Вход / Регистрация
02.11.2024, 23:08
Озона в самолётах больше, чем думали ученые
Планирование высотности полётов на основе среднегодовых данных по наличию озона на той или иной высоте неадекватно, уверены американские исследователи.
Сиима Бангар (Seema Bhangar) и Уильям В. Назарофф William W. Nazaroff из Калифорнийского университета в Беркли
(США) провели исследование, согласно которому общие представления о
методах избежания озона пассажирским авиалайнерами не вполне адекватны.
Правила Федерального управления гражданской авиации США
строги: воздух в самолёте если и может иметь озон, то не больше 0,25
части на миллион, а для трёхчасового периода — не более 0,1 части на
миллион. Причины понятны: озон вызывает трудности с дыханием, головную
боль или даже преждевременную смерть.
Особенно опасной интоксикация озоном может быть при длительных перелётах через Атлантику, часто растягивающихся на 12 часов. (Фото William Nazaroff.) |
Увы, полагают исследователи, то, как сегодня пытаются «отделаться» от озона, трудно назвать панацеей. «Наивысшие концентрации озона, встречаемые летательным аппаратом, могут быть связаны с локальными эпизодическими возмущениями в тропопаузе, — поясняет г-н Бангар. — И их нельзя обойти, планируя маршруты полётов лишь при помощи среднегодовых вариаций концентрации озона с высотой, широтой и временем года».
Что же делать? В первую очередь, полагают учёные, не надо драматизировать: самолёты имеют средства, которые позволяют контролировать озон, попадающий в салон из атмосферного воздуха. Правда, «возрастные» устройства могут испытывать снижение эффективности до 60% и ниже, и тогда с февраля по июнь (когда озона в нашем полушарии больше всего) концентрация этого газа в салонном воздухе на трансатлантических рейсах может превышать пресловутую одну десятую части на млн, ибо тропопауза весной находится в своей низшей точке.
Это значит, что для соблюдения нормативов соответствующие приборы надо чаще менять либо снижать высотность полётов по весне. Последнее, правда, далеко не так просто: для многих маршрутов свойственна перегрузка, затрудняющая полное игнорирование значительных высот даже в течение всего нескольких месяцев в году.
Но есть и другие сложности. В США набортные устройства, следящие за содержанием озона, должны быть только в самолётах, выполняющих длительные полёты. При этом, по расчётам группы, даже межрегиональные маршруты по весне могут попадать в зоны с высоким содержанием озона...
Отчёт об исследовании опубликован в журнале Environmental Research Letters (доступен полный текст).
Подготовлено по материалам Physicsworld.Com.
 
Источник: http://science.compulenta.ru/