Выбор фона:
/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Корабельная копоть затеяла нечаянный геоинженерный эксперимент
12.02.2013

Корабельная копоть затеяла нечаянный геоинженерный эксперимент

Оценка: 0.0    1219 0 Природные катаклизмы
10:58
В воды Мирового океана оседают тысячи тонн железа из судового дыма, теоретически удобряя фитопланктон и позволяя ему выкачивать из атмосферы больше углекислого газа.

На севере Тихого океана проходит крупномасштабный геоинженерный проект. Вы не знали? Да никто не знал!

Никто не планировал ежегодно сбрасывать в воду около тысячи тонн железа на площади 6 млн км², но именно это там происходит.

Основные маршруты мирового судоходства (изображение The Royal Society).
Основные маршруты мирового судоходства (изображение The Royal Society).

Одно из наиболее известных геоинженерных решений проблемы глобального потепления заключается в том, чтобы удобрить воды Мирового океана железом, дабы спровоцировать тем самым бум фитопланктона, который в процессе фотосинтеза выкачал бы из атмосферы лишний углеродный газ. Но это лишь теория. На самом деле океан — сложная система, а потому положительный эффект едва ли будет единственным. По той же причине очень трудно проконтролировать эксперимент. Сомнения привели к тому, что в 2010 году Конвенция ООН по сохранению биологического разнообразия ввела мораторий на подобного рода опыты.

Но океаны продолжают бороздить корабли, и никто до сих пор не запретил им наполнять воды железом. Акинори Ито из Японского научно-технического управления моря и земли впервые рассчитал воздействие судов на те области океана, где железо в дефиците. По оценкам предыдущих моделей, лишь 1–2% железа, содержащегося в аэрозолях (в том числе в выбросах морского транспорта) растворяется в морской воде, а остальное опускается на дно, никак не влияя на местную живность. Однако г-н Ито обнаружил, что в действительности растворимо до 80% судовой сажи. Садясь на поверхность океана, она, скорее всего, удобряет её.

В высоких широтах северной части Тихого океана (эта область бедна железом по естественным причинам, поэтому загрязнение там должно быть особенно заметно) на судовые выбросы приходится 70% растворённого в воде железа из антропогенных источников. Остальное — результат сжигания биомассы и угля. Со временем, когда (и если) масштабы судоходства возрастут, а выбросы от сжигания биомассы и угля будут законодательно ограничены, корабельная доля увеличится.

Какой вывод можно сделать из этого случайного эксперимента? Никакого, считает Алекс Бейкер из Университета Восточной Англии. Ведь он протекает бесконтрольно: не с чем сравнивать.

Специалистам кажется, что при текущих уровнях судовое железо не наносит вреда. Но нельзя забывать о том, что никто не знает наверняка, каким должен быть уровень железа, чтобы экосистема начала страдать или чтобы мы почувствовали выгоду от вытягивания из атмосферы углекислого газа.

Результаты исследования опубликованы в Global Biogeochemical Cycles.

Подготовлено по материалам NewScientist.


 
Источник:  http://science.compulenta.ru/

Поделитесь в социальных сетях


Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разговоры у камина
Календарь