли нефтью и переходом на расчёты в евро и региональные валюты. Сразу после этих заявлений руководства исламских республик последовала широкомасштабная операция по борьбе с "международным терроризмом", выращенным, насколько можно судить, американскими и европейскими спецслужбами, и кровавая война на Ближнем Востоке. В настоящий момент спрос на доллары поддерживается не столько благодаря объективным макроэкономическим факторам и научно-техническому превосходству, сколько в силу колоссального военно-политического и информационно-пропагандистского превосходства США в мире, а также их статусу "мирового жандарма" и "разносчика демократии".
Да, безусловно, в относительном выражении показатель объема госдолга США пока не достиг абсолютного исторического максимума в 123% ВВП, который был зафиксирован в разгар Второй мировой войны. Однако надо отметить тот факт, что только за период с начала 1970-х годов, когда после августовской речи Ричарда Никсона США, по сути дела, объявили дефолт, отказавшись обменивать доллары на золото по фиксированному курсу, долговая нагрузка на одного жителя США в реальном выражении (т.е. с учётом инфляции) подскочила с 7,5 до 41 тыс. долларов. Притом что во время Второй мировой войны в промежуток 1939-1945 годов, даже несмотря на многократный рост бюджетных дефицитов и государственного долга, в расчёте на одного жителя в фиксированных долларах 2005 года размер государственной долговой нагрузки не превышал 17 тыс. долларов. А в довоенный период 1900-1935 годов данный показатель и вовсе колебался в диапазоне 500-3000 долларов.
Не лучше обстоят дела с бюджетными дефицитами, которые уже сегодня лежат тяжким грузом на шее не только американской финансовой системы, но и всей мировой экономики. Мало того, что на протяжении 2008-2012 годов сами по себе государственные расходы федерального правительства в среднем на 9-13% ВВП превышали размер бюджетных доходов, так ещё и сам по себе размер бюджетного дефицита в США в расчёте на одного жителя страны умудрился достичь абсолютного исторического максимума в 4,3 тыс. долларов в разгар глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов.
В 1939-1945 годах подушевой размер бюджетных дефицитов в США в долларах 2005 года не поднимался выше отметки в 3,7 тыс. долларов, а с момента снятия "золотого тормоза" в 1973 году, запуска печатного станка и начала политики безудержной кредитной накачки экономики размер душевого бюджетного дефицита в США варьировался в диапазоне 500-1500 долларов.
Одновременно с этим астрономических масштабов достиг размер ежегодных платежей по обслуживанию государственного долга и, прежде всего, уплате процентов со стороны американского правительства, а, следовательно, из кармана рядовых граждан США. Согласно официальным данным Федерального казначейства США, в расчёте на одного гражданина США ежегодные расходы федерального правительства на выплату процентов по государственному долгу подскочили с 200 долларов в 1950-1960-х годах до 400 долларов в середине 1970-х годов и свыше 1,1 тыс. долларов в конце 1980-х и первой половине 1990-х годов.
Самое удивительное состоит в том, что, несмотря на практически двукратный рост величины государственного долга США, только за последние 11 лет (с 2000 по 2011 год), благодаря беспрецедентной по объёму эмиссионной накачке финансовых рынков, масштабному выкупу государственных долговых бумаг на баланс ФРС США и, таким образом, искусственному снижению ставки заимствований на рынке государственного долга размер ежегодных платежей американских граждан по уплате процентов в постоянных ценах 2005 года сократился с 1-1,2 тыс. долл. до 570-700 долларов.
Ещё заметней результаты деятельности ФРС США по реализации ничем не прикрытой политики монетизации государственного долга. Благодаря беспрецедентной эмиссионной накачке финансовых рынков со стороны Федерального Резерва США, превысившей 2,5 трлн долларов за период 2008-2012 годов, и искусственному удержанию реальных процентных ставок в отрицательной зоне даже с учётом официальной инфляции, доля расходов на уплату процентов по государственному долгу снизилась с 4-4,2% ВВП в конце 1990-х годов до менее существенных 2% ВВП в 2006-2012 годах.
Совершенно очевидно, что пирамида государственного долга США, являющаяся фундаментом и базой всей международной валютно-финансовой системы "долларового империализма", обеспечивающей перекачку реальных ресурсов и национального богатства остальных стран в карманы финансовой олигархии Уолл-Стрит в обмен на долг США, стоит на грани коллапса.
Судя по тому, что ФРС США в середине сентября объявил о запуске очередного, уже четвёртого, раунда количественного смягчения объемом порядка 480-500 млрд долларов, строительство пирамиды долгов приблизилось к своему пределу и рыночные механизмы больше не в силах обеспечить спрос на главную продукцию США – стремительно обесценивающиеся доллары.
Пирамида государственного долга США, поддерживающая завышенный в 1,5-2 раза уровень жизни американских граждан, рухнет, как только ФРС США прекратит заливать финансовые рынки дешёвой эмиссионной ликвидностью, а ставки доходности по государственным облигациям США вернутся к более или менее равновесному состоянию, определяемому рынком, а не печатным станком.
Другими словами, происходит стремительное и, насколько можно судить, неконтролируемое раздувание государственных расходов и долгового бремени, которые позволяют удерживать на плаву искусственно завышенное в 1,7-2 раза потребление американских домашних хозяйств.
Если руководство Белого Дома не сможет наступить на горло военно-промышленному комплексу и урезать финансирование военных операций по "насаждению демократии" на Ближнем Востоке и в Афганистане, то это рискует спровоцировать полноценный бюджетный кризис в США. Именно бюджетный кризис с высокой долей вероятности окончательно подорвёт доверие инвесторов и остальных стран к американской валюте и станет поводом для бесповоротного разрушения существующей международной валютно-финансовой системы долларового империализма.
Об этом, кстати, уже неоднократно открыто заявляло руководство Китая, которое старается проводить самостоятельную национально ориентированную финансово-экономическую политику.
Здесь следует упомянуть, что в период с августа 2011 года по август 2012 года объём вложений правительства КНР и Народного Банка Китая в государственные долговые бумаги США сократился с 1,27 до 1,15 трлн долларов. Тогда как Россия, финансово-экономический блок которой оккупирован идейными последователями младореформаторов и "рыночных фундаменталистов", искренне верящих, что государство призвано служить интересам глобального бизнеса и ТНК, нарастила вложения на 11% (с 138,1 до 153,3 млрд долларов). За аналогичный промежуток времени Япония увеличила объём вложений ЗВР в долговые бумаги американского Федерального казначейства на 23,6% (с 907 до 1121,5 млрд долларов), страны-нефтеэкспортёры – на 7% (с 245,8 до 263 млрд), страны-оффшоры Карибского бассейна – на 22,1% (с 210,4 до 256,9 млрд), а Бразилия увеличила вложения в долговые бумаги правительства США на 15,8% - с 219,2 до 253,9 млрд долларов.
Насколько можно судить, руководство Китая, в отличие от скованных узко либеральным сектантским сознанием российских коллег, прекрасно понимает масштабы накопленных структурных дисбалансов в американской экономике и мировой финансовой системе. И финансово-политические элиты КНР стремятся, с одной стороны, усилить своё финансово-экономическое влияние за пределами страны, а, с другой, преодолеть всё ещё имеющуюся существенную научно-техническую и технологическую отсталость от США, ЕС и Японии, без чего Китай не сможет на полном серьёзе претендовать на роль лидера в мировой экономике и не расстанется со статусом "сборочного цеха" глобальных корпораций.
В то время как российские чиновники, под бурные разговоры про модернизацию и инновации, продолжают ежегодно изымать из экономики 3-6% ВВП и вкладывать их в долговые бумаги стратегических конкурентов, стимулируя модернизацию и создание инновационных производств за пределами страны.
 
Источник: http://www.nakanune.ru