Почему в космосе все больше частников и все меньше государства?
Будем откровенны. Ни один человек, хоть немного интересующийся космонавтикой, не может отрицать того факта, что наивысшей своей точки в освоении космического пространства человечество достигло в конце 60-х годов прошлого века.
44 года прошло с тех пор, как человек вступил на поверхность Луны, и с тех пор… С тех пор человечество словно потеряло всякий интерес к дальнейшей космической экспансии, так что вся читанная нами в молодости фантастика так фантастикой и осталась.
Обычно слышишь аргумент, что лишь государственная программа может способствовать «вертикальному» прогрессу, в том числе исследованию и освоению космоса, а поскольку у нас ныне везде «нажива и чистоган», то и космос уступил смартфонам, интернету и уютным кафе. Однако в этом тезисе содержится и его опровержение, ведь в свое время две сверхдержавы ту же лунную гонку довольно быстро свернули, как только результат был достигнут, и победитель определен. Получается, что государство может заботиться о космической программе только тогда, когда она нужна для его идеологических целей, то есть целей принципиально не-космических, а вполне приземленных и с исторической точки зрения сиюминутных.
Чем-то похожим, кстати говоря, является и китайская космическая программа. Она настолько отчетливо носит имиджевый характер, за ней столь ясно видно желание стать полноценным признанным членом почетного космического клуба, что, даже если она и подтолкнет человечество на миллиметр дальше в космос, то этот миллиметр останется последним, как только задача окажется выполненной. И займется после этого руководство КНР делами вполне земными.
Государство как институт, в годы холодной войны так много сделавшее для космоса, исчерпало себя в качестве основного мотора космической экспансии. А если бы не холодная война, то я вообще сомневаюсь, что ракетно-космическая программа землян не ограничилась бы спутниками навигации и связи.
Однако в наш так называемый постиндустриальный век вдруг обнаружилось, что идея освоения космоса отнюдь не потеряла своей привлекательности, только теперь дерзкие проекты разрабатываются частными компаниями. И если государства действовали в соответствии с идеологическими установками (которым в космосе, вообще говоря, не место), то частники руководствуются отчасти долгосрочными (весьма долгосрочными) планами на экономическую выгоду, а отчасти духом предприимчивых людей фронтира. Это тот же самый дух, который толкал на Дикий Запад США повозки переселенцев и заставлял идти в Сибирь на новые земли русских крестьян и заводчиков.
И пока НАСА плачется о том, что проекты по пилотируемому полету на Марс будут невозможны без значительного увеличения финансирования, а государственные мужи спорят о деталях предоставления медицинской страховки, и даже менее амбициозный проект по возвращению образцов породы с Марса (MSR — Mars Sample Return) страдает от бюджетных проблем, частные компании и неправительственные организации готовы к невиданному доселе свершению — организации постоянно действующей колонии на красной планете.
Любопытно, что главным застрельщиком проекта выступает Элон Маск, председатель совета директоров корпорации SpaceX, которая сегодня уже доставляет в частном порядке грузы на МКС. В свое время компании было поручено за 6 лет разработать систему, которая состыкуется с МКС, а за последующие 4 года обеспечит доставку грузов и астронавтов к МКС дешевле «Роскосмоса». Что ж, с первой задачей SpaceX справилась за четыре года, и нет никаких сомнений, что амбициозная корпорация, обогнавшая в этой гонке даже «Боинг», справится и со вторым этапом с опережением графика.
Планируется отправить на первом этапе на Марс 80 тысяч колонистов, подавляющее большинство которых уже никогда не вернется на Землю. Идея была поддержана международной неправительственной организацией MarsOne. И знаете что? В первые же две недели после анонса проекта 78 тысяч человек заявили о своем желании стать такими колонистами. Элон Маск и сам готов вкладывать деньги в проект, однако по всему миру также начался активный фандрайзинг. И деньги пошли, в том числе в виде небольших частных пожертвований.
Другим амбициозным проектом является план по использованию полезных ископаемых близких к Земле астероидов для снабжения межпланетных экспедиций и поддержания внеземных колоний. Этот проект разрабатывается компанией Deep Space Industries. Недавно вблизи Земли пролетел астероид (не путать с Челябинским), который компания, используя спектральный анализ, оценила не много, не мало в 195 миллиардов долларов. Через пять лет Deep Space обещает, что ее беспилотный аппарат сблизится с очередным астероидом, пролетающим мимо земли. Таким образом, будет подтверждена не только потенциальная ценность космической добычи ископаемых, но и ее физическая возможность.
И такого рода проектов, больших и поменьше, в мире (разумеется, прежде всего в Америке) великое множество. Свою систему запуска в космос с первой пилотируемой ступенью разрабатывает компания Stratolaunch Systems, продолжает работать над развитием космического туризма и суборбитальных межконтинентальных перевозок Scaled Composites и Virgin Galactics, даже в Швейцарии появились свои космочастники — компания Swiss Space Systems (S3). Это, разумеется, далеко не полный перечень.
Неслучайно Пол Аллен, соучредитель Microsoft, один из тех, кто стоит за Stratolaunch Systems и поддерживал проект Space Ship One[1], детище Scaled Composites, принципиально отвергает монополию государства в космической сфере. Продав свою долю в IT-гиганте, он практически всю ее употребил на скупку мелких и средних инжиниринговых и конструкторских фирм с целью создать собственную космическую транспортную систему.
И Аллен, как мы видели, не один такой капиталист-энтузиаст. За освоение Солнечной системы силами частных корпораций высказывался и кандидат в президенты США на республиканских праймериз Ньют Гингрич.
Если дело так пойдет и дальше, то на земной орбите скоро будут по преимуществу частные спутники и пилотируемые космические корабли, а к другим планетам отправятся — кто знает! — может быть, те же космочастники.
На мой взгляд, все эту отнюдь не случайно. Сегодня уровень технологий в области разработки новых материалов, вычислительной техники, точной механики и двигателестроения уже не требует концентрации всех усилий в одном месте под вертикальным чиновничьим управлением. А, с другой стороны, создаются все условия для того, чтобы частный собственник и в космосе доказал свою бóльшую эффективность по сравнению с государством.
Куда заведет в конечном итоге такая возможная «приватизация» космического пространства, сказать сложно, но похоже, что стоит перечитать нескольких фантастов, которые об этом писали. Да и прочим интеллектуалам пора об этом поразмыслить — фантастикой это быть перестает.
Стоит также взглянуть и на нашу космическую отрасль, которая со времен распада СССР не вводила в строй не только по-настоящему новых технологий, но даже не попробовала никаких других форм управления и кооперации. Все, что приходит в голову нашему депутату и чиновнику — это попытка все еще раз централизовать. Не думаю, что это оптимальный способ оставить рядом в мировой культуре слова «русский» и «космос».
[1] Эта полностью многоразовая система из самолета носителя и космического планера обеспечила выход безвоздушное пространство (но не на орбиту) двух человек. Сегодня испытательные полеты в атмосфере проходит Space Ship Two, а проектируется уже две модификации Space Ship Three — для выхода на орбиту и суборбитальных межконтинентальных перелетов.
Комментарии 1
0
msbr
22.06.2013 21:26
[Материал]
Странно, что неизвестный автор статьи не задался вопросом, почему именно так случилось, что сразу после того, как "человек вступил на поверхность Луны, ... человечество словно потеряло всякий интерес к дальнейшей космической экспансии". Не потому ли, что стало ясно: дальше земной орбиты пилотируемые корабли летать не могут? (Как не покидали ее и корабли "Аполлон".) То есть, сами-то корабли могут, но без людей, для которых окружающие Землю радиационные пояса до сих пор непреодолимы. Какие уж там полеты на Марс!
|