Тринадцать подводных лодок, затопленных на рейде Севастополя. Часть 1.
26
апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии,
по приказу союзного командования одиннадцать русских подводных лодок
«Гагара», «Орлан», «Скат», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб»,
«Судак», «Лосось» и «Налим» были выведены буксирами из порта и затоплены
подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. В разные годы шесть
из одиннадцати подводных лодок были подняты на поверхность, но пять
подводных лодок по-прежнему лежат на дне: «Гагара», «Карась», «Кашалот»,
«Нарвал», «Скат».
В истории подводного флота эти лодки сыграли значимую роль - они были
первыми подводными лодками, построенными в Отечестве и им принадлежат
многие победы на море в Первой Мировой Войне.
По прошествии многих лет история забывается, но в наших силах
восстановить в памяти потомков время, когда люди гордились победами
своей страны.
Подводная лодка
«Гагара»
Подводная лодка «Гагара» относилась к проекту подводных лодок тип
«Барс» (тип «Морж» II серии или тип «Морж» для Балтийского моря).
Первоначальный вариант подводных лодок, водоизмещением 650 тонн, был
разработан одновременно с проектом подводных лодок тип «Морж», но из-за
отсутствия средств, строительство подводных лодок по этому проекту так и
не было начато.
11
апреля 1912 года Морской Генеральный Штаб окончательно сформулировал
свои требования к «мореходным» («большого» водоизмещения) подводным
лодкам, технические условия на проектирование были высланы Балтийскому
заводу и судостроительному акционерному обществу «Ноблессер». В середине
1912 года были выданы технические условия на проектирование подводных
лодок, известных под названием «Барс». Акционерное общество «Ноблессер»
привлекло к составлению проекта подводной лодки И.Г.Бубнова и этот
проект был признан лучшим с обязательным требованием снизить запас
водоизмещения до 1% от надводного водоизмещения. Заказ на 18 подводных
лодок типа «Барс» по программе 1912 года по проекту И.Г.Бунова был
распределен следующим образом: общество «Ноблессер» должно было
построить двенадцать подводных лодок; в том числе восемь подводных
лодок: «Тигр», «Львица», «Пантера», «Рысь», Ягуар», «Кугуар», «Леопард»,
«Тур» для Балтийского моря и четыре подводные лодки: «Ерш», «Форель»,
Угорь», Язь» для Дальнего Востока (Сибирская флотилия). Балтийский завод
получил заказ на строительство шести подводных лодок, в том числе
четыре подводные лодки для Балтийского флота: «Барс», «Гепард», «Вепрь»,
«Волк» и две подводные лодки для Дальнего Востока: «Змея», «Единорог».
Подводные лодки тип «Барс» для Черного моря (тип «Лебедь» или тип «Морж»
III серии) строились по дополнительной программе усиления Черноморского
флота, утвержденной 24 июня 1914 года. Согласно решению Морского
Министерства, исходя из необходимости скорейшей постройки и бюджетных
ограничений, подводные лодки этого типа должны были представлять собой
подводную лодку тип «Барс» с некоторыми изменениями в спецификации. Срок
сдачи был определен не позднее 1 июля 1917 года. Вопросы, связанные с
изменением в спецификациях, последовательно рассматривались Техническим
Советом Главного Управления Кораблестроения в декабре 1914 года и январе
1915 года. Изменения, принятые на заседании 8 декабря 1914 года,
включали: отказ от приспособлений для реверсирования дизелей, установку
электрического лага, противоминных отводов, применение системы подводной
сигнализации, парового отопления, тумбы для пулемета, глухих крышек на
иллюминаторах и ватерклозетов «для подводного использования». 2 января
1915 года обсуждались изменения, предложенные Морским Генеральным Штабом
27 декабря 1914 года.
Совещание
отвергло предложение об установке более надежных дизелей меньшей
мощности, об установке водонепроницаемых переборок, более мощных помп
для уменьшения времени погружения. Решение вопросов управления из
Центрального Поста, повышение запаса плавучести на 10%, обеспечения
непроницаемой боевой рубки и установки над ней площадки на высоте около
3.6 метров над ватерлинией были отложены. Решено было увеличить
прочность палубных цистерн и оклеить борта изнутри пробкой. Согласно
спецификации, утвержденной 29 апреля 1915 года, подводные лодки тип
«Лебедь», в отличие от прототипа, имели электрический привод
горизонтальных рулей из Центрального Поста, кроме того, были выполнены
изменения, согласованные 8 декабря 1914 года и 2 января 1915 года. В
ходе постройки вносились отдельные изменения – установка боковых килей,
«деревянных подушек для лежания на грунте», трех (вместо двух) клапанов
вентиляции на концевых Цистернах Главного Балласта, «тяжелых» подводных
якорей (весом по 1 тонне), более надежных помп системы Клингера
производительностью 35 куб/час. Вместо двух, по проекту, установили один
аварийно-сигнальный буй. Иллюминаторы в боевой рубке не
устанавливались.
В 1915 году был выдан заказ на строительство шести подводных лодок этого
типа для Черноморского флота. По контракту от 17 марта 1915 года две
подводные лодки строились в отделении Балтийского завода в Николаеве:
«Гагара» и «Утка», и четыре там же Обществом Николаевских заводов и
верфей: «Лебедь», «Пеликан», «Буревестник», «Орлан». На подводных лодках
«Буревестник» и «Орлан» были установлены штатные дизеля завода
«Л.Нобель» по 1320л.с., что обеспечило на испытаниях подводной лодки
«Орлан» полную надводную скорость в 14 узлов (подводная – 7.7 узла),
время погружения 1 минута 30 секунд, метацентрическая высота в подводном
положении 0.29 метра (по спецификации – 0.21 метра). Невыполнение
требований по скорости хода, в том числе и под водой, объяснялось ростом
сопротивления за счет увеличения размеров мостика, наличие наружного
киля, противоминных отводов на горизонтальных рулях. Артиллерийское
вооружение подводных лодок «Буревестник» и «Орлан» включало одну 75-мм
автоматическую установку и один пулемет; на подводных лодках «Лебедь» и
«Пеликан» - одну 57-мм автоматическую установку и один пулемет. Число
торпедных аппаратов системы Джевецкого сокращено до 4-х, и они были
установлены на палубе надстройки (на подводной лодке «Лебедь» - только
трубчатые).
На
подводных лодках «Гагара» и «Утка» из-за отсутствия штатных дизелей
было установлено по два дизеля мощностью по 1250 л.с. производства
Коломенского завода. На испытаниях подводная лодка «Гагара» достигла
скорости (надводной/ подводной) 9.4/8.2 узла при дальности плавания при
скорости хода (надводной/подводной): 2 380(9)/11(4.8). Время погружения –
2 минуты 32 секунды. Привода перископов приводились в действие от
электромоторов. Горизонтальные рули на обеих подводных лодках не имели
противовесов. Часть баллеров была сделана кованными, а не литыми.
2 июля 1915 года подводная лодка «Гагара» была зачислена в списки
кораблей Черноморского флота. 29 августа 1915 года «Гагара» заложена на
эллинге отделения Балтийского завода «Наваль» в Николаеве по проекту
подводной лодки типа «Барс» для Черного моря. 24 сентября 1916 года
спущена на воду. 20 июня 1917 года вступила в строй.
С 18 по 27 октября 1917 года «Гагара», под командованием старшего
лейтенанта А.М.Беляева, совершила Боевой поход, в котором повредила
пароход «Vatan» (1862 года постройки, 516 брт). Боевой поход «Гагары»
стал последним походом черноморских подводников в мировой войне. 9
декабря 1917 года были официально прекращены боевые действия на Черном
море. Еще ранее в октябре 1917 года Бригада подводных лодок в составе 14
вымпелов перешла на сторону Советской власти, но ее деятельность была
практически парализована уходом с подводных лодок большей части
офицерского состава и деятельностью судовых комитетов. Судовые комитеты
на Черном море продолжали функционировать вплоть до немецкой оккупации. В
1917 году, находясь на рейде Феодосии в бухте Двухякорной, подводная
лодка «Гагара», потеряла якорь. Моряки Черноморского флота в те времена
стали в шутку называть бухту Трехякорной.
16 декабря 1917 года «Гагара» зачислена в состав Красного Черноморского
флота. 1 мая 1918 года, после вступления германских частей в
Севастополь, перешла в боеспособном состоянии под контроль германского
оккупационного командования и под наименованием «US-4» включена в состав
ВМС Германии на Черном море. Испытывалась личным составом немецкой
подводной лодки «UВ-14».
23 октября 1918 года представителю украинского правительства адмиралу
В.Е.Клочковскому было дано извещение от германского адмирала Гопмана,
что весь русский флот в Севастополе передается украинскому
правительству, причем было приказано Андреевских флагов не поднимать. 24
октября в 10 часов вечера капитан 2 ранга В.В.Погорецкий с подводниками
старшим лейтенантом М.В.Копьевым, лейтенантами Монастыревым и
П.Л.Афанасьевым, подпоручиком по адмиралтейству бароном В.Н.Раденом,
инженер-механиком лейтенантом М.П.Ивановым, инженер-механиком мичманом
Р.И.Липац и прапорщиком К.Олейниковым на германском катере были
доставлены на Бригаду подводных лодок. Они высадились на подводную лодку
«Гагара». Ночью остались дежурить на подводной лодке «Гагара»
инженер-механик Липац и мичман А.П.Иванов. 25 октября около 3 часов ночи
немцы покинули Бригаду подводных лодок.
24 ноября 1918 года после капитуляции Турции и Германии и оставления
Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо -
французского командования. 26 апреля 1919 года без ведома командования
русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования выведена
буксирами из порта, и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде
Севастополя.
|
Тактико-технические данные
|
Подводная лодка Подводная лодка «Карась» относилась к подводным лодкам тип «Карп»,
история создания этого проекта такова: 24 мая 1904 года с фирмой
Ф.Круппа был подписан контракт на постройку трех подводных лодок типа
«Е». Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110,
111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались
санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной
лодки должны были начаться 10 января 1905 года, второй и третьей - в
феврале и марте того же года. Затем подводные лодки должны были быть
разобраны, перевезены по железной дороге в Россию и там вновь собраны. |
|
Тактико – Технические Данные
|
Подводная лодка Подводная лодка «Кашалот» относилась к подводным лодками тип «Нарвал»
(проект «Holland-XXXIA», США). В 1907 году была утверждена «малая
кораблестроительная программа», предусматривавшая и строительство трех
подводных лодок для черноморского флота. Морской Генеральный Штаб
разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня
1909 года разослал их заинтересованным отечественным заводам. На
конкурсе было рассмотрено шестнадцать проектов. Комиссия, составленная
из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам,
представленным Невским и Балтийскими заводами. Невский завод предлагал
строить лодки по проекту фирмы «Holland», Балтийский завод представил
проект И.Г.Бубнова. На предложение представить более подробный проект с
учетом дополнительных требований Невский завод уведомил, что это
возможно для подводной лодки водоизмещением 750/950 тонн при цене 2 250
000 рублей. Будучи заинтересованным, в постройке подводных лодок,
отличных от «русского типа» для выбора «лучшей в дальнейшем
строительстве» подводных лодок, Морской Технический Комитет настоял на
передаче заказа на три подводные лодки Невскому заводу. |
|
подводной лодки
«Кашалот»:
Водоизмещение (надводное/подводное): 669/912 тонн
Размеры: длина - 70,2 м, ширина - 6,5 м, осадка - 3,5 м
Скорость хода (надводная/подводная): 9,6/9,8 узлов
Глубина погружения: 50 метров
Дальность плавания: над водой 4200 миль, под водой 130 миль
Силовая установка: 2x850 л.с. дизеля + 2x450 л.с. электромотора, 2 винта
Вооружение: 4 торпеды в решетчатых наружных аппаратах Джевецкого,
четыре торпеды в трубчатых торпедных аппаратах,
одно 75-мм орудие, одно 57-мм орудие, один пулемет
Экипаж: 47 чел.
Владимир Бойко
ветеран-подводник ВМФ РФ
редактор НВО «Фараватер-submrinеrs»