Вход / Регистрация
02.11.2024, 21:18
Рухнет система образования – рухнет и вся страна
Для того, чтобы разъяснить всем нам, как же будет претворена в жизнь пресловутая реформа образования и каким именно будет наше светлое будущее, чиновникам понадобилось без малого 120 страниц убористого текста с таблицами и сносками. Этакая «дорожная карта», мудрено озаглавленная: «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Повышение эффективности – дело, конечно, хорошее и претендующее на исключительно положительные отклики. Кто же против повышения эффективности, да еще если речь идет о такой жизнеформирующей сфере?.. Смущают, однако, в этом заглавии слова «повышение эффективности»: они как бы предполагают, что эта эффективность у нынешнего отечественного образования есть и сейчас. Нескромно, хотя можно списать на вообще характерную для чиновника любовь бросаться громкими словами, не несущими за собой подчас ровным счетом никакой практики. Да что бросание словами, когда и представленный документ в целом – это вообще одно большое «бросание» кипой бумаг в никуда! Хотя бы потому, что, как уже успели отметить ознакомившиеся с ним некоторые эксперты из образовательной сферы, декларированные цели не подкреплены описанием механизмов их достижения. Быть может, они найдут отражение в новом документе, страниц эдак на 250?.. В общем, идет реформа, не жалея бумаги.
Но и из представленного крайне аморфного и неконкретного документа, который можно назвать «дорожной картой» лишь условно, в принципе, можно сделать какие-то выводы о том, что ждет всех нас. Помогают таблицы, в которых изложены требуемые количественные показатели по грядущим годам. Они лишь подтверждают провозглашенный ныне тренд на «повышение эффективности» системы за счет избавления оной от балласта в виде «лишних» зданий, дисциплин, направлений подготовки и людей.
Нехитрый арифметический подсчет, проведенный журналистами делового издания «Взгляд», показал, что, согласно представленной «дорожной карте», число преподавателей в высших учебных заведениях сократится примерно на 200 000 человек. Сократиться должно и число студентов, однако нагрузка на каждого преподавателя будет увеличена в среднем на 30%. Разумеется, такую оказию предполагается уладить посредством повышения заработной платы. Но вот как это сделать в условиях утвержденного лимита бюджетного финансирования сферы – одному Ливанову, поди, и известно. А цифры-то, конечно, обнадеживают. Так, в 2013 году показатель «отношения средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе» должен составить 110%, а вот к 2018 году – уже все 200%. На вопрос «Где деньги, Зин?» ответа документ не дает. Оно и верно: пусть Минфин сам с этим разбирается, а наше дело маленькое – планировать...
Что касается самого сокращения преподавательского штата, то произойдет оно, как следует из все той же «дорожной карты», не абы как, а вследствие пресловутой «реорганизации вузов» – той самой, что уже поставила на уши добрую часть студенчества, которая либо уже худо-бедно пережила сию напасть, либо готовится к ней. Поглощения продолжатся – чиновники определенно вошли во вкус. Где уж тут подумать о кадрах?
«Есть подозрение, что будет создана «трудовая армия» из работников вузов. Их просто выставят за дверь – как раз за счет реструктуризации, оптимизации и т. д. Региональные вузы действительно будут умирать. Это естественный процесс: самые умные, амбициозные и настойчивые уезжают, а те, кто остаются, учить не могут и не хотят. Студенты попадают к людям, которые профессионально непригодны. Министерство образования просто говорит: «Давайте их закроем». В итоге мы получим высшее образование в пяти-десяти крупных городах, а остальная Россия останется «выжженной землей», откуда все мечтают вырваться любой ценой.
Это называется «образовательная сегрегация». Не у всех хороших школьников из регионов есть возможность вырваться в Москву, и в регионах останется в итоге эдакая слободская культура: школа, ПТУ, где-то что-то понахватано», – цитирует «Взгляд» преподавателя Академии народного хозяйства Кирилла Мартынова. Преподаватель также сетует, что обратная связь «министерство – преподаватели» практически не работает, мнение работников высшей школы просто игнорируется.
Впрочем, только ли их мнение?..
«Дорожную карту» реформы образования в беседе с обозревателем KM.RU оценил директор Московского института развития образовательных систем, советник генерального директора издательства «Просвещение», кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Абрамов:
– Данная «дорожная карта» – абсолютно страшный документ, который ясно говорит всем нам о том, что система принятия решений, касающихся образования в стране, совершенно рухнула. Самое страшное, что там есть, – это показатели эффективности, тот самый децильный коэффициент и динамика его изменения. Этот показатель абсолютно бессмысленный и бредовый, он ничего не означает. Когда разработчики берутся оценивать эффективность в точности до сотых и говорят, что если сейчас этот коэффициент – 1,81, а в 2018 году будет 1,55, то это замечательное достижение, – это говорит об их полной безголовости и о полном разрушении государственного аппарата. Вообще я убежден, что бухгалтерский подход просто неуместен в решении таких принципиальных задач, хотя определенный расчет некоего разумного баланса, конечно же, нужен.
«Приговор» здесь таков: нужно ломать всю существующую систему принятия решений, она глубоко порочна. Общество наконец-то должно начать само вырабатывать систему принятия решений и, соответственно, мер воздействия на власть для того, чтобы наконец создать конструктивную программу действий в системе образования. Это сегодня – ключевая проблема страны. Сегодня и без того происходит совершенно безумная кадровая деградация, а когда появляются такие документы, это означает, что у нас уже и перспектив никаких нет. Но как же они не понимают, что если рухнет система образования, вместе с ней рухнет и вся страна?!
Повышение эффективности – дело, конечно, хорошее и претендующее на исключительно положительные отклики. Кто же против повышения эффективности, да еще если речь идет о такой жизнеформирующей сфере?.. Смущают, однако, в этом заглавии слова «повышение эффективности»: они как бы предполагают, что эта эффективность у нынешнего отечественного образования есть и сейчас. Нескромно, хотя можно списать на вообще характерную для чиновника любовь бросаться громкими словами, не несущими за собой подчас ровным счетом никакой практики. Да что бросание словами, когда и представленный документ в целом – это вообще одно большое «бросание» кипой бумаг в никуда! Хотя бы потому, что, как уже успели отметить ознакомившиеся с ним некоторые эксперты из образовательной сферы, декларированные цели не подкреплены описанием механизмов их достижения. Быть может, они найдут отражение в новом документе, страниц эдак на 250?.. В общем, идет реформа, не жалея бумаги.
Но и из представленного крайне аморфного и неконкретного документа, который можно назвать «дорожной картой» лишь условно, в принципе, можно сделать какие-то выводы о том, что ждет всех нас. Помогают таблицы, в которых изложены требуемые количественные показатели по грядущим годам. Они лишь подтверждают провозглашенный ныне тренд на «повышение эффективности» системы за счет избавления оной от балласта в виде «лишних» зданий, дисциплин, направлений подготовки и людей.
Нехитрый арифметический подсчет, проведенный журналистами делового издания «Взгляд», показал, что, согласно представленной «дорожной карте», число преподавателей в высших учебных заведениях сократится примерно на 200 000 человек. Сократиться должно и число студентов, однако нагрузка на каждого преподавателя будет увеличена в среднем на 30%. Разумеется, такую оказию предполагается уладить посредством повышения заработной платы. Но вот как это сделать в условиях утвержденного лимита бюджетного финансирования сферы – одному Ливанову, поди, и известно. А цифры-то, конечно, обнадеживают. Так, в 2013 году показатель «отношения средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе» должен составить 110%, а вот к 2018 году – уже все 200%. На вопрос «Где деньги, Зин?» ответа документ не дает. Оно и верно: пусть Минфин сам с этим разбирается, а наше дело маленькое – планировать...
Что касается самого сокращения преподавательского штата, то произойдет оно, как следует из все той же «дорожной карты», не абы как, а вследствие пресловутой «реорганизации вузов» – той самой, что уже поставила на уши добрую часть студенчества, которая либо уже худо-бедно пережила сию напасть, либо готовится к ней. Поглощения продолжатся – чиновники определенно вошли во вкус. Где уж тут подумать о кадрах?
«Есть подозрение, что будет создана «трудовая армия» из работников вузов. Их просто выставят за дверь – как раз за счет реструктуризации, оптимизации и т. д. Региональные вузы действительно будут умирать. Это естественный процесс: самые умные, амбициозные и настойчивые уезжают, а те, кто остаются, учить не могут и не хотят. Студенты попадают к людям, которые профессионально непригодны. Министерство образования просто говорит: «Давайте их закроем». В итоге мы получим высшее образование в пяти-десяти крупных городах, а остальная Россия останется «выжженной землей», откуда все мечтают вырваться любой ценой.
Это называется «образовательная сегрегация». Не у всех хороших школьников из регионов есть возможность вырваться в Москву, и в регионах останется в итоге эдакая слободская культура: школа, ПТУ, где-то что-то понахватано», – цитирует «Взгляд» преподавателя Академии народного хозяйства Кирилла Мартынова. Преподаватель также сетует, что обратная связь «министерство – преподаватели» практически не работает, мнение работников высшей школы просто игнорируется.
Впрочем, только ли их мнение?..
«Дорожную карту» реформы образования в беседе с обозревателем KM.RU оценил директор Московского института развития образовательных систем, советник генерального директора издательства «Просвещение», кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Абрамов:
– Данная «дорожная карта» – абсолютно страшный документ, который ясно говорит всем нам о том, что система принятия решений, касающихся образования в стране, совершенно рухнула. Самое страшное, что там есть, – это показатели эффективности, тот самый децильный коэффициент и динамика его изменения. Этот показатель абсолютно бессмысленный и бредовый, он ничего не означает. Когда разработчики берутся оценивать эффективность в точности до сотых и говорят, что если сейчас этот коэффициент – 1,81, а в 2018 году будет 1,55, то это замечательное достижение, – это говорит об их полной безголовости и о полном разрушении государственного аппарата. Вообще я убежден, что бухгалтерский подход просто неуместен в решении таких принципиальных задач, хотя определенный расчет некоего разумного баланса, конечно же, нужен.
«Приговор» здесь таков: нужно ломать всю существующую систему принятия решений, она глубоко порочна. Общество наконец-то должно начать само вырабатывать систему принятия решений и, соответственно, мер воздействия на власть для того, чтобы наконец создать конструктивную программу действий в системе образования. Это сегодня – ключевая проблема страны. Сегодня и без того происходит совершенно безумная кадровая деградация, а когда появляются такие документы, это означает, что у нас уже и перспектив никаких нет. Но как же они не понимают, что если рухнет система образования, вместе с ней рухнет и вся страна?!
 
Источник: http://km.ru
Комментарии 15
0
AngelSmerti
21.01.2013 23:54
[Материал]
толку от того что они учат если не строят новые заводы и таму подобное отучился а потом по професии х... что найдеш!
|
0
ЭлхайнГалаур
21.01.2013 17:08
[Материал]
Изменение структуры образовательных учреждений является следвием проблем сложившихся в экономике.
Прежде всего это связано с отсутствием развития реального сектора высокотехнологичного производства конкурентных товаров и привалирование торговых операций и посреднических услуг. Вторая проблема - заработки в производственной сфере, которые не мотивируют молодеж. В результате рынок персонала имеет долевые диспрапорции в сторону специальностей, способствующих достижения обеспеченного уровня жизни. Вместо того, чтобы бороться с проблемами в экономике руководство страны планирует установить барьеры для новых поступлениений специалистов в указанную среду. |
0
cattussapiens
21.01.2013 16:54
[Материал]
Система образования никогда не была идеальной. Но вырастали же люди. На мой взгляд, в образовании главное - ненавязчивость.
|
0
duscha
21.01.2013 16:39
[Материал]
А может быть и хорощо, что рушится система образования и воспитания, поддерживающая эту цивилизацию, зашедшую в тупик? Может быть сознание и сердце, не подвергшиеся обработке воспитанием и образованием, приведут нас к новым горизонтам свободы и подарят радость и счастье взамен товаров производства и достижений науки и техники?
А страна наоборот возродится и отряхнется от всей той чепухи, которую нам вдолбили в головую. И на месте людей, образованных системой предпринимателей, для которых важен только экономический эффект, появятся люди образованные сердцем, которое знает как зделать людей счастливыми. |
0
Goleafff
21.01.2013 15:04
[Материал]
Не все хотят видеть и понимать то что они видят, их приучили к "шаблонам", даже язык уже изменился и вырождается и его дальше продолжают обрезать, идет самый настоящий геноцид славян, не русских, русские это те кто живет в России, а когда Русь была то в ней почему то жили русы, а когда называлась страна Тартарией то в ней жили словяне (от корня СЛОВО). Не находите всю абсурдность этого, что по названию страны называют тех кто в ней проживает). Против нас, населения коренного, идет целенаправленный ге-но-цид словян, кто это отрицает тот слеп и живет в каком то своем розовом мире. Пока все мы не осознаем что нас убивают и изничтожают мы так и будем писать статьи и их комментировать....
|
0
Zeronine
21.01.2013 15:27
[Материал]
Допустим - осознаем.
и что? есть план? есть люди, которые способны остановить крах? Им это надо? Что печально, что даже "рассеясь" по миру, подобно евреям, мы не избежим печальной участи, так как разрозненны, и не поддерживаем даже близких, кровных родственников.. Можем пытаться как то выжить, подстелить соломку - и не более. |
0
maikl2m
21.01.2013 14:59
[Материал]
Так все строго по Моисею: водить российское образование кругами, постоянно меняя направление и приоритеты - пока не умрет последний настоящий академик (профессор, доцент...) составлявшие гордость советской (и мировой) науки... А затем можно будет на месте России создать "Землю обетованную", а коренное население сделать рабами или отправить в Ад.
|
0
Zeronine
21.01.2013 15:24
[Материал]
Систему уже не преобразовать, уже не поменять. Её разрушают... и некому будет сразу восстанавливать. Нет мотивации - для чего.
Образование, медицина - все социальные структуры направлены на низведение человека, на порождение проблем. Общество - ВАМПИРИТ само себя, рушит сук, на котором сидит. А насчёт рабсилы. Это страшно. С Нового года вдруг обратила внимание, что в метро две трети!!!! кавказцы, узбеки, казахи. и ведь они все работают......живут.. учатся. Столицы мира не могут избежать потока приезжих, так было всегда и везде. НО то, что происходит сейчас - это просто нереально в конце концов. Это не Москва, форма та же - но содержание - иное. |