Электрический ток заставит вспомнить забытое
Вспомните поименно своих одноклассников... В этот момент группы нейронов отправляют множество сигналов по установившимся нейронным путям для того, чтобы вспомнить ответ на этот вопрос, который когда-то не вызывал никаких затруднений.
Исследователи из Drexel's School of Biomedical Engineering, Science and Health Systems как раз нашли способ «заглянуть» внутрь мозга и выявить точную картину активности в процессе воспоминания. Более того, они смогли "подстегнуть" мозг и "вытащить" из него забытые факты.
Ученые провели свое исследование на основании данных о 60 больных эпилепсией, которым в мозг имплантировали электроды (с целью определения причин эпилептических приступов). Параллельно со своей основной задачей электроды постоянно снимали информацию о нормальном функционировании мозга, в том числе и о функционировании памяти.
Исследователи работали в двух направлениях. Прежде всего изучалась активная память: пациентам задавали ряд вопросов, направленных на активизацию кратковременной памяти, например, нужно было запомнить последовательность цифр, а потом вспомнить ее.
Также изучалось воздействие электрических стимулов на поверхности мозга пациента и его влияние на функционирование памяти. Так, в ходе одного из экспериментов, подопытным было предложено вспомнить о своей учебе в школе, а ученые зафиксировали активность мозга подопытных в процессе вспоминания. Через несколько недель исследователи провели вторую часть эксперимента, в ходе которой ученые стимулировали электротоком те же участки мозга, которые были активны в процессе "естественного вспоминания". В результате мозг вновь активизировал те же нейронные пути, что использовались для поиска воспоминаний о школьных годах. Таким образом, с помощью электростимуляции ученые смогли "побудить" мозг вспоминать забытые вещи.
Использовать подобную технологию для "выуживания" давно забытых знаний сложно: для этого, во-первых, надо разместить на поверхности мозга электроды, а во-вторых - вести запись активности мозга в период запоминания информации и затем воспроизвести ее.
Тем не менее, работа ученых дает новое понимание принципов функционирования памяти и может помочь в лечении некоторых психических расстройств, например, шизофрении.