Используют ли инопланетяне лак для волос?
Как бы человечество ни хотело к звёздам, если оно не разработает способ получения огромных количеств энергии практически без усилий, его ближайшей значимой космической перспективой станет терраформирование Марса. Напомним: чтобы добраться до него, достаточно разогнаться до 1/10 000 световой скорости и затем затормозиться — а это непредставимо легче, чем путешествия со световыми скоростями. Ведь топливо кораблю в космосе надо нести с собой. Поэтому рост скорости путешествия в 10 тыс. раз вызывает такой же прирост топливных запасов, что в свою очередь вызывает... И так далее! А ведь ещё надо будет тормозить...
Марс и четыре стадии терраформирования. Хотя в начале нужна бомбардировка кометами, высокую температуру всё равно получится удерживать только при помощи насыщения атмосферы хлорфторуглеродами. (Здесь и ниже илл. Wikimedia.) |
С чего начать терраформирование Марса — очевидно. Нужно внести в атмосферу парниковые газы. Углекислый не подходит: его парниковые возможности слишком слабы; метан быстро распадётся под действием солнечных лучей. Идеальный кандидат (из известной нам химии) — низшие хлорфторуглероды (ХФУ), практически нетоксичные для человека. Считается, что они могут быть ответственны за 13–25% нынешнего парникового эффекта, всего вдвое-вчетверо меньше вины углекислого газа — при несравнимой концентрации в атмосфере.
Кстати, их в случае того же Марса и не потребуется много: ХФУ сыграют роль спускового крючка антропогенного потепления. Огромные массы углекислого газа в виде льда на полюсах Марса при потеплении всего на десятки градусов растают, причём («сухой лёд») сразу до газа — и его уже будет достаточно для закрепления ещё более мощного парникового эффекта и потепления.
Некогда запрещённые низшие ХФУ на следующем этапе технического развития вполне могут стать распространёнными в атмосферах других планет Солнечной системы. |
Что особенно важно, ХФУ не возникают в ходе естественных процессов. Иными словами, это почти безошибочный критерий для выявления развитой разумной жизни.
Легко и обнаружить ХФУ в атмосфере иных миров: они поглощают свет совсем не так, как обычные вещества, возникающие естественным путём. Да, сегодняшние телескопы пока не способны на это, но уже орбитальные аппараты следующего поколения вполне могут дать астрономам соответствующие возможности.
«Искусственный нагрев [парниковыми газами] тела вне зоны обитаемости, с тем чтобы всё-таки сделать его обитаемым, также может быть признаком разума, — считает астробиолог Сэнджой Сом (Sanjoy Som) НАСА, участвующий в научном сообществе Blue Marble Space Institute of Science. — Предположим, что несколько тысяч лет спустя люди терраформируют Марс... Затем инопланетные [разумные] виды обнаружат нашу Солнечную систему и обязательно найдут Землю, а в дополнение они исследуют состав атмосферы Марса — планеты, которая должна находиться вне обитаемой зоны Солнца, и зафиксируют повышенную концентрацию парниковых газов (кроме водяного пара и кислорода). Эта двухпланетная система — серьёзный индикатор разумной цивилизации, занятой расширением своей колыбели за пределы родной планеты».
Ниже можно посмотреть видеоматериал о поисках внеземной разумной жизни с помощью изучения техногенных следов в атмосферах экзопланет: