Вход / Регистрация
21.11.2024, 19:03
Секреты "Имаго"
Артист Москонцерта Валерий Авдеев как-то рассказал о своих ощущениях во время хождения босиком по раскаленным углям, лежания на битых стеклах и других опытов на себе. Он заметил, что не чувствует боли, когда задерживает дыхание. Но стоит ему в критический момент сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, как болевые ощущения сразу возвращаются и резко ухудшается самочувствие.
Но почему это происходит? Возможно, разгадка этого феномена — в исследованиях новосибирского ученого, кандидата медицинских наук К. Бутейко? И вот артист и ученый встретились в Новосибирске.
...Афиши интригуют: «Психологические опыты. Познай самого себя...» На столе лежит обыкновенный компас, его черная стрелка, как и положено, указывает на север. Это видят все зрители: увеличенное изображение стрелки проецируется на большой экран.
Из глубины сцены появляется Валерий Авдеев. Его лицо сосредоточено, руки широко разведены. Легкими движениями пальцев он как будто перебирает в воздухе что-то невидимое публике, но ощущаемое им самим. Проходит минута, другая — стрелка не шевелится, хотя руки уже близко от нее. Но когда Валерий сделал резкий выдох, она неожиданно отклонилась, повинуясь мановению его руки.
Ассистент накрывает компас стеклянным колпаком, а стрелка все равно колеблется. Повторяя движения рук артиста , она раскачивается из стороны в сторону и, наконец, начинает быстро вращаться. Присутствовавший на одном из таких опытов академик Ю. Кобзарев отмечал: «Валерий Авдеев действительно может воздействовать на магнитную стрелку компаса, находясь от него на расстоянии более метра. Безусловно, это явление необходимо изучать».
Опыт усложняется. Авдеев напрягся и замер над компасом. Его лицо покрылось испариной, на руках вздулись вены, дыхания совсем не слышно. И вдруг через минуту компас ожил: несколько раз дернувшись, он начал плавно удаляться от артиста. Передвинувшись сантиметров на пятнадцать, остановился и стал медленно вращаться. И, сделав несколько оборотов, замер на краю стола.
Зал рукоплещет. А Валерий неожиданно предлагает:
— Хотите, вы сами сейчас откроете в себе неизвестную способность? Вспомните, как пахнут любимые духи или одеколон,— и вы почувствуете этот запах на любом предмете.
Зрительница недоверчиво протягивает Авдееву платочек, который ничем не пахнет, и робко сообщает: «Рижскую сирень».
— Пожалуйста! — громко говорит артист. И девушка в изумлении восклицает:
— Ой, теперь правда пахнет!
Соседки берут ее платок, склоняются над ним — и авторитетно подтверждают: действительно «Рижская сирень». Может, на него незаметно брызнули духами? Да нет — через минуту запах исчезает так же неожиданно, как и появился.
— А теперь вы сможете продемонстрировать необыкновенные физические способности, — говорит артист зрителям и вызывает из зала трех добровольцев. Но сначала он просит их войти в особое состояние, необходимое для опыта.
— Закройте глаза, мысленно сосредоточьтесь на своих ощущениях. Прислушиваясь к дыханию, постарайтесь
уменьшить его глубину. А теперь представьте себе, что видите свое тело... со стороны. Вот оно наливается тяжестью, напрягается, становится прямым и крепким, как стальной мост...
В этот момент ассистенты подхватывают трех добровольцев на руки и кладут каждого из них на спинки стульев. Опираясь лишь шеями и пятками, они словно висят в воздухе параллельно полу. Не чудо ли? А Валерий спокойно объясняет, что в таком состоянии человек может выдержать не только тяжесть своего тела, но и еще трех людей, которые встали бы на него, — этот номер когда-то демонстрировали цирковые факиры.
— Что же это за удивительное состояние? — нередко спрашивают артиста. — Уж не гипноз ли — ведь с его помощью можно вызывать каталепсию и внушать запахи?
— Вовсе нет — войдя в нужное состояние, люди самостоятельно вызывают у себя иллюзии любимых запахов.
Легко убедиться и в том, что добровольцы лежат на спинках не загипнотизированные. Вы можете поговорить с ними — они четко ответят на любые вопросы и с чувством юмора расскажут о своих необычных ощущениях. А под гипнозом это невозможно.
Присутствовавшие в зале медики согласились, что это действительно не гипноз. Но что же тогда?
— Умение, которым обладает каждый из нас, часто и не подозревая об этом,— объясняет В. Авдеев, — затаив
дыхание и сосредоточившись на образе, вызывать различные изменения в своем теле. Называю это состоянием
«имаго» — от латинского слова «образ». Войдя в него, человек может открыть в себе удивительные способности. Все номера на сцене я показываю только в этом состоянии.
— Вы способны,— сказал один психолог,— запомнить с первого раза сотни слов, не связанных между собой по
смыслу, а потом повторить их в той же последовательности, в которой говорили зрители, и даже — в обратной. Но
разве можно это делать в состоянии «имаго» — думая о своем теле?
— Я не думаю, а просто ощущаю его каждое мгновение и воспринимаю окружающий мир через призму этих ощущений. Это умели делать наши далекие предки, но большинство современных людей разучились «слушать» свое
тело. Только научившись вызывать у себя это состояние, я смог избавиться от тяжелого недуга и развить в себе не
обычные способности.
Заинтересованные рассказом артиста, некоторые зрители, сидя в своих креслах, попытались проделать упражнения имаготренинга — закрыв глаза и затаив дыхание, прислушаться к биению сердца, ощутить, как в пальцах струится кровь, выявить самую теплую часть тела и самую холодную, найти больной орган — словом, почувствовать самих себя.
— А вы знаете,— раздался из зала удивленный женский голос, — у меня прошла головная боль!
— И у меня сердце перестало покалывать, — отозвался пожилой мужчина.
Что это — мгновенное исцеление от недугов или временное облегчение, вызванное самовнушением? Вот мнение присутствовавшего на концерте Константина Павловича Бутейко:
— Меня нисколько не удивляет, что в состоянии «имаго» реализуются резервные возможности организма. Не
которые артисты оригинального жанра, которые выступают с подобными опытами, проходили обследования в
нашей лаборатории в одном нз новосибирских институтов. Было установлено, что, сосредоточиваясь на своих
ощущениях, прислушиваясь к работе органов, даже человек, незнакомый с имаготренингом, непроизвольно затаивает дыхание. А Валерии Авдеев, по-видимому, сознательно уменьшает его глубину. Но это, как показали наши исследования, повышает концентрацию углекислого газа в крови, вызывает рефлекторное расширение сосудов, и гемоглобин начинает лучше отдавать кислород. В результате клетки тела получают/ёго в несколько раз больше, чем в обычном состоянии. Наверное, поэтому у больных людей в состоянии «имаго» прекращаются спазмы сосудов головного мозга, сердца и других органов. А здоровые ощущают необыкновенный прилив сил, у них резко повышается умственная и физическая работоспособность. Например, статистика показывает, что школьники и студенты, вылечившиеся неглубоким дыханием, значительно улучшают свою успеваемость.
Нет ничего таинственного и в том, что в состоянии «имаго» Валерий Авдеев не ощущает боли, лежа на битых стеклах или ходя па раскаленным углям. Ведь он делает это на задержке дыхания. А наши исследования показали, что большие дозы углекислоты действуют на организм подобно веселящему газу, который используют для обезболивания. И люди, тренирующиеся в неглубоком дыхании, могут порой хирургические операции переносить без наркоза — в этом убедились некоторые мои ученики.
Кстати, многие упражнения индийских йогов, элементы аутогенной тренировки тоже уменьшают глубину дыхания, повышают концентрацию углекислого газа в крови — в этом, по-моему, главная причина их целительного эффекта. Вспомните, как, повинуясь мысленным приказаниям, по рукам и ногам начинает струиться тепло, они наливаются приятной тяжестью,— это рефлекторно расширились и наполнились кровью сосуды. Но блаженное состояние быстро исчезнет, если вы сделаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А в состоянии «имаго» целительное действие неглубокого дыхания, по-видимому, усиливается самовнушением: сосредоточившись на больном органе, человек способен вызвать в нем резкое расширение сосудов и активизацию гемоглобина.
Вероятно, в опытах с компасом Валерий Авдеев сознательно вызывает прилив крови к кистям рук — это значительно увеличивает количество заряженных частиц, на пальцах могут накапливаться электрические потенциалы, которые и воздействуют на стрелку.
Однако следует подчеркнуть, что конкретно Валерия Авдеева мы не исследовали, и все сказанное о нем можно принять лишь в качестве предположений. На мой взгляд, было бы весьма полезным всесторонне изучить разработанный им метод.
Такого же мнения придерживается член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии Николай Алексеевич Желтухин:
— Специалисты ряда подразделений Сибирского отделения Академии наук и Сибирского отделения Академии медицинских наук считают целесообразным организовать углубленное изучение демонстрируемых Валерием Авдеевым феноменов. Он приезжал к нам по приглашению Дома ученых и помимо концертной деятельности встречался с сотрудниками институтов Академгородка, ответил на многочисленные вопросы. По общему мнению, большой интерес представляют исследования субъективно регистрируемого экспериментатором состояния «измененного сознания» («имаго»), существенно меняющего физиологические и психологические возможности организма и личности.
Но почему это происходит? Возможно, разгадка этого феномена — в исследованиях новосибирского ученого, кандидата медицинских наук К. Бутейко? И вот артист и ученый встретились в Новосибирске.
...Афиши интригуют: «Психологические опыты. Познай самого себя...» На столе лежит обыкновенный компас, его черная стрелка, как и положено, указывает на север. Это видят все зрители: увеличенное изображение стрелки проецируется на большой экран.
Из глубины сцены появляется Валерий Авдеев. Его лицо сосредоточено, руки широко разведены. Легкими движениями пальцев он как будто перебирает в воздухе что-то невидимое публике, но ощущаемое им самим. Проходит минута, другая — стрелка не шевелится, хотя руки уже близко от нее. Но когда Валерий сделал резкий выдох, она неожиданно отклонилась, повинуясь мановению его руки.
Ассистент накрывает компас стеклянным колпаком, а стрелка все равно колеблется. Повторяя движения рук артиста , она раскачивается из стороны в сторону и, наконец, начинает быстро вращаться. Присутствовавший на одном из таких опытов академик Ю. Кобзарев отмечал: «Валерий Авдеев действительно может воздействовать на магнитную стрелку компаса, находясь от него на расстоянии более метра. Безусловно, это явление необходимо изучать».
Опыт усложняется. Авдеев напрягся и замер над компасом. Его лицо покрылось испариной, на руках вздулись вены, дыхания совсем не слышно. И вдруг через минуту компас ожил: несколько раз дернувшись, он начал плавно удаляться от артиста. Передвинувшись сантиметров на пятнадцать, остановился и стал медленно вращаться. И, сделав несколько оборотов, замер на краю стола.
Зал рукоплещет. А Валерий неожиданно предлагает:
— Хотите, вы сами сейчас откроете в себе неизвестную способность? Вспомните, как пахнут любимые духи или одеколон,— и вы почувствуете этот запах на любом предмете.
Зрительница недоверчиво протягивает Авдееву платочек, который ничем не пахнет, и робко сообщает: «Рижскую сирень».
— Пожалуйста! — громко говорит артист. И девушка в изумлении восклицает:
— Ой, теперь правда пахнет!
Соседки берут ее платок, склоняются над ним — и авторитетно подтверждают: действительно «Рижская сирень». Может, на него незаметно брызнули духами? Да нет — через минуту запах исчезает так же неожиданно, как и появился.
— А теперь вы сможете продемонстрировать необыкновенные физические способности, — говорит артист зрителям и вызывает из зала трех добровольцев. Но сначала он просит их войти в особое состояние, необходимое для опыта.
— Закройте глаза, мысленно сосредоточьтесь на своих ощущениях. Прислушиваясь к дыханию, постарайтесь
уменьшить его глубину. А теперь представьте себе, что видите свое тело... со стороны. Вот оно наливается тяжестью, напрягается, становится прямым и крепким, как стальной мост...
В этот момент ассистенты подхватывают трех добровольцев на руки и кладут каждого из них на спинки стульев. Опираясь лишь шеями и пятками, они словно висят в воздухе параллельно полу. Не чудо ли? А Валерий спокойно объясняет, что в таком состоянии человек может выдержать не только тяжесть своего тела, но и еще трех людей, которые встали бы на него, — этот номер когда-то демонстрировали цирковые факиры.
— Что же это за удивительное состояние? — нередко спрашивают артиста. — Уж не гипноз ли — ведь с его помощью можно вызывать каталепсию и внушать запахи?
— Вовсе нет — войдя в нужное состояние, люди самостоятельно вызывают у себя иллюзии любимых запахов.
Легко убедиться и в том, что добровольцы лежат на спинках не загипнотизированные. Вы можете поговорить с ними — они четко ответят на любые вопросы и с чувством юмора расскажут о своих необычных ощущениях. А под гипнозом это невозможно.
Присутствовавшие в зале медики согласились, что это действительно не гипноз. Но что же тогда?
— Умение, которым обладает каждый из нас, часто и не подозревая об этом,— объясняет В. Авдеев, — затаив
дыхание и сосредоточившись на образе, вызывать различные изменения в своем теле. Называю это состоянием
«имаго» — от латинского слова «образ». Войдя в него, человек может открыть в себе удивительные способности. Все номера на сцене я показываю только в этом состоянии.
— Вы способны,— сказал один психолог,— запомнить с первого раза сотни слов, не связанных между собой по
смыслу, а потом повторить их в той же последовательности, в которой говорили зрители, и даже — в обратной. Но
разве можно это делать в состоянии «имаго» — думая о своем теле?
— Я не думаю, а просто ощущаю его каждое мгновение и воспринимаю окружающий мир через призму этих ощущений. Это умели делать наши далекие предки, но большинство современных людей разучились «слушать» свое
тело. Только научившись вызывать у себя это состояние, я смог избавиться от тяжелого недуга и развить в себе не
обычные способности.
Заинтересованные рассказом артиста, некоторые зрители, сидя в своих креслах, попытались проделать упражнения имаготренинга — закрыв глаза и затаив дыхание, прислушаться к биению сердца, ощутить, как в пальцах струится кровь, выявить самую теплую часть тела и самую холодную, найти больной орган — словом, почувствовать самих себя.
— А вы знаете,— раздался из зала удивленный женский голос, — у меня прошла головная боль!
— И у меня сердце перестало покалывать, — отозвался пожилой мужчина.
Что это — мгновенное исцеление от недугов или временное облегчение, вызванное самовнушением? Вот мнение присутствовавшего на концерте Константина Павловича Бутейко:
— Меня нисколько не удивляет, что в состоянии «имаго» реализуются резервные возможности организма. Не
которые артисты оригинального жанра, которые выступают с подобными опытами, проходили обследования в
нашей лаборатории в одном нз новосибирских институтов. Было установлено, что, сосредоточиваясь на своих
ощущениях, прислушиваясь к работе органов, даже человек, незнакомый с имаготренингом, непроизвольно затаивает дыхание. А Валерии Авдеев, по-видимому, сознательно уменьшает его глубину. Но это, как показали наши исследования, повышает концентрацию углекислого газа в крови, вызывает рефлекторное расширение сосудов, и гемоглобин начинает лучше отдавать кислород. В результате клетки тела получают/ёго в несколько раз больше, чем в обычном состоянии. Наверное, поэтому у больных людей в состоянии «имаго» прекращаются спазмы сосудов головного мозга, сердца и других органов. А здоровые ощущают необыкновенный прилив сил, у них резко повышается умственная и физическая работоспособность. Например, статистика показывает, что школьники и студенты, вылечившиеся неглубоким дыханием, значительно улучшают свою успеваемость.
Нет ничего таинственного и в том, что в состоянии «имаго» Валерий Авдеев не ощущает боли, лежа на битых стеклах или ходя па раскаленным углям. Ведь он делает это на задержке дыхания. А наши исследования показали, что большие дозы углекислоты действуют на организм подобно веселящему газу, который используют для обезболивания. И люди, тренирующиеся в неглубоком дыхании, могут порой хирургические операции переносить без наркоза — в этом убедились некоторые мои ученики.
Кстати, многие упражнения индийских йогов, элементы аутогенной тренировки тоже уменьшают глубину дыхания, повышают концентрацию углекислого газа в крови — в этом, по-моему, главная причина их целительного эффекта. Вспомните, как, повинуясь мысленным приказаниям, по рукам и ногам начинает струиться тепло, они наливаются приятной тяжестью,— это рефлекторно расширились и наполнились кровью сосуды. Но блаженное состояние быстро исчезнет, если вы сделаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А в состоянии «имаго» целительное действие неглубокого дыхания, по-видимому, усиливается самовнушением: сосредоточившись на больном органе, человек способен вызвать в нем резкое расширение сосудов и активизацию гемоглобина.
Вероятно, в опытах с компасом Валерий Авдеев сознательно вызывает прилив крови к кистям рук — это значительно увеличивает количество заряженных частиц, на пальцах могут накапливаться электрические потенциалы, которые и воздействуют на стрелку.
Однако следует подчеркнуть, что конкретно Валерия Авдеева мы не исследовали, и все сказанное о нем можно принять лишь в качестве предположений. На мой взгляд, было бы весьма полезным всесторонне изучить разработанный им метод.
Такого же мнения придерживается член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии Николай Алексеевич Желтухин:
— Специалисты ряда подразделений Сибирского отделения Академии наук и Сибирского отделения Академии медицинских наук считают целесообразным организовать углубленное изучение демонстрируемых Валерием Авдеевым феноменов. Он приезжал к нам по приглашению Дома ученых и помимо концертной деятельности встречался с сотрудниками институтов Академгородка, ответил на многочисленные вопросы. По общему мнению, большой интерес представляют исследования субъективно регистрируемого экспериментатором состояния «измененного сознания» («имаго»), существенно меняющего физиологические и психологические возможности организма и личности.
 
Источник: http://www.bibliotekar.ru