Сексуальную революцию начал пенициллин
Мода на рискованные, нетрадиционные сексуальные отношения,
ознаменовавшая поворотные шестидесятые, в действительности началась на
десять лет раньше, в конформистские пятидесятые, утверждает экономист Эндрю Фрэнсис из Университета Эмори (США).
Считается, что сексуальная революция стала возможной с появлением
противозачаточной таблетки, что так удачно совпало с периодом взросления
богатенького и развязного послевоенного поколения в США и Западной
Европе. Однако дело вовсе не в этом, а в широком применении пенициллина,
которое привело к быстрому сокращению случаев сифилиса в 1950-х.
Рискованный секс стал обходиться дешевле для здоровья, и сработал давно
известный закон экономической теории: если стоимость товара падает,
спрос на него растёт.
В США сифилис достиг своего пика в 1939 году, погубив 20 тыс. человек. К этой болезни в те времена относились примерно так же, как мы сегодня смотрим на СПИД: риск заразиться всегда страшил любителей приключений.
Пенициллин был открыт в 1928 году, но в широкой клинической практике его стали применять только в 1941-м. В годы Второй мировой войны проблема заболеваний, передающихся половым путём, обострилась, она превратилась в реальную угрозу боеспособности армии. Генералы очень хотели освободить солдат от этой опасности, и потому изучение антибиотиков активизировалось. Так и выяснилось, что пенициллин — эффективное средство от ЗППП.
Сразу после войны пенициллин стал неотъемлемой частью гражданской медицины. В США сифилис превратился из хронической, изнурительной, потенциально смертельной болезни в недуг, который можно вылечить одним уколом. С 1947 по 1957 год смертность от сифилиса сократилась на 75%, а уровень заболеваемости — на 95%.
Получив доступ к документам 1930−1970-х годов из учреждений здравоохранения федерального уровня и уровня штатов (некоторые были впервые оцифрованы по его просьбе), г-н Фрэнсис обратил внимание на три показателя сексуального поведения: коэффициент внебрачной рождаемости, роды у подростков и заболеваемость гонореей — крайне заразным недугом, передающимся половым путём и распространяющимся очень быстро.
Как только сифилис был побеждён, то есть с конца 1950-х годов, началось резкое увеличение всех трёх показателей. Разумеется, события 1960-х и 1970-х годов и в области медицины, и в общественной жизни сыграли важную роль в сексуальной революции, но первопричиной всё-таки был пенициллин, считает г-н Фрэнсис.
Кстати, некоторые врачи 1950-х это предвидели. Испанский специалист Эдуардо Мартинес Алонсо призывал помнить о том, что Господь сотворил болезни, чтобы оградить человека от греха. И раньше расплатой за грех была смерть (Римлянам 6:23), а ныне возмездие ничтожно. Жало греха удалено, и грешить можно безнаказанно.
Аналогичную тенденцию г-н Фрэнсис обнаружил и сегодня. Исследования показали: развитие антиретровирусной терапии приводит к тому, что некоторые люди чуть меньше беспокоятся по поводу ВИЧ и более склонны к рискованному сексуальному поведению.
Результаты исследования опубликованы в журнале Archives of Sexual Behavior.
Подготовлено по материалам eScience Commons.