Вход / Регистрация
05.11.2024, 01:37
Мировая утица. Глава I. Истоки
Я постоянно посещаю это удивительнейшее на Земле место. Вот уже более
сорока лет. Западный склон Уральских гор. Деревня Слобода. Расположена в
уникальной (и скоро вы узнаете, почему) излучине реки Чусовая. Одно из
древнейших русских поселений на Урале. Уткинской Слободе (раньше её
называли именно так) по возрасту впору конкурировать с самим
Верхотурьем. А это самое начало 17 века.
Левый приток Камы - Чусовая - одна из крупных и красивейших рек Урала. Свое название она получила от искаженного пермяцкого "чусва" - "быстрая вода".
Лето на Чусовой - незабываемо. Почти на каждом километре путешественника ждут удивительные места: быстрый перекат, тихая заводь, два-три протока меж островов, плес... и везде, на всем пути по берегам, как стражи, стоят гигантские скалы.
Вот именно эти скалы меня, ещё трёхлетнего ребёнка, впервые увидевшего их, и бесконечно пленили своей незабываемой красотой.
Чусовая - единственная река, перерезавшая поперек Уральский хребет с востока на запад. Это не могут объяснить современные географы. Сколько бы я их не спрашивал – ничего вразумительного. По всем правилам – река должна течь на восток, к Тоболу и Оби – в Северный ледовитый океан. Но нет. Наперекор всем законам природы Чусовая течёт в Каму, Волгу и Каспийское море.
Этот факт долгое время меня обескураживал. Но теперь я могу сказать – я знаю причину такого странного поведения красивейшей реки Урала. (Но об этом – чуть позже)
Длина Чусовой - 700 км, площадь бассейна 47 600 кв. км. Протекает она по территории трех областей: Челябинской, Свердловской и Пермской, Начало берет из озера Сурны в Челябинской области, в среднем течении дважды переходит из Свердловской области в Пермскую и заканчивает свой путь в районе города Перми - в Камском море.
14 сентября 1972 года у истока Чусовой поставлен обелиск с надписью: "Здесь начинается река Чусовая".
Теперь – о самом главном.
Геоглиф — это искусственно нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Существуют два способа создания геоглифов — путём снятия верхнего слоя почвы по периметру узора либо, наоборот, насыпания щебня там, где должна пройти линия узора. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха (наиболее известный пример — геоглифы Наски). К использованию геоглифов в художественных целях прибегают и скульпторы наших дней.
В России известен на данный момент геоглиф «Лось» в национальном парке «Зюраткуль» Челябинской области.
Да, разглядывая спутниковые карты, выложенные в Интернете, можно обнаружить настоящие сенсации, запечатлённые на поверхности Земли. Возможно многим из них – более тысяч и десятков тысяч лет. В настоящее время известно, что существует даже целое сообщество, которое ищет затонувшие корабли по снимкам из космоса. Оказалось, что изображения Челябинской области тоже могут принести интересные открытия. Не так давно южноуралец Александр Шестаков, разглядывая родные места, в районе Сатки заметил загадочные светлые линии вдоль тропы на хребет Зюраткуль.
Рассказывает Шестаков. В 1989 году я с другом был в походе на Зюраткуль. У подножия горы на поляне я увидел, что трава в некоторых местах растет неравномерно, создавая тропинки то вверх то вниз. Несколько лет назад я вновь оказался там, долго ходил по тропинкам, пытаясь понять, кто сделал этот лабиринт. А потом, благодаря программе Google Земля, разгадал загадку. Это был рисунок на склоне горы в виде лося. Ученые такие рисунки называют геоглифы (нанесенные на землю узоры, которые создаются двумя способами: путем снятия верхнего слоя почвы по периметру узора, либо наоборот, подсыпая щебня там, где должна пройти линия). Аналогичные рисунки — в пустыне Наска или в Англии на меловых холмах.
Да, вот так просто делаются открытия. Просто? Нет. Это занятие – для пытливых умов. Сотни человек пройдут мимо. Десять – заинтересуется. И только один достучится до Истины.
Итак, с детского возраста я исходил вдоль и поперёк излучину Чусовой в районе деревни Слобода. Дело в том, что сама деревня стоит сразу на двух берегах. На правом – красуется храм во имя Георгия Победоносца. На левом – магазин, остановка автобуса и прочая «цивилизация». Вот и приходилось по «висячему мосту» переходить реку почти ежедневно.
Сказать, что изгибы Чусовой в районе Слободы и Коуровской турбазы меня удивляли – значит, ничего не сказать. Это было фантастично, немыслимо! Как река может делать такие повороты почти на 180 градусов за какие-то десятки и сотни метров?!
У меня не было ответа на этот детский вопрос. И вот совсем недавно, просматривая карты Google, я нашёл ответ.
ИЗЛУЧИНА ЧУСОВОЙ В РАЙОНЕ Д. СЛОБОДА – ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ! МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ПЕРВОНАЧАЛЬНО НЕВЕДОМЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ ПРОЧЕРТИЛИ НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ НЕКИЙ ГЕОГЛИФ, Я НАЗЫВАЮ ЕГО «МИРОВАЯ УТИЦА». И ЭТО БЫЛО ОЧЕНЬ ДАВНО. МОЖЕТ БЫТЬ, СОТНИ ТЫСЯЧ, ЕСЛИ НЕ МИЛЛИОНЫ ЛЕТ НАЗАД, А УЖЕ ПОТОМ – НА ЭТО УНИКАЛЬНОЕ МЕСТО ПРИШЛИ ВОДЫ КРАСИВЕЙШЕЙ РЕКИ.
Ведь хорошо известно: реки часто меняют своё русло. Так много раз бывало с Нилом, Хуан-Хэ и нашей Волгой-Ра.
Теперь самое время обратиться к Теории Палеоконтактов.
Наска (исп. Nazca) — это пустынное плато и литосферная плита на южном побережье Перув Южной Америке. Также это название применяется к своеобразной археологической культуре, расцвет которой пришёлся на промежуток между 300 г. до н.э и 800 г. н. э. Именно представители этой цивилизации создали знаменитые линии Наска, церемониальный город Кауачи и впечатляющую систему подземных акведуков, которые функционируют и по сей день.
Линии Наски — это группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. Среди представленных изображений — прямые линии, треугольники, спирали, птица, обезьяна, паук и цветы. Поскольку достигают нескольких сотен метров в длину, с земли распознать затруднительно. В наше время, официально были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. В 1994 г. внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1553 году Сьеса де Леон первым сообщил о геоглифах Наски: «По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идет прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь.» Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолете американский археолог Пол Косок. Огромный вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.
Геоглиф «Мировая Утица» в Свердловской области под Первоуральском достигает в размерах несколько километров, а если взять в расчёт размах «крыльев Утицы» - более десяти километров. Таким образом, - это уникальное изображение не только в России, но и на всей территории Земли. И, пожалуй, может конкурировать с известными египетскими пирамидами и сфинксом на плато в Гизе.
Но вернёмся к Южной Америке. Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли многие геоглифы разглядеть невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий. Относительно времени создания линий учёные сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.
Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Именно она, посвятившая изучению линий Наска почти половину века, предположила, что линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарём. Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI—I в. до н. э. К этому же периоду относятся и остатки поселений культуры наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.
«Слободинская Утица» создавалась, по-видимому. С применением самых технологичных средств и уж, конечно, не нашими далёкими предками. Гипс – осадочная порода из которой выложены почти все скалы Чусовой, хрупкий материал, но масштабность всего объекта (десятки километров) и его глубина – десятки метров, не позволяет говорить о том, что его выдалбливали первобытные люди с помощью, например, топора и зубила. Я предполагаю, что это могло быть сделано с большой высоты с помощью лазерного оружия. Но кто это мог сделать тысячи и тысячи лет назад? Вопрос вопросов.
В популярной литературе можно встретить размышления о том, что полосы в пустыне Наска предназначены для посадки инопланетных космических кораблей, ведь до начала XX века человечество было не способно к полётам. Однако, при этом остаётся необъяснённым, зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвёздных пространств, вообще нужны взлётно-посадочные полосы и примитивные визуальные ориентиры. И пока нет никаких свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлёта или посадок летательных аппаратов.
Мне кажется, геоглифы, оставленные на Земле неведомыми космическими силами могли выполнять роль неких маяков, особых мест и не только связанных с посадкой или взлётом космических кораблей. Это могли быть «места силы», крупнейшие разломы в земной коре. Это могли быть своеобразные памятники погибшим кораблям. Или гигантские иконы, посвящённые неведомым нам галактическим богам. Есть также мысль о том, что в подобного рода местах находятся некие захоронения, схроны космических кораблей или даже центры управления планетарными процессами.
Опять вернёмся к пустыне Наска и её геоглифам. Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приёма. Причём приходится признать, что ранняя фаза была более совершенной, чем последующая. Выполнение зооморфных фигур требовало несравненно более высокого умения и искусства, чем прорезание прямых линий.
«Колибри» в долине Наска имеет длину 50 метров, паук — 46, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Самое удивительное, - почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Но истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта.
Археологи считают, что именно на берегах реки Чусовой обнаружены наиболее древние следы жизни человека на Урале.
Первое упоминание Чусовой в русских летописях относится к 1396 году. Тогда ее берега заселяли мансийские племена. Первое русское поселение на Чусовой - Нижнечусовские Городки - появилось в 1568 году. С 1579 года гарнизон Нижнечусовских Городков состоял из казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Именно отсюда и начался в сентябре 1581 года поход дружины Ермака в Сибирь.
Вверх по Чусовой дружина поднималась до реки Серебрянки, проникла в ее верховья, а затем переправилась в бассейн реки Тагил. После разгрома Ермаком сибирского хана Кучума Чусовая стала активно заселяться русскими людьми. Но особенно ожили берега Чусовой в XVIII веке, когда на Урале выросли крупные металлургические заводы. Чусовая стала главной транспортной магистралью, по которой с Урала в Европейскую Россию сплавляли на коломенках металл и другую продукцию.
«Мировую утицу» невозможно разглядеть с близлежащих гор также. Я много раз это делал. Ничего. Даже контуры не угадываются. С высоты птичьего полёта – тоже большие сомнения, вряд ли. Скорее всего – её можно хорошо различить только с высоты полёта современного самолёта. Однако меня обескуражил следующий вопрос: Почему небольшая речка, впадающая в Чусовую в районе излучины, образующей геоглиф, (на рисунке это видно в районе «клюва») имеет название «Утка»?
КАК МОГЛИ НАШИ ПРЕДКИ (ЕСТЬ МНЕНИЕ, ЧТО «УТКОЙ» РЕЧУШКУ НАЗВАЛИ ЕЩЁ ДО ПРИХОДА СЮДА РУССКИХ) ВИДЕТЬ ЭТОТ ГЕОГЛИФ С ВЫСОТЫ ПОЛЁТА САМОЛЁТА – ВЕДЬ САМОЛЁТОВ ТОГДА НЕ БЫЛО?!
Значит, это самоназвание пришло к людям через мифы и легенды.
Марийцы говорят, что утка — родительница мира. Именно она стала женой великого бога грома Укко и снесла огромное яйцо — землю. Когда невесту в свадебной песне величают утицей, ей воздают славу как существу, которому предстоит участвовать в великом деле воспроизводства рода. Кстати, во многих русских песнях слово "утушка” вытеснило традиционное "лебедушка”. Утиные движения присутствуют и в марийском танце.
У финских народов их покровителем была уточка. Утку объявили священной и народы, проживающие на восточных склонах Урала. Гуся — угорские остяки. У киргизов гагара — бедная мать, отчаявшаяся найти своего погибшего сына. По греческим мифам, утки спасли будущую жену Одиссея — Пенелопу, не дав ей утонуть.
У мари и по сей день сохраняется культ птиц. Они поклоняются утке — родительнице мира. Считается, что утки, летевшие на отмель, спасли мари во время потопа — повели за собой. Образ утки запечатлен в фольклоре (даже в русском — на исконно марийских территориях), в предметах материальной культуры. Сохранялись места обитания уток. Поклонение уткам, охрана их — это поклонение творческим силам природы.
В китайской мифологии Бииняо — чудесная птица, которая заключала в себе сущность двух уток, у каждой из которых было по одному крылу (красное и зеленое). неразлучность их тел символизировала счастливое супружество.
В древних славянских мифах говорится, что мир породила утка. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть Бог) и черного гоголя — сатаны.
Есть латышская легенда о происхождении гоголя. Девушку полюбил ее собственный брат и хотел на ней жениться. Родители были согласны, но девушка не могла и не хотела выходить замуж за брата. Она отправилась на берег озера, разделась, сложив одежду на маленький черный шелковый платок, и прыгнула в воду. Но Бог не дал ей утонуть, превратив в гоголя (утицу).
Поклонение священному гусю-лебедю и утке, сложившееся в глубочайшей индоевропейской древности, отразилось в гимнах Ригведы и Авесты, ассоциирующих гуся-лебедя и бога-творца, гуся-лебедя и Вселенную, гуся-лебедя и свет, разум, душу, гуся-лебедя и определенный музыкальный лад — ритм Вселенной. Но и для восточнославянской фольклорной традиции, исследователи которой неоднократно отмечали, что для нее характерна консервация рудиментов архаичнейших явлений, порой не нашедших отражения даже в Ведах, характерно такое же отношение к гусям-лебедям.
И так же, как ведическая традиция связывает водоплавающую птицу с верховным существом — Творцом мира, так и записанная в середине XX в. в Русском Устье космогоническая легенда о сотворении земли связывает образ творца с уткой-гагарой, причем эта легенда удивительно близка к ведическому представлению об акте творения:
"Перво никто не был, ни людей, никого. Был только дух на небесах, и от этого духа основался человек, и он там жил, на небесах. Когда он посмотрел вниз, он увидел море, а на море плавающую утку-гагару". Когда этот дух-человек стал разговаривать с этим гагарой, который тоже был святым, то тот ему рассказал: "Я стал от белой пены, от морского наводнения, а ты от чего стал?" — спрашивает. На что получает ответ: "На небесах есть дух — я от того духа". Дух спросил гагару, где земля. Гагара ответил, что земля глубоко в море, и попробовал ее достать, но ему не хватило силы. Тогда дух дважды прибавил гагаре силу, и он достал на своей спине землю. Эту землю дух раздул по свету, так появились горы, суша и осталось море. Затем дух предложил гагаре строить престолы. Дух стал строить свой, а гагара — свой. Но апостолы, которые появились у них, "чтобы послать куда", сообщили духу, что престол гагары выше, чем престол духа. Дух посылал к гагаре одного за другим двух апостолов с просьбой строить престол не выше своего, но гагара не согласился. Тогда дух пошел к нему сам и стал просить гагару о том же, но гагара вновь отказал. "Я, — говорит, — землю на то поставил". Дух поспорил с гагарой и, разозлившись, сдул его престол в море, а сам гагара превратился в Сатанаила24. Мы видим в этом тексте и древнее, известное еще Ведам, представление о творении божественного начала из морской пены, появившейся or волнения (пахтания) моря, и христианские привнесения, превратившие святую птицу в Сатану. И так же, как ведическая традиция связывает гуся-лебедя-утку с музыкальным ладом, с сакральными музыкальными ритмами, так и в восточнославянской традиции гуси-лебеди тесно связаны с гуслями (часто крыловидными), с "гусляной" масленицей, с пением. Эта связь хорошо прослеживается в одной из предсвадебных песен — песен девичника, записанной в Архангельской губернии:
Вы где, гуси, были?
Вы где побывали?
Где спали, ночевали?
Мы были у княгини,
Побывали у первобрачной,
Еще что княгиня делает?
Во гусли играет,
Дары снаряжает...
У американских индейцев утка - посредник между Небом и водой.
У египтян ассоциируется с Изидой.
У евреев - символ бессмертия.
У китайцев и японцев означает супружеское счастье и верность, красоту, блаженство. Утка и селезень означают союз влюбленных, взаимное внимание, верность. Утка отождествляется со знаком инь, селезень - со знаком ян.
...Ниже Коуровской турбазы долина Чусовой, пожалуй, самая красивая. Здесь горные породы, как раскрытая книга развития земли, предстают перед взорами путешественников. Обнажения известняков, доломитов, сланцев разного цвета создают сложную палитру красок. Скалы на Чусовой называют "камнями", а наиболее опасные - "бойцами". В среднем течении их около двухсот. Камни возвышаются над водой от 10 до 115 м и тянутся по берегу от 30 м до 1,5 км, в некоторых камнях есть пещеры. Почти все они карстового происхождения, то есть образовались в результате вымывания горных пород водой. Русло реки чрезвычайно извилисто, скорость течения неравномерна.
Но нас интересует сам геоглиф. Так вот, в самом узком месте шейки «Утицы» на высокой скале расположен православный храм, посвящённый Георгию-Победоносцу. Говорят, до прихода русских местные жители устраивали на этом месте языческое капище. Под скалой, у самой воды есть несколько небольших пещер. Скорее – входов, занесённых песком. Кстати, местные жители рассказывают, что в 50-е годы они решились-таки проверить слободские легенды: говаривали, что пещера под церковью связана под землёй с другой карстовой пещерой – «Георгиевские скалы», а это километра два-три будет. Так вот запустили они как-то под скалу у храма кошку. Потом – собаку, чтобы гнала та бедную кошечку почём зря. И что вы думаете – через несколько дней кошка вышла в районе Герогиевских скал. Вот так! Собака – нет, затерялась или, видать, застряла где-то.
Ещё один аргумент в пользу того, что «Мировая Утица» - искусственный объект. Я не удивлюсь, если в скором будущем внутри «Утки» откроют полости – гигантские километровые карстовые пещеры. И возможно, в одном из этих красивейших залов спрятан древнейший палеокосмический артефакт!
Смеётесь? А зря! Помните сказку про Кощея?
Нет? Так слушайте.
Кощей – порождение Матери Сырой Земли, рождающей, как добрых, так и злых существ. "Смерть моя - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц в железном сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океяна", - рассказывает Маре Моревне, Кощей Бессмертный в одной из сказок.
"На Буяне острове сосредотачивались все творческие силы природы, как в вечно полном и неисчерпаемом источнике. Он лежал на океане, матери всех морей, из которого вышла земля. Буян потому и остров, что находится среди беспредельного океана. Как и когда создался Буян-остров, предания молчат". (А. Афанасьев. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Изд-во "Индрик", М., 1996, с. 24).
Думаю, остров «Буян» - следуя нашей традиции везде, где речь идёт об «Утице», иметь ввиду палеоконтакты с космическим разумом – скорее всего – континент Евразия. А Море-Океян – это Мировой Океан.
Дальше Афанасьев продолжает: "…дуб мокрецкий", который "ни наг, ни одет", то есть и засохший, и живой, с отпрысками, не развившийся, а ветры из "тутошнего", проявленно-тварного мира, приносят под этот дуб семена, зародыши, остающиеся "от суровости нечистой силы мороза - для новой жизни" .
Дубом могли называть Уральский хребет – древнейшее геологическое образование на территории Евразии. «Сундук» и «Заяц» - это также кодовые слова для обозначения неких координат «Мировой Утицы».
Замок мог быть, как железным, так и символическим. Во многих заговорах, например, в обряде первого выпаса скота, когда хоровод напевал магическую песню для сохранности стада от зверей и мора, в конце действа всегда упоминался замок, на который крепко запирался хороводный круг и ключ такой же символический как бы выбрасывался или поступал на хранение какому-нибудь божеству, например, Заре, духу Воды или им подобным.
Заяц, как известно, - символ плодовитости, недаром олицетворялся в образах богинь. Вспомним, что Саксонская Богиня Истер (Eostre), которая по своему значению была схожа с богиней Живой, изображалась с головой зайчихи. Заяц (позднее, кролик) во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках.
И вот наконец, доходим до самого главного. Утка (Мировая Утица) – Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо – символ жизни. Если вспомнить другие варианты и иные сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла (спица?) орудие прядения судьбоносного полотна Вселенной, которое связывает, ткёт, сшивает Богиня Макошь со своими помощницами.
Что такое «Утка» мы уже знаем. Мы также уже знаем и о том, что внутри – она действительно пустая (карстовые пещеры). Вопрос в том, где находится яйцо? И что в нём вообще?
Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях. Если зерно – это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Не правда ли, символично?! Яйца - писанки, которые дарили друг другу с пожеланием здоровья, игры с яйцами и яйчатами, непременная яичница в обрядовой еде – всё делает яйцо значимым элементом жизни и об этом можно много рассказывать, но, именно, яйцо, зарытое в землю, думается, непосредственно связано с культом Кощея.
Спорный вопрос, каким был Кощей и кто он вообще такой. Но одно ясно – энергия Вечной жизни, бессмертие Руси, залог её вечной жизни и процветания находится как раз в том месте, которое и обозначает геоглиф. Уж слишком много совпадений! Там непременно что-то есть. Какой-то древний артефакт.
Помнится, у Сен-Жармена, величайшего мистика всех времён, есть информация о том, что именно на Урале в апреле 2013 года в одной из пещер найдут «магический кристалл», который позволит России обрести контроль над всем миром и стать авторитетнейшей мировой державой.
Может быть, это время не за горами?
В любом случае, место это сказочное, святое. И тем горше, что в последнее время многие наши горе-олигархи захотели вдруг этой землицы в свой карман спрятать. Приезжают - торгуются. Кемпинги и страну аттракционов им подавай тут. А местный житель – всё сплошь пенсионеры, да дачники. Как могут, конечно, отбиваются, но без помощи государства им с «предпринимателями» никак не совладать.
Уникальнейшее место в излучине Чусовой под Первоуральском необходимо объявить «государственным историко-культурным заповедником», а уже потом приступить к полномасштабному исследованию этих красивейших и сказочных мест земли уральской с помощью учёных и других исследователей.
Часть вторая
Левый приток Камы - Чусовая - одна из крупных и красивейших рек Урала. Свое название она получила от искаженного пермяцкого "чусва" - "быстрая вода".
Лето на Чусовой - незабываемо. Почти на каждом километре путешественника ждут удивительные места: быстрый перекат, тихая заводь, два-три протока меж островов, плес... и везде, на всем пути по берегам, как стражи, стоят гигантские скалы.
Вот именно эти скалы меня, ещё трёхлетнего ребёнка, впервые увидевшего их, и бесконечно пленили своей незабываемой красотой.
Чусовая - единственная река, перерезавшая поперек Уральский хребет с востока на запад. Это не могут объяснить современные географы. Сколько бы я их не спрашивал – ничего вразумительного. По всем правилам – река должна течь на восток, к Тоболу и Оби – в Северный ледовитый океан. Но нет. Наперекор всем законам природы Чусовая течёт в Каму, Волгу и Каспийское море.
Этот факт долгое время меня обескураживал. Но теперь я могу сказать – я знаю причину такого странного поведения красивейшей реки Урала. (Но об этом – чуть позже)
Длина Чусовой - 700 км, площадь бассейна 47 600 кв. км. Протекает она по территории трех областей: Челябинской, Свердловской и Пермской, Начало берет из озера Сурны в Челябинской области, в среднем течении дважды переходит из Свердловской области в Пермскую и заканчивает свой путь в районе города Перми - в Камском море.
14 сентября 1972 года у истока Чусовой поставлен обелиск с надписью: "Здесь начинается река Чусовая".
Теперь – о самом главном.
Геоглиф — это искусственно нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Существуют два способа создания геоглифов — путём снятия верхнего слоя почвы по периметру узора либо, наоборот, насыпания щебня там, где должна пройти линия узора. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха (наиболее известный пример — геоглифы Наски). К использованию геоглифов в художественных целях прибегают и скульпторы наших дней.
В России известен на данный момент геоглиф «Лось» в национальном парке «Зюраткуль» Челябинской области.
Да, разглядывая спутниковые карты, выложенные в Интернете, можно обнаружить настоящие сенсации, запечатлённые на поверхности Земли. Возможно многим из них – более тысяч и десятков тысяч лет. В настоящее время известно, что существует даже целое сообщество, которое ищет затонувшие корабли по снимкам из космоса. Оказалось, что изображения Челябинской области тоже могут принести интересные открытия. Не так давно южноуралец Александр Шестаков, разглядывая родные места, в районе Сатки заметил загадочные светлые линии вдоль тропы на хребет Зюраткуль.
Рассказывает Шестаков. В 1989 году я с другом был в походе на Зюраткуль. У подножия горы на поляне я увидел, что трава в некоторых местах растет неравномерно, создавая тропинки то вверх то вниз. Несколько лет назад я вновь оказался там, долго ходил по тропинкам, пытаясь понять, кто сделал этот лабиринт. А потом, благодаря программе Google Земля, разгадал загадку. Это был рисунок на склоне горы в виде лося. Ученые такие рисунки называют геоглифы (нанесенные на землю узоры, которые создаются двумя способами: путем снятия верхнего слоя почвы по периметру узора, либо наоборот, подсыпая щебня там, где должна пройти линия). Аналогичные рисунки — в пустыне Наска или в Англии на меловых холмах.
Да, вот так просто делаются открытия. Просто? Нет. Это занятие – для пытливых умов. Сотни человек пройдут мимо. Десять – заинтересуется. И только один достучится до Истины.
Итак, с детского возраста я исходил вдоль и поперёк излучину Чусовой в районе деревни Слобода. Дело в том, что сама деревня стоит сразу на двух берегах. На правом – красуется храм во имя Георгия Победоносца. На левом – магазин, остановка автобуса и прочая «цивилизация». Вот и приходилось по «висячему мосту» переходить реку почти ежедневно.
Сказать, что изгибы Чусовой в районе Слободы и Коуровской турбазы меня удивляли – значит, ничего не сказать. Это было фантастично, немыслимо! Как река может делать такие повороты почти на 180 градусов за какие-то десятки и сотни метров?!
У меня не было ответа на этот детский вопрос. И вот совсем недавно, просматривая карты Google, я нашёл ответ.
ИЗЛУЧИНА ЧУСОВОЙ В РАЙОНЕ Д. СЛОБОДА – ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ! МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ПЕРВОНАЧАЛЬНО НЕВЕДОМЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ ПРОЧЕРТИЛИ НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ НЕКИЙ ГЕОГЛИФ, Я НАЗЫВАЮ ЕГО «МИРОВАЯ УТИЦА». И ЭТО БЫЛО ОЧЕНЬ ДАВНО. МОЖЕТ БЫТЬ, СОТНИ ТЫСЯЧ, ЕСЛИ НЕ МИЛЛИОНЫ ЛЕТ НАЗАД, А УЖЕ ПОТОМ – НА ЭТО УНИКАЛЬНОЕ МЕСТО ПРИШЛИ ВОДЫ КРАСИВЕЙШЕЙ РЕКИ.
Ведь хорошо известно: реки часто меняют своё русло. Так много раз бывало с Нилом, Хуан-Хэ и нашей Волгой-Ра.
Теперь самое время обратиться к Теории Палеоконтактов.
Наска (исп. Nazca) — это пустынное плато и литосферная плита на южном побережье Перув Южной Америке. Также это название применяется к своеобразной археологической культуре, расцвет которой пришёлся на промежуток между 300 г. до н.э и 800 г. н. э. Именно представители этой цивилизации создали знаменитые линии Наска, церемониальный город Кауачи и впечатляющую систему подземных акведуков, которые функционируют и по сей день.
Линии Наски — это группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. Среди представленных изображений — прямые линии, треугольники, спирали, птица, обезьяна, паук и цветы. Поскольку достигают нескольких сотен метров в длину, с земли распознать затруднительно. В наше время, официально были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. В 1994 г. внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1553 году Сьеса де Леон первым сообщил о геоглифах Наски: «По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идет прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь.» Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолете американский археолог Пол Косок. Огромный вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.
Геоглиф «Мировая Утица» в Свердловской области под Первоуральском достигает в размерах несколько километров, а если взять в расчёт размах «крыльев Утицы» - более десяти километров. Таким образом, - это уникальное изображение не только в России, но и на всей территории Земли. И, пожалуй, может конкурировать с известными египетскими пирамидами и сфинксом на плато в Гизе.
Но вернёмся к Южной Америке. Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли многие геоглифы разглядеть невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий. Относительно времени создания линий учёные сходятся — до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.
Ведущая исследовательница геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Именно она, посвятившая изучению линий Наска почти половину века, предположила, что линии могут являться самым большим в мире астрономическим календарём. Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI—I в. до н. э. К этому же периоду относятся и остатки поселений культуры наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.
«Слободинская Утица» создавалась, по-видимому. С применением самых технологичных средств и уж, конечно, не нашими далёкими предками. Гипс – осадочная порода из которой выложены почти все скалы Чусовой, хрупкий материал, но масштабность всего объекта (десятки километров) и его глубина – десятки метров, не позволяет говорить о том, что его выдалбливали первобытные люди с помощью, например, топора и зубила. Я предполагаю, что это могло быть сделано с большой высоты с помощью лазерного оружия. Но кто это мог сделать тысячи и тысячи лет назад? Вопрос вопросов.
В популярной литературе можно встретить размышления о том, что полосы в пустыне Наска предназначены для посадки инопланетных космических кораблей, ведь до начала XX века человечество было не способно к полётам. Однако, при этом остаётся необъяснённым, зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвёздных пространств, вообще нужны взлётно-посадочные полосы и примитивные визуальные ориентиры. И пока нет никаких свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлёта или посадок летательных аппаратов.
Мне кажется, геоглифы, оставленные на Земле неведомыми космическими силами могли выполнять роль неких маяков, особых мест и не только связанных с посадкой или взлётом космических кораблей. Это могли быть «места силы», крупнейшие разломы в земной коре. Это могли быть своеобразные памятники погибшим кораблям. Или гигантские иконы, посвящённые неведомым нам галактическим богам. Есть также мысль о том, что в подобного рода местах находятся некие захоронения, схроны космических кораблей или даже центры управления планетарными процессами.
Опять вернёмся к пустыне Наска и её геоглифам. Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным выводом из этого является то, что роспись пустыни выполнялась в два приёма. Причём приходится признать, что ранняя фаза была более совершенной, чем последующая. Выполнение зооморфных фигур требовало несравненно более высокого умения и искусства, чем прорезание прямых линий.
«Колибри» в долине Наска имеет длину 50 метров, паук — 46, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Самое удивительное, - почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Но истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта.
Археологи считают, что именно на берегах реки Чусовой обнаружены наиболее древние следы жизни человека на Урале.
Первое упоминание Чусовой в русских летописях относится к 1396 году. Тогда ее берега заселяли мансийские племена. Первое русское поселение на Чусовой - Нижнечусовские Городки - появилось в 1568 году. С 1579 года гарнизон Нижнечусовских Городков состоял из казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Именно отсюда и начался в сентябре 1581 года поход дружины Ермака в Сибирь.
Вверх по Чусовой дружина поднималась до реки Серебрянки, проникла в ее верховья, а затем переправилась в бассейн реки Тагил. После разгрома Ермаком сибирского хана Кучума Чусовая стала активно заселяться русскими людьми. Но особенно ожили берега Чусовой в XVIII веке, когда на Урале выросли крупные металлургические заводы. Чусовая стала главной транспортной магистралью, по которой с Урала в Европейскую Россию сплавляли на коломенках металл и другую продукцию.
«Мировую утицу» невозможно разглядеть с близлежащих гор также. Я много раз это делал. Ничего. Даже контуры не угадываются. С высоты птичьего полёта – тоже большие сомнения, вряд ли. Скорее всего – её можно хорошо различить только с высоты полёта современного самолёта. Однако меня обескуражил следующий вопрос: Почему небольшая речка, впадающая в Чусовую в районе излучины, образующей геоглиф, (на рисунке это видно в районе «клюва») имеет название «Утка»?
КАК МОГЛИ НАШИ ПРЕДКИ (ЕСТЬ МНЕНИЕ, ЧТО «УТКОЙ» РЕЧУШКУ НАЗВАЛИ ЕЩЁ ДО ПРИХОДА СЮДА РУССКИХ) ВИДЕТЬ ЭТОТ ГЕОГЛИФ С ВЫСОТЫ ПОЛЁТА САМОЛЁТА – ВЕДЬ САМОЛЁТОВ ТОГДА НЕ БЫЛО?!
Значит, это самоназвание пришло к людям через мифы и легенды.
Марийцы говорят, что утка — родительница мира. Именно она стала женой великого бога грома Укко и снесла огромное яйцо — землю. Когда невесту в свадебной песне величают утицей, ей воздают славу как существу, которому предстоит участвовать в великом деле воспроизводства рода. Кстати, во многих русских песнях слово "утушка” вытеснило традиционное "лебедушка”. Утиные движения присутствуют и в марийском танце.
У финских народов их покровителем была уточка. Утку объявили священной и народы, проживающие на восточных склонах Урала. Гуся — угорские остяки. У киргизов гагара — бедная мать, отчаявшаяся найти своего погибшего сына. По греческим мифам, утки спасли будущую жену Одиссея — Пенелопу, не дав ей утонуть.
У мари и по сей день сохраняется культ птиц. Они поклоняются утке — родительнице мира. Считается, что утки, летевшие на отмель, спасли мари во время потопа — повели за собой. Образ утки запечатлен в фольклоре (даже в русском — на исконно марийских территориях), в предметах материальной культуры. Сохранялись места обитания уток. Поклонение уткам, охрана их — это поклонение творческим силам природы.
В китайской мифологии Бииняо — чудесная птица, которая заключала в себе сущность двух уток, у каждой из которых было по одному крылу (красное и зеленое). неразлучность их тел символизировала счастливое супружество.
В древних славянских мифах говорится, что мир породила утка. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть Бог) и черного гоголя — сатаны.
Есть латышская легенда о происхождении гоголя. Девушку полюбил ее собственный брат и хотел на ней жениться. Родители были согласны, но девушка не могла и не хотела выходить замуж за брата. Она отправилась на берег озера, разделась, сложив одежду на маленький черный шелковый платок, и прыгнула в воду. Но Бог не дал ей утонуть, превратив в гоголя (утицу).
Поклонение священному гусю-лебедю и утке, сложившееся в глубочайшей индоевропейской древности, отразилось в гимнах Ригведы и Авесты, ассоциирующих гуся-лебедя и бога-творца, гуся-лебедя и Вселенную, гуся-лебедя и свет, разум, душу, гуся-лебедя и определенный музыкальный лад — ритм Вселенной. Но и для восточнославянской фольклорной традиции, исследователи которой неоднократно отмечали, что для нее характерна консервация рудиментов архаичнейших явлений, порой не нашедших отражения даже в Ведах, характерно такое же отношение к гусям-лебедям.
И так же, как ведическая традиция связывает водоплавающую птицу с верховным существом — Творцом мира, так и записанная в середине XX в. в Русском Устье космогоническая легенда о сотворении земли связывает образ творца с уткой-гагарой, причем эта легенда удивительно близка к ведическому представлению об акте творения:
"Перво никто не был, ни людей, никого. Был только дух на небесах, и от этого духа основался человек, и он там жил, на небесах. Когда он посмотрел вниз, он увидел море, а на море плавающую утку-гагару". Когда этот дух-человек стал разговаривать с этим гагарой, который тоже был святым, то тот ему рассказал: "Я стал от белой пены, от морского наводнения, а ты от чего стал?" — спрашивает. На что получает ответ: "На небесах есть дух — я от того духа". Дух спросил гагару, где земля. Гагара ответил, что земля глубоко в море, и попробовал ее достать, но ему не хватило силы. Тогда дух дважды прибавил гагаре силу, и он достал на своей спине землю. Эту землю дух раздул по свету, так появились горы, суша и осталось море. Затем дух предложил гагаре строить престолы. Дух стал строить свой, а гагара — свой. Но апостолы, которые появились у них, "чтобы послать куда", сообщили духу, что престол гагары выше, чем престол духа. Дух посылал к гагаре одного за другим двух апостолов с просьбой строить престол не выше своего, но гагара не согласился. Тогда дух пошел к нему сам и стал просить гагару о том же, но гагара вновь отказал. "Я, — говорит, — землю на то поставил". Дух поспорил с гагарой и, разозлившись, сдул его престол в море, а сам гагара превратился в Сатанаила24. Мы видим в этом тексте и древнее, известное еще Ведам, представление о творении божественного начала из морской пены, появившейся or волнения (пахтания) моря, и христианские привнесения, превратившие святую птицу в Сатану. И так же, как ведическая традиция связывает гуся-лебедя-утку с музыкальным ладом, с сакральными музыкальными ритмами, так и в восточнославянской традиции гуси-лебеди тесно связаны с гуслями (часто крыловидными), с "гусляной" масленицей, с пением. Эта связь хорошо прослеживается в одной из предсвадебных песен — песен девичника, записанной в Архангельской губернии:
Вы где, гуси, были?
Вы где побывали?
Где спали, ночевали?
Мы были у княгини,
Побывали у первобрачной,
Еще что княгиня делает?
Во гусли играет,
Дары снаряжает...
У американских индейцев утка - посредник между Небом и водой.
У египтян ассоциируется с Изидой.
У евреев - символ бессмертия.
У китайцев и японцев означает супружеское счастье и верность, красоту, блаженство. Утка и селезень означают союз влюбленных, взаимное внимание, верность. Утка отождествляется со знаком инь, селезень - со знаком ян.
...Ниже Коуровской турбазы долина Чусовой, пожалуй, самая красивая. Здесь горные породы, как раскрытая книга развития земли, предстают перед взорами путешественников. Обнажения известняков, доломитов, сланцев разного цвета создают сложную палитру красок. Скалы на Чусовой называют "камнями", а наиболее опасные - "бойцами". В среднем течении их около двухсот. Камни возвышаются над водой от 10 до 115 м и тянутся по берегу от 30 м до 1,5 км, в некоторых камнях есть пещеры. Почти все они карстового происхождения, то есть образовались в результате вымывания горных пород водой. Русло реки чрезвычайно извилисто, скорость течения неравномерна.
Но нас интересует сам геоглиф. Так вот, в самом узком месте шейки «Утицы» на высокой скале расположен православный храм, посвящённый Георгию-Победоносцу. Говорят, до прихода русских местные жители устраивали на этом месте языческое капище. Под скалой, у самой воды есть несколько небольших пещер. Скорее – входов, занесённых песком. Кстати, местные жители рассказывают, что в 50-е годы они решились-таки проверить слободские легенды: говаривали, что пещера под церковью связана под землёй с другой карстовой пещерой – «Георгиевские скалы», а это километра два-три будет. Так вот запустили они как-то под скалу у храма кошку. Потом – собаку, чтобы гнала та бедную кошечку почём зря. И что вы думаете – через несколько дней кошка вышла в районе Герогиевских скал. Вот так! Собака – нет, затерялась или, видать, застряла где-то.
Ещё один аргумент в пользу того, что «Мировая Утица» - искусственный объект. Я не удивлюсь, если в скором будущем внутри «Утки» откроют полости – гигантские километровые карстовые пещеры. И возможно, в одном из этих красивейших залов спрятан древнейший палеокосмический артефакт!
Смеётесь? А зря! Помните сказку про Кощея?
Нет? Так слушайте.
Кощей – порождение Матери Сырой Земли, рождающей, как добрых, так и злых существ. "Смерть моя - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц в железном сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океяна", - рассказывает Маре Моревне, Кощей Бессмертный в одной из сказок.
"На Буяне острове сосредотачивались все творческие силы природы, как в вечно полном и неисчерпаемом источнике. Он лежал на океане, матери всех морей, из которого вышла земля. Буян потому и остров, что находится среди беспредельного океана. Как и когда создался Буян-остров, предания молчат". (А. Афанасьев. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Изд-во "Индрик", М., 1996, с. 24).
Думаю, остров «Буян» - следуя нашей традиции везде, где речь идёт об «Утице», иметь ввиду палеоконтакты с космическим разумом – скорее всего – континент Евразия. А Море-Океян – это Мировой Океан.
Дальше Афанасьев продолжает: "…дуб мокрецкий", который "ни наг, ни одет", то есть и засохший, и живой, с отпрысками, не развившийся, а ветры из "тутошнего", проявленно-тварного мира, приносят под этот дуб семена, зародыши, остающиеся "от суровости нечистой силы мороза - для новой жизни" .
Дубом могли называть Уральский хребет – древнейшее геологическое образование на территории Евразии. «Сундук» и «Заяц» - это также кодовые слова для обозначения неких координат «Мировой Утицы».
Замок мог быть, как железным, так и символическим. Во многих заговорах, например, в обряде первого выпаса скота, когда хоровод напевал магическую песню для сохранности стада от зверей и мора, в конце действа всегда упоминался замок, на который крепко запирался хороводный круг и ключ такой же символический как бы выбрасывался или поступал на хранение какому-нибудь божеству, например, Заре, духу Воды или им подобным.
Заяц, как известно, - символ плодовитости, недаром олицетворялся в образах богинь. Вспомним, что Саксонская Богиня Истер (Eostre), которая по своему значению была схожа с богиней Живой, изображалась с головой зайчихи. Заяц (позднее, кролик) во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках.
И вот наконец, доходим до самого главного. Утка (Мировая Утица) – Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо – символ жизни. Если вспомнить другие варианты и иные сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла (спица?) орудие прядения судьбоносного полотна Вселенной, которое связывает, ткёт, сшивает Богиня Макошь со своими помощницами.
Что такое «Утка» мы уже знаем. Мы также уже знаем и о том, что внутри – она действительно пустая (карстовые пещеры). Вопрос в том, где находится яйцо? И что в нём вообще?
Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях. Если зерно – это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Не правда ли, символично?! Яйца - писанки, которые дарили друг другу с пожеланием здоровья, игры с яйцами и яйчатами, непременная яичница в обрядовой еде – всё делает яйцо значимым элементом жизни и об этом можно много рассказывать, но, именно, яйцо, зарытое в землю, думается, непосредственно связано с культом Кощея.
Спорный вопрос, каким был Кощей и кто он вообще такой. Но одно ясно – энергия Вечной жизни, бессмертие Руси, залог её вечной жизни и процветания находится как раз в том месте, которое и обозначает геоглиф. Уж слишком много совпадений! Там непременно что-то есть. Какой-то древний артефакт.
Помнится, у Сен-Жармена, величайшего мистика всех времён, есть информация о том, что именно на Урале в апреле 2013 года в одной из пещер найдут «магический кристалл», который позволит России обрести контроль над всем миром и стать авторитетнейшей мировой державой.
Может быть, это время не за горами?
В любом случае, место это сказочное, святое. И тем горше, что в последнее время многие наши горе-олигархи захотели вдруг этой землицы в свой карман спрятать. Приезжают - торгуются. Кемпинги и страну аттракционов им подавай тут. А местный житель – всё сплошь пенсионеры, да дачники. Как могут, конечно, отбиваются, но без помощи государства им с «предпринимателями» никак не совладать.
Уникальнейшее место в излучине Чусовой под Первоуральском необходимо объявить «государственным историко-культурным заповедником», а уже потом приступить к полномасштабному исследованию этих красивейших и сказочных мест земли уральской с помощью учёных и других исследователей.
Часть вторая
 
Источник: http://vasilisk-967.livejournal.com/