Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Тринадцать подводных лодок, затопленных на рейде Севастополя. Часть 1.
20.11.2012

Тринадцать подводных лодок, затопленных на рейде Севастополя. Часть 1.

Оценка: 0.0    6718 0 Тайны истории
21:29

26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования одиннадцать русских подводных лодок «Гагара», «Орлан», «Скат», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб», «Судак», «Лосось» и «Налим» были выведены буксирами из порта и затоплены подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. В разные годы шесть из одиннадцати подводных лодок были подняты на поверхность, но пять подводных лодок по-прежнему лежат на дне: «Гагара», «Карась», «Кашалот», «Нарвал», «Скат».

В истории подводного флота эти лодки сыграли значимую роль - они были первыми подводными лодками, построенными в Отечестве и им принадлежат многие победы на море в Первой Мировой Войне.

По прошествии многих лет история забывается, но в наших силах восстановить в памяти потомков время, когда люди гордились победами своей страны.


Подводная лодка
«Гагара»

Подводная лодка «Гагара» относилась к проекту подводных лодок тип «Барс» (тип «Морж» II серии или тип «Морж» для Балтийского моря). Первоначальный вариант подводных лодок, водоизмещением 650 тонн, был разработан одновременно с проектом подводных лодок тип «Морж», но из-за отсутствия средств, строительство подводных лодок по этому проекту так и не было начато.

11 апреля 1912 года Морской Генеральный Штаб окончательно сформулировал свои требования к «мореходным» («большого» водоизмещения) подводным лодкам, технические условия на проектирование были высланы Балтийскому заводу и судостроительному акционерному обществу «Ноблессер». В середине 1912 года были выданы технические условия на проектирование подводных лодок, известных под названием «Барс». Акционерное общество «Ноблессер» привлекло к составлению проекта подводной лодки И.Г.Бубнова и этот проект был признан лучшим с обязательным требованием снизить запас водоизмещения до 1% от надводного водоизмещения. Заказ на 18 подводных лодок типа «Барс» по программе 1912 года по проекту И.Г.Бунова был распределен следующим образом: общество «Ноблессер» должно было построить двенадцать подводных лодок; в том числе восемь подводных лодок: «Тигр», «Львица», «Пантера», «Рысь», Ягуар», «Кугуар», «Леопард», «Тур» для Балтийского моря и четыре подводные лодки: «Ерш», «Форель», Угорь», Язь» для Дальнего Востока (Сибирская флотилия). Балтийский завод получил заказ на строительство шести подводных лодок, в том числе четыре подводные лодки для Балтийского флота: «Барс», «Гепард», «Вепрь», «Волк» и две подводные лодки для Дальнего Востока: «Змея», «Единорог».

Подводные лодки тип «Барс» для Черного моря (тип «Лебедь» или тип «Морж» III серии) строились по дополнительной программе усиления Черноморского флота, утвержденной 24 июня 1914 года. Согласно решению Морского Министерства, исходя из необходимости скорейшей постройки и бюджетных ограничений, подводные лодки этого типа должны были представлять собой подводную лодку тип «Барс» с некоторыми изменениями в спецификации. Срок сдачи был определен не позднее 1 июля 1917 года. Вопросы, связанные с изменением в спецификациях, последовательно рассматривались Техническим Советом Главного Управления Кораблестроения в декабре 1914 года и январе 1915 года. Изменения, принятые на заседании 8 декабря 1914 года, включали: отказ от приспособлений для реверсирования дизелей, установку электрического лага, противоминных отводов, применение системы подводной сигнализации, парового отопления, тумбы для пулемета, глухих крышек на иллюминаторах и ватерклозетов «для подводного использования». 2 января 1915 года обсуждались изменения, предложенные Морским Генеральным Штабом 27 декабря 1914 года.


Совещание отвергло предложение об установке более надежных дизелей меньшей мощности, об установке водонепроницаемых переборок, более мощных помп для уменьшения времени погружения. Решение вопросов управления из Центрального Поста, повышение запаса плавучести на 10%, обеспечения непроницаемой боевой рубки и установки над ней площадки на высоте около 3.6 метров над ватерлинией были отложены. Решено было увеличить прочность палубных цистерн и оклеить борта изнутри пробкой. Согласно спецификации, утвержденной 29 апреля 1915 года, подводные лодки тип «Лебедь», в отличие от прототипа, имели электрический привод горизонтальных рулей из Центрального Поста, кроме того, были выполнены изменения, согласованные 8 декабря 1914 года и 2 января 1915 года. В ходе постройки вносились отдельные изменения – установка боковых килей, «деревянных подушек для лежания на грунте», трех (вместо двух) клапанов вентиляции на концевых Цистернах Главного Балласта, «тяжелых» подводных якорей (весом по 1 тонне), более надежных помп системы Клингера производительностью 35 куб/час. Вместо двух, по проекту, установили один аварийно-сигнальный буй. Иллюминаторы в боевой рубке не устанавливались.

В 1915 году был выдан заказ на строительство шести подводных лодок этого типа для Черноморского флота. По контракту от 17 марта 1915 года две подводные лодки строились в отделении Балтийского завода в Николаеве: «Гагара» и «Утка», и четыре там же Обществом Николаевских заводов и верфей: «Лебедь», «Пеликан», «Буревестник», «Орлан». На подводных лодках «Буревестник» и «Орлан» были установлены штатные дизеля завода «Л.Нобель» по 1320л.с., что обеспечило на испытаниях подводной лодки «Орлан» полную надводную скорость в 14 узлов (подводная – 7.7 узла), время погружения 1 минута 30 секунд, метацентрическая высота в подводном положении 0.29 метра (по спецификации – 0.21 метра). Невыполнение требований по скорости хода, в том числе и под водой, объяснялось ростом сопротивления за счет увеличения размеров мостика, наличие наружного киля, противоминных отводов на горизонтальных рулях. Артиллерийское вооружение подводных лодок «Буревестник» и «Орлан» включало одну 75-мм автоматическую установку и один пулемет; на подводных лодках «Лебедь» и «Пеликан» - одну 57-мм автоматическую установку и один пулемет. Число торпедных аппаратов системы Джевецкого сокращено до 4-х, и они были установлены на палубе надстройки (на подводной лодке «Лебедь» - только трубчатые).


На подводных лодках «Гагара» и «Утка» из-за отсутствия штатных дизелей было установлено по два дизеля мощностью по 1250 л.с. производства Коломенского завода. На испытаниях подводная лодка «Гагара» достигла скорости (надводной/ подводной) 9.4/8.2 узла при дальности плавания при скорости хода (надводной/подводной): 2 380(9)/11(4.8). Время погружения – 2 минуты 32 секунды. Привода перископов приводились в действие от электромоторов. Горизонтальные рули на обеих подводных лодках не имели противовесов. Часть баллеров была сделана кованными, а не литыми.

2 июля 1915 года подводная лодка «Гагара» была зачислена в списки кораблей Черноморского флота. 29 августа 1915 года «Гагара» заложена на эллинге отделения Балтийского завода «Наваль» в Николаеве по проекту подводной лодки типа «Барс» для Черного моря. 24 сентября 1916 года спущена на воду. 20 июня 1917 года вступила в строй.


С 18 по 27 октября 1917 года «Гагара», под командованием старшего лейтенанта А.М.Беляева, совершила Боевой поход, в котором повредила пароход «Vatan» (1862 года постройки, 516 брт). Боевой поход «Гагары» стал последним походом черноморских подводников в мировой войне. 9 декабря 1917 года были официально прекращены боевые действия на Черном море. Еще ранее в октябре 1917 года Бригада подводных лодок в составе 14 вымпелов перешла на сторону Советской власти, но ее деятельность была практически парализована уходом с подводных лодок большей части офицерского состава и деятельностью судовых комитетов. Судовые комитеты на Черном море продолжали функционировать вплоть до немецкой оккупации. В 1917 году, находясь на рейде Феодосии в бухте Двухякорной, подводная лодка «Гагара», потеряла якорь. Моряки Черноморского флота в те времена стали в шутку называть бухту Трехякорной.


16 декабря 1917 года «Гагара» зачислена в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года, после вступления германских частей в Севастополь, перешла в боеспособном состоянии под контроль германского оккупационного командования и под наименованием «US-4» включена в состав ВМС Германии на Черном море. Испытывалась личным составом немецкой подводной лодки «UВ-14».


23 октября 1918 года представителю украинского правительства адмиралу В.Е.Клочковскому было дано извещение от германского адмирала Гопмана, что весь русский флот в Севастополе передается украинскому правительству, причем было приказано Андреевских флагов не поднимать. 24 октября в 10 часов вечера капитан 2 ранга В.В.Погорецкий с подводниками старшим лейтенантом М.В.Копьевым, лейтенантами Монастыревым и П.Л.Афанасьевым, подпоручиком по адмиралтейству бароном В.Н.Раденом, инженер-механиком лейтенантом М.П.Ивановым, инженер-механиком мичманом Р.И.Липац и прапорщиком К.Олейниковым на германском катере были доставлены на Бригаду подводных лодок. Они высадились на подводную лодку «Гагара». Ночью остались дежурить на подводной лодке «Гагара» инженер-механик Липац и мичман А.П.Иванов. 25 октября около 3 часов ночи немцы покинули Бригаду подводных лодок.


24 ноября 1918 года после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо - французского командования. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

 

Тактико-технические данные
подводной лодки
«Гагара»:
Водоизмещение (надводное/подводное): 650/785 тонн
Размеры: длина - 68 метров, ширина - 4,48 метров, осадка - 4,12 метров
Скорость хода (надводная/подводная): 16,0/9,0 узлов
Глубина погружения: до 50 метров
Дальность плавания: над водой 2400 миль, под водой 130 миль
Силовая установка: дизеля 2x1250 л.с., электромоторы 2x450 л.с
Вооружение: 2 носовых и 2 кормовых 457-мм торпедных аппарата,
четыре 457-мм аппаратов Джевецкого, две 75-мм АУ,
одно 37-мм зенитное орудие, один 7,62-мм пулемет
Экипаж: 33 человека.

 


 

Подводная лодка
«Карась»

Подводная лодка «Карась» относилась к подводным лодкам тип «Карп», история создания этого проекта такова: 24 мая 1904 года с фирмой Ф.Круппа был подписан контракт на постройку трех подводных лодок типа «Е». Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки должны были начаться 10 января 1905 года, второй и третьей - в феврале и марте того же года. Затем подводные лодки должны были быть разобраны, перевезены по железной дороге в Россию и там вновь собраны.

В августе 1905 года Россия отказалась от железнодорожной доставки подводных лодок и предложила перегнать их в Либаву морем. Изготовление подводных лодок задержалось, испытания начались только в августе 1905 года и завершились летом 1907 года в Киле. Во время постройки возникло много недоразумений между заводом и представителями Императорского Российского Флота, особенно упрекавших фирму Круппа в нежелании внести те изменения, которые уже осуществлялись на подводной лодке «U-1» Фирма Ф. Круппа, ссылаясь на условия контракта, отказывалась принимать требования русских моряков и, несмотря на ряд замечаний, приемная комиссия под руководством М.Н. Беклемишева была вынуждена принять подводные лодки в казну.

Подводные лодки типа «Карп» относились к полуторакорпусному типу. Прочный корпус был разделен поперечными переборками на 7 отсеков, которые были соединены между собой болтами. Второй и шестой отсеки были оборудованы входными люками. Над четвертым отсеком размещалась прочная рубка, также имевшая входной люк. По отношению к прочному корпусу рубка не была герметизирована, не проверялись на герметичность и отсеки прочного корпуса. В нижней части прочного корпуса размещалось четыре откидных киля, конструкция отдачи которых оказалась очень несовершенной.


В верхней части корпуса во всю длину подводной лодки размещалась надстройка, носовая оконечность которой имела характерную приподнятую форму, в кормовой части надстройки размещалось ограждение газовыхлопной трубы, напоминающее небольшую рубку; для вентиляции внутриотсечного воздуха и обеспечения работы керосиновых моторов в носовой и кормовой частях были предусмотрены заваливающиеся вентиляционные трубы. В надстройке размещались запасы топлива и масла и баллоны воздуха высокого давления.


Система погружения-всплытия состояла из шести балластных цистерн внутри прочного корпуса и семи в легком, три из которых в носовой части, две - в кормовой и две - в межбортном пространстве. Внутренние цистерны располагались в нижней части прочного корпуса в районе аккумуляторных отсеков и были легкими, что исключало их продувание воздухом высокого давления, и они осушались помпами.


Позднее, уже на Черном море, в 1909 году за счет снятия двенадцати аккумуляторов одну из внутренних цистерн переделали под цистерну высокого давления, что существенно повысило безопасность лодок. Эта переделка была выполнена на подводных лодках «Карп» и «Карась». Наружные цистерны заполнялись самотеком, а продувались воздухом. Однако, время заполнения цистерн было большим и уже в России систему заполнения пришлось переделывать, менять арматуру. Для дифферентовки была предусмотрена всего одна носовая дифферентовочная цистерна, что приводило к ряду неудобств при эксплуатации. Для увеличения плавучести свободное пространство между легким и прочным корпусами заполнялось пробкой, которая в процессе эксплуатации набухала, ее удельный вес становился существенно больше расчетного значения, в результате чего лодка приобретала отрицательную плавучесть.

Несовершенна была и электромеханическая установка - аккумуляторная батарея не была оборудована системой вентиляции, в качестве главных двигателей надводного хода были применены керосиновые моторы. Характерной особенностью, от которой фирма отказалась при строительстве немецких лодок, было наклонное размещение торпедного аппарата.


Подводная лодка «Карась» в мае – июне 1904 года была заложена на судоверфи «Deutsche Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по заказу Морведа России. 30 мая 1906 года спущена на воду. 12 июня 1906 года «Карась» начала заводские испытания.


Испытания выявили ряд существенных конструктивных недостатков, требующих большого объема достроечных работ на стапеле - увеличение объема топливных цистерн, усовершенствование системы погружения-всплытия, увеличение диаметра входного люка, доработка рулевого устройства.

25 июля 1906 года зачислена в списки кораблей Черноморского флота. 12 сентября 1906 года провела испытания торпедных аппаратов. 2 ноября 1906 года была предъявлена к приемо-сдаточным испытаниям, которые проводились комиссией под председательством капитана 1 ранга М.Н.Беклемишева. Зимой 1906-1907 годов подводная лодка получила наименование «Карась». 10 сентября 1907 года вступила в строй, при условии устранения за счет фирмы многочисленных замечаний уже в России. 19 сентября 1907 года граждане немецкого города Экенферда вручили подводной лодке «Карась» шелковый памятный флаг.


В сентябре – октябре 1907 года своим ходом, совместно с подводными лодками «Карп» и «Камбала», перешла из Киля в Либаву, где вошла в состав Учебного отряда подводного плавания. 23 октября 1907 года закончив дифферентовку в районе Либавских входных буев, вышла в море и попыталась погрузиться. При заполнении цистерн главного балласта неожиданно образовался дифферент на корму до 6 градусов. Попытка устранить дифферент за счет хода и перекладки горизонтальных рулей на погружение положительного результата не дала.


После приема воды в носовую дифферентную цистерну, подводная лодка получила отрицательную плавучесть и легла на грунт на глубине около 30 метров. Наружные балластные цистерны продуть не удалось (воздух стравился во внутрь подводной лодки), внутренние балластные цистерны не были рассчитаны на продувание воздухом, помпы для откачки воды на такой глубине не работали. В результате дачи хода и перекладки рулей на всплытие, подводная лодка переползла по грунту на глубину около 27 метров. Было принято решение отдать откидные кили. Однако всплыть удалось только после получасового раскачивания подводной лодки путем перебегания личного состава с борта на борт. При обследовании подводной лодки выяснилось, что дифферент образовался из-за попадания воды в керосиновые моторы через незакрытый газоотводной клапан. В результате аварии были сломаны лопасти правого гребного винта, погнута лопасть левого винта, три аккумулятора были сдвинуты с места и дали трещины, утеряны 3 откидных киля, повреждена цистерна главного балласта №-4, сорвано 20 заклепок.


22 апреля 1908 года подводная лодка «Карась» была отправлена по железной дороге из Либавы (Лиепая) в Севастополь. 4 мая 1908 года прибыла в Севастополь. Входила в состав Отдельного Дивизиона подводных лодок Черноморского флота. Использовалась для целей Учебного отряда подводного плавания Черноморского флота, что позволило выявить ряд дополнительных эксплуатационных недостатков - заливание водой рубки и попадание воды в аккумуляторное отделение, выплескивание кислоты из аккумуляторов на качке, попадание воды в керосиновую систему, приводившее к остановке керосиновых моторов. Для устранения этих недостатков, а также для переделки одной из цистерн главного балласта, расположенной внутри прочного корпуса, в цистерну высокого давления для обеспечения ее продувания воздухом высокого давления и установки дополнительно двух торпедных аппаратов Джевецкого подводная лодка была поставлена в ремонт.

1 августа 1908 года собрана, моторы опробованы на зарядку, механизмы готовы к погружению. В 1908 - 1909 годах совершила походы в Балаклаву и Ялту. 30 сентября 1909 года вошла в состав Дивизиона подводных лодок Черноморского флота.


В 1911 году прошла в Севастополе капитальный ремонт с устранением ряда недостатков. В 1912 году на подводной лодке установлена новая аккумуляторная батарея (360 элементов). В 1913 году совершила походы в Балаклаву и Ялту. В 1914 году в составе Дивизиона вошла в Бригаду подводных лодок Черноморского флота. В 1914 - 1916 годах участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы у берегов Крыма, на подходах к Севастополю и Констанце).


В 1915 году прошла в Севастополе капитальный ремонт с устранением ряда недостатков. В 1916 году входила в состав 3 Дивизиона Бригады подводных лодок Черноморского флота. 12 февраля 1917 года выведена из боевого состава флота. 3 мая 1917 года законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение. 16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими оккупантами. 24 ноября 1918 года захвачена в Севастополе англо-французскими войсками. 26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.

 

Тактико – Технические Данные
подводной лодки
«Карась»:
Водоизмещение (надводное/подводное): 209/235 тонн
Размеры: длина - 39,62 м, ширина - 3,12 м, осадка - 2,9 м
Скорость хода (надводная/подводная): 10,6/8,3 узлов
Глубина погружения: до 30 метров
Дальность плавания: над водой 1250 миль, под водой 80 миль
Силовая установка: дизеля 2x200 л.с., электромотор 2x180 л.с.
Вооружение: один 457-мм торпедный аппарат,
два 457-мм торпедных аппарата Джевецкого
Экипаж: 29 человек.
 


 

Подводная лодка
«Кашалот»

Подводная лодка «Кашалот» относилась к подводным лодками тип «Нарвал» (проект «Holland-XXXIA», США). В 1907 году была утверждена «малая кораблестроительная программа», предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для черноморского флота. Морской Генеральный Штаб разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года разослал их заинтересованным отечественным заводам. На конкурсе было рассмотрено шестнадцать проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийскими заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту фирмы «Holland», Балтийский завод представил проект И.Г.Бубнова. На предложение представить более подробный проект с учетом дополнительных требований Невский завод уведомил, что это возможно для подводной лодки водоизмещением 750/950 тонн при цене 2 250 000 рублей. Будучи заинтересованным, в постройке подводных лодок, отличных от «русского типа» для выбора «лучшей в дальнейшем строительстве» подводных лодок, Морской Технический Комитет настоял на передаче заказа на три подводные лодки Невскому заводу.

Правление Товарищества Невского судостроительного механического завода в Петербурге 1 марта 1911 года представило два проекта подводных лодок Голланда: тип 10С водоизмещением 45/613 тонн со скоростью 15/11.5 узлов и проект, составленный по заказу Морского Технического Комитета, водоизмещением 850 тонн со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям Комитета. 4 июня 1911 года Невский завод представил новый проект подводной лодки тип 31А с приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа трех подводных лодок тип «Holland-31» в рамках программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911 года Морской Технический Комитет рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов, при увеличении дальности плавания под водой в течение двух часов при скорости 11 узлов и еще 40 минут со скоростью 4-5 узлов. Цена за одну подводную лодку была установлена в 1 600 000 рублей. Продолжительность постройки – 28 месяцев (окончательно-24 месяца). 9 июля 1911 года был выдан заказ Невскому заводу на постройку трех подводных лодок со сроком начала испытаний 9 июля 1913 года.

В ноябре 1911 года на Невском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 тонн. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу «Сименс и Гальске», электрооборудование поставляло Русское общество «Всеобщая компания электричества» и «Шукерт и Ко», аккумуляторные батареи представляла фирма «Мэто», компрессоры, воздухоохладители и помпы изготавливались в США, перископы – в Италии. Строительство велось на Невском заводе в Санкт-Петербурге, а сборка осуществлялась в г.Николаеве отделением Невского завода. Подводные лодки получили название «Нарвал», «Кит» и «Кашалот».


Изготовление дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила первую пару двигателей только в мае 1914 года, двигатели эти в Россию так и не были доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 года ГУКиС заключил контракт с американской фиромй «New-London» на поставку двенадцати дизелей мощностью по 160 л.с. из расчета по четыре на каждую лодку, которые в январе 1915 года были доставлены на пароходе Добровольного флота «Тамбов» во Владивосток и затем перевезены в Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательно два дизеля. Комовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые дизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерен и могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, что существенно повышало живучесть. Снаружи прочный корпус закрывался легким корпусом, то есть подводные лодки были двухкорпусными (на протяжении 44% длины в средней части подводной лодки).


Прочный корпус был разделен шестью прочными водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на 1 атмосферу. Все управление подводной лодкой было сосредоточено в третьем отсеке, 6 и 7 отсеки занимали двигатели надводного и подводного хода. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала проницаемая надстройка.

Прочная рубка с ограждением и двумя люками служила также для выхода экипажа. Все балластные цистерны (в оконечностях и в средней части) заполнялись самотеком. Цистерны в прочном корпусе продувались сжатым воздухом, из остальных балласт откачивался помпами через коробчатый киль, служивший главной осушительной магистралью. Но уже во время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через общий киль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. В Центральном Посту находился автоматический клапан продувания ЦГБ, если глубина погружения превосходила 50 метров. От автоматического клапана имелся привод в рубку, что позволяло командиру самостоятельно продувать цистерны на любой глубине. Запас воздуха был в 3.2 раза больше чем на подводной лодке «Морж». Время заполнения ЦГБ – 1 минута.


Время перехода из позиционного положения в подводное: 40-50 секунд, то есть подводные лодки тип «Нарвал» - первые быстропогружающиеся подводные лодки русского флота. Подводные лодки тип «Нарвал» хорошо управлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала легкая надстройка, улучшавшая мореходные качества. Форма корпуса подводной лодки обеспечивала хорошие ходовые качества. Подводные лодки были снабжены одним надводным и двумя подводными якорями.

Предусматривались два спасательных буйка, спасательные люки и (по спецификации) спасательные костюмы.

Первоначально вооружение предусматривало по два носовых и кормовых торпедных аппарата с запасными торпедами и два спаренных поворотных торпедных аппарата (в нос и в корму от рубки). Поскольку такие аппараты в России не производились, на подводной лодке «Нарвал» и «Кит» поставили по восемь торпедных аппаратов системы Джевецкого (но без запасных торпед), а на подводной лодке «Кашалот» - четыре торпедных аппарата системы Джевецкого-Подгорного, но с запасными торпедами. Установлено было артиллерийское вооружение.

Самым ненадежным элементом подводных лодок тип «Нарвал» были нештатные двигатели фирмы «New-London», которые оказались слишком «малосильными и легкими, со слабым коленчатым валом», что приводило к частым поломкам. Во избежание поломок двигателей или резкого сокращения было принято решение о запрещении на подводных лодках «Кит» и «Кашалот» пользоваться одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подводной лодке «Нарвал», где механическая передача была заменена на электрическую, на практике также пользовались при больших переходах только одной парой двигателей. Это привело к снижению скорости хода до 6.6 узлов, хотя при этом дальность плавания на подводных лодках «Нарвал» и «Кит» возросла до 3 500 миль, а на подводной лодке «Кашалот», где был предусмотрен запас смазочного масла, до 4 800 миль. Время зарядки АБ – 20 часов вместо 12 по проекту. В целом постройка подводных лодок тип «Нарвал» стала важной вехой в развитии подводного кораблестроения в России.


11 октября 1911 года подводная лодка «Кашалот» была зачислена в списки кораблей Черноморского флота. В года декабре 1911 «Кашалот» заложили на Невском Заводе в Санкт - Петербурге, позже перевезли для сборки в Николаев. 10 октября 1913 года на стапелях отделения Невского завода в Николаеве состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки подводной лодки.


22 августа 1915 года состоялся спуск на воду. В октябре 1915 года были начаты сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления подводной лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе.

3 ноября 1915 года подводная лодка переведена из Николаева в Севастополь для окончания сдаточных испытаний. Из-за обнаружения дефектов в передаче от двигателей на гребные валы на подводной лодке «Нарвал» и «Кит» было принято решение на подводной лодке «Кашалот» передаточное устройство носовых двигателей демонтировать, двигатели соединить с валом посредством фрикционных муфт и запретить одновременно пользоваться кормовыми и носовыми двигателями, как это было сделано на подводной лодке «Кит». Из-за необходимости выполнения указанных работ подводная лодка «Кашалот» окончила испытания. Находилась в составе 2-го Дивизиона подводных лодок, 13 мая 1916 года вступила в строй.


В 1916 - 1917 годах участвовала в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. В июле – декабре 1916 года совершила 1 Боевой поход. 26 января 1917 года в районе Босфора захватила две шхуны с углем и взорвала их подрывными патронами. 15-24 февраля 1917 года, находясь в дозоре у Босфора, уничтожила артиллерийским огнем шхуну у мыса Дели-Ким-Шели и уничтожила подрывными патронами пять больших шхун с грузом угля у реки Сакария. Обстреляла береговую батарею у горы Агвех. Из надводного положения с восьми кабельтовых безрезультатно атаковала вооруженный ширкет «Ресанет» (мина прошла по носу). Повредила артиллерийским огнем ширкет «Ресанет» и ширкет «Икдам», после чего оба ширкета выбросились на берег в районе устья реки Мелен-Су. Потопила два буксира и четыре шхуны.


1 марта 1917 года вблизи устья реки Сакария захватила пять больших парусных шхун, следовавших с углем из Зунгулдака в Константинополь, и взорвала их подрывными патронами. 7 марта 1917 года встретила и потопила три турецких парохода и 2 шхуны, шедшие из Константинополя в Зунгулдак за углем. 17-27 апреля 1917 года в дозоре у Босфора тараном уничтожила двухмачтовую шхуну у Сакарии, вела бой с береговой батареей из четырех орудий к западу от Сакарии. В районе Зунгулдака потопила парусник у Эрегли и два парусника у Мелен-Агджи. 30 мая-5 июня 1917 года в Боевом походе уничтожила шесть шхун в районе Амастро-Керемпе. При попытке совершить диверсию на берегу с высадкой группы на шлюпке, был убит старший офицер подводной лодки. 2-13 июля 1917 года в дозоре у Босфора потопила парусник в районе Урлы, уничтожила артиллерийским огнем четыре турецкие шхуны с грузом угля, две большие турецкие шхуны и одну малую, следовавшие в Зунгулдак за углем. 22-29 августа 1917 года находилась в дозоре у Босфора.


16 декабря 1917 года вошла в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками, поступила в распоряжение Германского Адмиралтейства. 24 ноября 1918 года захвачена англо-французскими войсками, перешла под их контроль. В ноябре 1918 года была передана союзниками представителям Белого движения, находилась в резерве.


26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.


В 1975 году подводная лодка «Кашалот» обнаружена на дне и обследована.

 

Тактико-Технические Данные
подводной лодки
«Кашалот»:
Водоизмещение (надводное/подводное): 669/912 тонн
Размеры: длина - 70,2 м, ширина - 6,5 м, осадка - 3,5 м
Скорость хода (надводная/подводная): 9,6/9,8 узлов
Глубина погружения: 50 метров
Дальность плавания: над водой 4200 миль, под водой 130 миль
Силовая установка: 2x850 л.с. дизеля + 2x450 л.с. электромотора, 2 винта
Вооружение: 4 торпеды в решетчатых наружных аппаратах Джевецкого,
четыре торпеды в трубчатых торпедных аппаратах,
одно 75-мм орудие, одно 57-мм орудие, один пулемет
Экипаж: 47 чел.

Владимир Бойко
ветеран-подводник ВМФ РФ
редактор НВО «Фараватер-submrinеrs»


 
Источник:  http://sevastopol.su


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Впервые осуществлена квантовая телепортация через загруженную линию связи
Так какие именно "частицы" "телепортировали" " учённые"? topzz)
Как люди смогли выжить в ледниковый период при экстремальных условиях
Нет ссылей на первоисточники, на картинках смоделировано то, чего никогда не могло быть. Ледниковые (от Gr70)
Расследован таинственный случай воскрешения звезды
То не воскрешение было, а просто снижение яркости, по космическим причинам, а после снова проявилось (от Gr70)
Арктика оказалась теплее около 100 тысяч лет назад
Мда, как будто хотят спуститься в прошлое, для новых завоеваний. Ну нашли слои вечной мерзлоты, ну п (от Gr70)
Обнаружено "инопланетное растение"
Мало ли какими растениями была заселена Земля в далёком прошлом планеты? Опыты проводились специальн (от Gr70)