Король, дама, валет…
Мистика Таро
Колода карт в том виде, к которому мы привыкли, появилась
сравнительно недавно. Однако история игральных карт начинается в
глубокой древности.
Согласно оккультной версии, карты придумали жрецы в Древнем Египте, и в
них зашифрованы все знания человечества. Жрецы создали 78 золотых
табличек, на которых нанесли магические знаки. 56 таких табличек зовутся
Младшими Арканами, и именно они стали обычными картами. А 22 Старших
Аркана – это мистические карты Таро, которые по сей день используют
гадалки и прорицатели.
Впрочем, научного подтверждения этой версии нет. Однако данные
археологических исследований показывают, что карты действительно
появились очень давно.
На древних фресках можно увидеть, что в Древнем Египте имелось некое
подобие карт – черенки с нанесенными на них цифрами, и существовала
игра, очень похожая на карточную. Такие же игры забавляли жителей Индии,
только сделанные там первые карты были из слоновой кости и ракушек.
Интересно, что арабские карты подтверждают оккультную версию их
появления. Они тоже имеют 56 Младших и 22 Старших Аркана. При этом
мусульманам Кораном запрещено изображать людей на картах, поэтому на них
имеются только орнаменты-рабески.
Аналоги карт появились в Китае и Японии, но были они по-восточному
мудреными и замысловатыми и мало походили на современные. Карты на
Востоке рисовали на бумаге – это были полоски, на которых изображались
различные символы.
В X-XII веках путешественники из Европы добрались до Поднебесной.
Европейцам понравились хитроумные китайские игры, которые они и привезли
домой.
Четыре главных короля
Карты начали распространяться по Европе. Существует история о том,
как появилась привычная для нас колода с королями и дамами. Говорят, что
изобрел ее в 1392 году Жакмен Грингоннер – шут французского короля
Карла VI Безумного, который, как можно догадаться по прозвищу, страдал
душевным расстройством. Для развлечения своего господина шут начал
придумывать различные карточные игры и заодно модифицировал колоду.
Грингоннер, чтобы польстить господину, нарисовал четырех королей и
объявил, что каждый из них имеет свой прототип. Король червей – это Карл
Великий, пиковый – царь Давид, бубновый – Юлий Цезарь, а трефовый –
Александр Македонский.
Самого себя шут объявил джокером.
Это очень интересный карточный персонаж – вроде бы дурак, но на самом
деле он в колоде сильнее всех. И в жизни ведь именно шут мог под своей
маской говорить правду королям.
Позже в колоде появились валеты, которые тоже имели исторические или
мифические прототипы. Валет червей – это французский рыцарь Этьен де
Виньоль по прозвищу Ла Гир, верный соратник Жанны д’Арк; пиковый – герой
французского эпоса Ожье Датчанин; бубновый – Роланд из «Песни о
Роланде»; трефовый – Ланселот Озерный из легенд о короле Артуре.
Интересно, что долгое время дам в колоде не имелось.
Лишь в XVI веке на игральных картах появились женские персонажи. И каждая из прекрасных дам опять же имела прототип!
Дама червей – это героиня библейской легенды Юдифь.
Дама бубен – Рахиль, жена Иакова. Интересно, что бубновая масть означает
деньги, а Рахиль, по легендам, была скупой. Пиковой дамой стала
греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Дамой треф поначалу
считалась Дидона из «Энеиды» Вергилия. Но затем дама треф превратилась в
коварную соблазнительницу Аргину – это анаграмма слова regina, то есть
«королева». Придворные художники, создававшие карты для монархов,
придавали Аргине сходство с королевской фавориткой. Интересно, что в
случае появления новой любовницы живописцам приходилось рисовать другую
колоду.
В годы Великой французской революции карты потеряли свою популярность.
Короли и дамы, пусть и рисованные, были свергнуты со своего престола. А на картах появились известные оппозиционеры и борцы с режимами: Брут, Вольтер, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон…
Лопаты и дубинки
Карточные масти тоже возникли не на пустом месте. В первых колодах
они носили названия «мечи», «кубки», «денарии» (денежная единица) и
«жезлы». Позже мечи превратились в пики, кубки – в черви (от
прилагательного червонный – красный), денарии – в бубны, а жезлы – в
кресты, или трефы (последнее слово от французского «клевер»).
В других странах масти называются по-своему: например, в Англии и
Германии – лопаты, сердца, бриллианты и дубинки, в Италии – копья,
сердца, квадраты и цветы.
Черт Черчелли
Существует легенда о том, как карты появились в России. Говорят, что при Иване Грозном в Москве появился некий авантюрист – итальянец Черчелли, которого горожане тут же прозвали Чертелло. Впрочем, его итальянское происхождение под вопросом, ибо Чертелло в Италии назывался французом, во Франции – германцем, в Германии – поляком, а в Польше был русским.
Он привез в Москву сундучок с картами, завернутый в черно-красную
шаль, что соответствовало цветам мастей. Но москвичи говорили, что это
цвета адского пламени.
И тут в Москве началась настоящая эпидемия: карты стали пользоваться
бешеным спросом, и Черчелли решил наладить их печать. Однако вскоре он
был изгнан из Москвы за свои бесовские игрушки, а карты надолго
оказались под запретом.
Однако, несмотря на все препоны, карты прижились на Руси и тесно вошли в
ее историю и даже культуру – вспомните хотя бы «Пиковую даму» Пушкина
или знаменитый карточный проигрыш Николая Ростова из «Войны и мира».
После Октябрьской революции в 1917 году в России даже появились
советские карты, на которых вместо королей и валетов фигурировали
рабочие и крестьяне. Более того, масти тоже поменялись: вместо бубен и
пик на картах красовались серпы, молоты и звезды. Затем карты были
вообще запрещены.
Сейчас играть в карты можно, и более того, выпускаются колоды на любой
вкус: сувенирные, гадальные, с различными историческими персонажами.
Даже можно заказать карты с изображением вас самих и ваших друзей, с
которыми позволительно потом поиграть в дурака.
Только не прогадайте – а вдруг кто-нибудь обидится, что он не король, а какая-нибудь там девятка…