Вход / Регистрация
21.11.2024, 23:55
Мумии: нетронутые тленом
Мумия - особым образом «законсервированное» тело умершего человека, которое не подвергается процессу разложения. По верованиям древних египтян, душа после смерти должна иногда возвращаться в своё тело, и вот именно для того, чтобы оно оставалось нетленным, его бальзамировали. Органы и прочие внутренности помещали в запечатанные сосуды, наполненные особой жидкостью.
Не стоит думать, что мумифицировали в Египте всех подряд - процедура бальзамирования была весьма дорогостоящей, и требовала немалых капиталовложений. Поэтому этой чести удостаивались лишь жрецы и фараоны. Относительно простолюдинов вопросов не возникало: души у них нет, и возвращаться им в тело не приходиться. Поэтому мумии из непривилегированного населения стали изготавливаться гораздо позже.
Но мумии в Египте изготавливались после смерти, причём секрет «консервантов» хранился в строгой тайне. В Японии же существовала особая практика «прижизненного» мумифицирования, которую испытывали на себе участники одной из сект буддизма под названием шиньон. Основным аспектом направления этой веры было достижение состояния просвещения путём физических самоистязаний.
Ямагата - префектура Северной Японии, где были найдены несколько десятков мумий монахов, которых называют Сокушинбутсу. Тысячу лет назад один буддистский священник ввёл ужасную практику, которая, тем не менее, нашла (и ещё находит) многочисленных последователей, хотя и находиться под запретом властей.
Чтобы после смерти превратиться в мумию, на протяжении 1000 дней человек питается орехами и семенами, чтобы убрать жировые отложения. В последующие 1000 дней его рацион составляли коренья, кора деревьев и ядовитый чай из дерева Уруши, который вызывает рвоту. Обезвоживание организма приводило к тому, что из тела удалялись излишки воды, а пропитанные ядом Уруши ткани не могли быть съедены личинками. Чувствуя приближение конца, монах садился в позу лотоса в некое подобие каменного склепа, откуда выходила одна лишь трубка для поступления воздуха. Каждый день монах звонил в звонок, чтобы окружающие знали, что он ещё жив. Когда же в один день сигнала не поступало - трубку вытаскивали, а отверстие замуровывали.
По истечении 1000 дней монахи смотрели на состояние тела умершего. Если процесс мумифицирования происходил успешно – то мумию ставили в храме у всех на виду - для всеобщего обозрения. Однако всё же в большинстве случаев усилия истязавших себя таким образом монахов не оправдывали надежд - тела подвергались обычному разложению.
Но чаще всё-таки люди предпочитали приготовить мумию после смерти человека. Искусство изготовления мумий пользовалось популярностью среди многих народов, и «рецепт», по которому тело умершего человека оставалось нетленным, был довольно сложным. Но в природе существуют естественные материалы, которые являются великолепным консервантом, и одним из таких материалов является обыкновенный торф.
Первая «торфяная мумия» была обнаружена в 1971 году, а в настоящее время миру известно о 700 подобных случаев. И в то же время «болотные люди» заинтересовали общественность только в 50-х годах прошлого века.
Произошло это в Дании весной 1950 года, когда местные жители обнаружили на болоте останки человека. Люди вызвали полицию, поскольку посчитали, что тело принадлежит пропавшему в этой местности подростку. Однако результаты тщательного исследования ошеломили специалистов: оказалось, что найденной мумии более 2000 лет, и тем более было удивительно то, что время почти не изменило внешность погибшего, которому дали прозвище «Человек из Толлунда».
Специалисты установили, что погибшему мужчине около 30 лет, и его жизнь оборвалась весной, поскольку в лёгких обнаружили пыльцу растений. «Человек из Толлунда» умер не сам - его убили путём повешения. Затем тело человека с петлёй на шее аккуратно поместили в заблаговременно приготовленную торфяную яму. Провинился ли он чем-либо, либо стал жертвой особого обряда – узнать это уже не дано, но в желудке погибшего были найдены остатки зерновой каши из смеси зёрен дикого овса, ячменя, льняного семени и ряда других растений.
Решив испробовать на себе вкус этой пищи, археологи создали подобие этого блюда. Как оказалось, приготовленная еда была крайне невкусной, и скорее всего, это было магическое блюдо перед ритуалом жертвоприношения. Тем более, что многих компонентов из обнаруженных в желудке злаков поблизости не произрастало, и привозить их приходилось издалека. Не исключено, что в последнюю трапезу «Человеку из Толлунда» добавили также и галлюциногены.
По наиболее достоверной версии, мужчину принесли в жертву богине с именем «мать-земля Нерта». Церемония чествования этой богини завершалась «омовением божества в озере», и выполнять это должны были рабы, которым уже не дано было выйти из озера, поскольку глаза их видели таинство, которое не подлежало разглашению.
Опять же на датских болотах была найдена мумия, но уже принадлежавшая женщине. Историкам удалось установить, что возраст «находки» составляет около 900 лет, и, судя по всему, останки принадлежали жене одного из местных правителей, который, как рассказали хроники архивов, за какую-то провинность приказал утопить супругу в болоте.
Мумию другой женщины, жившей несколько тысяч лет назад на Алтае, нашли в 1993 году на высокогорном плато Укок, благодаря чему она получила имя «принцесса Укока». Добраться до места захоронения «принцессы» не так - то просто, и по верованиям местных жителей, именно здесь, у гор Табын-Богдо-Ола, открывается «второй небесный слой».
Могила для женщины была серьёзно защищена от возможных посягательств - последний приют для усопшей выдолбили в вечной мерзлоте и к тому же обложили кусками льда - для лучшей сохранности. Алтайцы уверены, что это могила их прародительницы Кыдым, женщины – воина, обладавшей магической силой.
Учёные исследовавшие ДНК мумии были крайне удивлены - «принцесса» не относилась к монголоидной расе, а скорее всего, была европейской внешности, возможно, из племени скифов. Предметы роскоши, найденные в погребении, свидетельствовали об обожествлении этой женщины при жизни. Так, мумия была закутана в нежнейший шёлк, (нетипичный для Алтая материал), в руках у неё была палочка - мешалка, сделанная из лиственницы (знак принадлежности к высшим силам), а голову украшал дорогой головной убор, содержащий магические элементы.
Когда было найдено это захоронение, «принцессу Укока» было решено доставить в Новосибирск, в институт археологии, что и было сделано. Однако решение вызвало бурю протеста среди алтайцев, к тому же шаманы пригрозили, что если мумию к 2014 году не вернут обратно, то в России могут произойти серьёзные неприятности.
Как бы то ни было, но самолёту, перевозившему мумию, пришлось выполнить вынужденную посадку, а позже в Республике произошло сильное землетрясение, которое ранее наблюдалось периодичностью один раз на 150 лет. Возможно, это было лишь совпадение. Тем не менее, в прошлом году, спустя почти 20 лет «Принцессу Укока» вернули на родной Алтай. Так что есть основание думать, что теперь мрачные предсказания шаманов не сбудутся
"Земля Хроники Жизни", Вторник, 12.02.2013
Не стоит думать, что мумифицировали в Египте всех подряд - процедура бальзамирования была весьма дорогостоящей, и требовала немалых капиталовложений. Поэтому этой чести удостаивались лишь жрецы и фараоны. Относительно простолюдинов вопросов не возникало: души у них нет, и возвращаться им в тело не приходиться. Поэтому мумии из непривилегированного населения стали изготавливаться гораздо позже.
Но мумии в Египте изготавливались после смерти, причём секрет «консервантов» хранился в строгой тайне. В Японии же существовала особая практика «прижизненного» мумифицирования, которую испытывали на себе участники одной из сект буддизма под названием шиньон. Основным аспектом направления этой веры было достижение состояния просвещения путём физических самоистязаний.
Ямагата - префектура Северной Японии, где были найдены несколько десятков мумий монахов, которых называют Сокушинбутсу. Тысячу лет назад один буддистский священник ввёл ужасную практику, которая, тем не менее, нашла (и ещё находит) многочисленных последователей, хотя и находиться под запретом властей.
Чтобы после смерти превратиться в мумию, на протяжении 1000 дней человек питается орехами и семенами, чтобы убрать жировые отложения. В последующие 1000 дней его рацион составляли коренья, кора деревьев и ядовитый чай из дерева Уруши, который вызывает рвоту. Обезвоживание организма приводило к тому, что из тела удалялись излишки воды, а пропитанные ядом Уруши ткани не могли быть съедены личинками. Чувствуя приближение конца, монах садился в позу лотоса в некое подобие каменного склепа, откуда выходила одна лишь трубка для поступления воздуха. Каждый день монах звонил в звонок, чтобы окружающие знали, что он ещё жив. Когда же в один день сигнала не поступало - трубку вытаскивали, а отверстие замуровывали.
По истечении 1000 дней монахи смотрели на состояние тела умершего. Если процесс мумифицирования происходил успешно – то мумию ставили в храме у всех на виду - для всеобщего обозрения. Однако всё же в большинстве случаев усилия истязавших себя таким образом монахов не оправдывали надежд - тела подвергались обычному разложению.
Но чаще всё-таки люди предпочитали приготовить мумию после смерти человека. Искусство изготовления мумий пользовалось популярностью среди многих народов, и «рецепт», по которому тело умершего человека оставалось нетленным, был довольно сложным. Но в природе существуют естественные материалы, которые являются великолепным консервантом, и одним из таких материалов является обыкновенный торф.
Первая «торфяная мумия» была обнаружена в 1971 году, а в настоящее время миру известно о 700 подобных случаев. И в то же время «болотные люди» заинтересовали общественность только в 50-х годах прошлого века.
Произошло это в Дании весной 1950 года, когда местные жители обнаружили на болоте останки человека. Люди вызвали полицию, поскольку посчитали, что тело принадлежит пропавшему в этой местности подростку. Однако результаты тщательного исследования ошеломили специалистов: оказалось, что найденной мумии более 2000 лет, и тем более было удивительно то, что время почти не изменило внешность погибшего, которому дали прозвище «Человек из Толлунда».
Специалисты установили, что погибшему мужчине около 30 лет, и его жизнь оборвалась весной, поскольку в лёгких обнаружили пыльцу растений. «Человек из Толлунда» умер не сам - его убили путём повешения. Затем тело человека с петлёй на шее аккуратно поместили в заблаговременно приготовленную торфяную яму. Провинился ли он чем-либо, либо стал жертвой особого обряда – узнать это уже не дано, но в желудке погибшего были найдены остатки зерновой каши из смеси зёрен дикого овса, ячменя, льняного семени и ряда других растений.
Решив испробовать на себе вкус этой пищи, археологи создали подобие этого блюда. Как оказалось, приготовленная еда была крайне невкусной, и скорее всего, это было магическое блюдо перед ритуалом жертвоприношения. Тем более, что многих компонентов из обнаруженных в желудке злаков поблизости не произрастало, и привозить их приходилось издалека. Не исключено, что в последнюю трапезу «Человеку из Толлунда» добавили также и галлюциногены.
По наиболее достоверной версии, мужчину принесли в жертву богине с именем «мать-земля Нерта». Церемония чествования этой богини завершалась «омовением божества в озере», и выполнять это должны были рабы, которым уже не дано было выйти из озера, поскольку глаза их видели таинство, которое не подлежало разглашению.
Опять же на датских болотах была найдена мумия, но уже принадлежавшая женщине. Историкам удалось установить, что возраст «находки» составляет около 900 лет, и, судя по всему, останки принадлежали жене одного из местных правителей, который, как рассказали хроники архивов, за какую-то провинность приказал утопить супругу в болоте.
Мумию другой женщины, жившей несколько тысяч лет назад на Алтае, нашли в 1993 году на высокогорном плато Укок, благодаря чему она получила имя «принцесса Укока». Добраться до места захоронения «принцессы» не так - то просто, и по верованиям местных жителей, именно здесь, у гор Табын-Богдо-Ола, открывается «второй небесный слой».
Могила для женщины была серьёзно защищена от возможных посягательств - последний приют для усопшей выдолбили в вечной мерзлоте и к тому же обложили кусками льда - для лучшей сохранности. Алтайцы уверены, что это могила их прародительницы Кыдым, женщины – воина, обладавшей магической силой.
Учёные исследовавшие ДНК мумии были крайне удивлены - «принцесса» не относилась к монголоидной расе, а скорее всего, была европейской внешности, возможно, из племени скифов. Предметы роскоши, найденные в погребении, свидетельствовали об обожествлении этой женщины при жизни. Так, мумия была закутана в нежнейший шёлк, (нетипичный для Алтая материал), в руках у неё была палочка - мешалка, сделанная из лиственницы (знак принадлежности к высшим силам), а голову украшал дорогой головной убор, содержащий магические элементы.
Когда было найдено это захоронение, «принцессу Укока» было решено доставить в Новосибирск, в институт археологии, что и было сделано. Однако решение вызвало бурю протеста среди алтайцев, к тому же шаманы пригрозили, что если мумию к 2014 году не вернут обратно, то в России могут произойти серьёзные неприятности.
Как бы то ни было, но самолёту, перевозившему мумию, пришлось выполнить вынужденную посадку, а позже в Республике произошло сильное землетрясение, которое ранее наблюдалось периодичностью один раз на 150 лет. Возможно, это было лишь совпадение. Тем не менее, в прошлом году, спустя почти 20 лет «Принцессу Укока» вернули на родной Алтай. Так что есть основание думать, что теперь мрачные предсказания шаманов не сбудутся
"Земля Хроники Жизни", Вторник, 12.02.2013