/ Новости сайта / Природные катаклизмы / Мировая температура близка к постледниковому пику
11.03.2013

Мировая температура близка к постледниковому пику

Оценка: 5.0    1420 0 Природные катаклизмы
Планету ждёт самый жаркий период за всё время после окончания ледникового периода. Среднемировая температура, как свидетельствует новое исследование, сейчас выше, чем на протяжении примерно 75% последних 11 300 лет. И если верить климатическим моделям, то к концу этого века температура будет самой высокой за всё время с окончания последнего ледникового периода.

Температура планеты по данным инфракрасного датчика спутника Aqua (изображение AIRS Science Team, NASA / JPL).

Инструментальные климатические наблюдения начались лишь в конце XIX века. О том, что было раньше, учёные пытаются узнать по кольцам деревьев и изотопным соотношениям в пещерных минеральных образованиях. Но каждый из таких «архивов» способен рассказать только о региональной температуре, к тому же в ограниченном временном промежутке.

Поэтому Шон Маркотт из Университета штата Орегон (США) и его коллеги взялись произвести реконструкцию, объединив данные, собранные несколькими группами. В число 73 накладывающихся друг на друга «летописей» вошли также результаты анализа донных отложений и кернов льда из Антарктиды и Гренландии. Каждая из этих «хроник» охватывает по крайней мере 6 500 лет и каждая включает тысячелетний этап, начинающийся в середине постледникового периода — около 3550 года до н. э.

Порой исследователи определяли температуру по соотношению ионов магния и кальция в оболочках микроскопических существ, опустившихся после смерти на дно океана. Иногда они измеряли длину цепи органических молекул — алкенонов — в осадке.

Выяснилось, что после ледникового периода среднемировая температура поднималась, пока не достигла плато в промежутке между 7550 и 3550 годами до н. э. Затем началась долгосрочная тенденция к охлаждению, достигшая минимума в период с 1450 по 1850 год. С той поры температура растёт очень быстро: с первого десятилетия XX века по настоящее время она поднялась почти с самой нижней точки постледникового периода едва ли не до самой верхней.

Этот результат практически идентичен тому, что был получен в предыдущем исследовании.

До середины XIX века температура определялась природными факторами — например, изменением наклона земной оси. Но в последние полтора столетия она соответствует изменениям промышленных выбросов парниковых газов.

К концу XXI века, независимо от будущих выбросов, температура, судя по прогнозу Межправительственной группы экспертов по изменению климата, достигнет максимума постледникового периода.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Подготовлено по материалам Nature News.