В Казахстане в конце этой недели захоронят
останки третьего найденного в республике «Золотого человека», мужчины из
высшего сословия саков, чей скелет покоился в одном из
курганов Шиликтинской долины. Предать земле сакского «царя» требовали
местные жители, уверенные, что раскопавшие могильник археологи навлекли
на них проклятие древнего духа. В последние годы селяне активно
привлекали к решению этого вопроса местные власти и дошли даже до
министерства культуры, которое порекомендовало ученым прислушаться к
просьбе населения. Представители ученого сообщества подчинились, заявив,
однако, что речь идет об обыкновенной провокации.
Останки вождя саков — кочевых племен, населявших территорию
современной Индии, Афганистана, Средней Азии и Казахстана в первом
тысячелетии до нашей эры, — были обнаружены в Шиликтинском кургане в
2003 году. Этот курган расположен в Зайсанском районе
Восточно-Казахстанской области и входит в состав так называемого
«царского» могильника — кладбища родовых и племенных вождей. По оценкам
ученых, находка датирована VIII-VII веками до нашей эры. Некоторые
исследователи полагают, что территорию Восточно-Казахстанской области в
то время заселяли аримаспы («прекрасноконные»). Упоминания о них
содержатся в отчете об экспедиции, предпринятой Аристеем из Проконнеса в
середине VII века до нашей эры. «Многочисленные и очень доблестные
воины, богатые конями и стадами овец и быков. Каждый из них имеет один
глаз на прекрасном челе. У них косматые волосы, и они самые могучие из
всех мужей», — писал он. Единого мнения о происхождении сказочных черт
аримаспов до сих пор нет.
Казахстанские археологи регулярно находят так называемые «золотые
гробницы», где захоронены племенные вожди саков. Первый «Золотой
человек» был обнаружен в 1970 году в 50 километрах от Алма-Аты.
Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет. Пол не
установлен. В могиле обнаружили более четырех тысяч украшений,
выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и
головной убор. Вторым найденным в Казахстане «Золотым человеком» принято
считать сарматского вождя, останки которого находились в кургане
Аралтюбе (он был вскрыт в 1999 году). «Золотой человек» на крылатом
барсе является одним из национальных символов Казахстана.
Экспедицию, во время которой был найден третий «Золотой человек»,
возглавлял доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой
археологии и этнографии Казахского национального университета Абдеш
Толеубаев. Под его руководством могильник вскрывали ученые и
студенты-археологи из Алма-Аты и Семея (Семипалатинска). Под нижним
слоем восьмиметрового кургана, выложенном из бревен лиственницы, они
обнаружили останки мужчины в золотом облачении (отсюда и название
«золотой человек»). Там же были найдены драгоценные украшения, которые
он предположительно носил при жизни, в частности — пятиконечная звезда,
символизирующая власть.
Могильник был частично разграблен, поэтому исследователям пришлось
реконструировать одежду усопшего. Сам он был назван «сакским царем», что
подчеркивало его особый статус (титул «царь» ученые используют с
осторожностью, так как он подразумевает существование централизованного
государства, которого в VIII веке до нашей эры в Шиликтинской долине,
скорее всего, не было). Останки «Золотого человека» извлекли из гробницы
и передали для изучения в Институт истории и этнологии в Алма-Ате.
Жители Зайсанского района, в котором проводились раскопки, сначала
вроде бы не возражали. Однако спустя несколько лет объявили, что после
извлечения праха сакского царя из гробницы в Шиликтинской долине начали
происходить необъяснимые вещи. «Погода страшно изменилась. Зимой вообще
снегопад, бури. Теперь у нас давление», — цитировали казахские СМИ слова
одной из жительниц села Шиликты Айдурии Кумписовой. Кроме того, люди
стали жаловаться на плохой урожай и постоянные головные боли. В
последние годы, по их словам, ситуация ухудшилась, в селах начали
рождаться слабоумные дети. Из жителей района была собрана инициативная
группа, которую возглавил некто Айдын Егубаев, переехавший в Алма-Ату.
На протяжении последних пяти лет активист обращался за помощью в
различные инстанции, в том числе, правящую партию «Нур Отан» и
правительство. «У нас в 2009 году произошло наводнение, 35 домов снесло.
После этого один год — засуха, один год — скот погибает. Два года
подряд наводнения. Это аксакалы связывают с раскопками», — утверждал он.
Егубаев требовал вернуть в Шиликтинский курган останки сакского царя,
чтобы не допустить еще большей напасти. «По Казахстану уже катаклизм
идет везде. Это все связано с духом человека. Это не только здесь. В
прошлом году в «Бесобе» Карагандинской области что произошло, сами
знаете. Это тоже связано, там такие раскопки делали», — рассказывал он.
Речь идет о некогда элитном микрорайоне «Бесобе» в Караганде, который
сейчас сносят и в котором регулярно погибают или травмируются рабочие.
По данным местных СМИ, власти города всерьез озаботились этим вопросом и
даже обратились к подрядчикам с просьбой пригласить священнослужителей и
«почистить негативный участок», а одна из строительных фирм на всякий
случай принесла в жертву барана.
Казахстанские исследователи скептически отнеслись к жалобам жителей
Шиликтинской долины. Археолог Зейнолла Самашев, в 2001 году
участвовавший в раскопках Берельских курганов в восточном Казахстане,
назвал разговоры о проклятии царя саков «провокацией чистейшей воды».
По его словам, подобные слухи везде преследуют археологов, ученых
умудряются обвинить даже в глобальном изменении климата.
Костюм «Золотого человека»
Однако пятилетняя бурная деятельность Егубаева не осталась
незамеченной. На днях старший научный сотрудник Института истории и
этнологии Айнагуль Исмагулова сообщила, что останки шиликтинского
«Золотого человека» согласились захоронить 30 июня по просьбе,
поступившей из министерства культуры. Исмагулова подчеркнула, что на
такой шаг ученые пошли в виде исключения. «Если мы всегда будем
закапывать то, что мы раскапываем, у нас ничего не останется. В этих
останках содержится важная историческая информация. Она по своему объему
намного больше, чем письменные источники», — добавила она.
Исследователи оставили за собой право в случае необходимости продолжить
изучение праха сакского царя, потребовав от организаторов захоронения
обеспечить доступ в гробницу.
Примечательно, что о покое аристократических костей изначально никто и
не думал. Идея Егубаева заключалась лишь в том, что останки «Золотого
человека» нужно вернуть на место. В то же время он не исключил, что в
Шиликтинской долине в будущем откроют музей. Безусловно, это даст
возможность селянам заработать на туристах, желающих посмотреть на
древнего правителя.
Ситуации, когда жители тех или иных регионов требуют вернуть
исторические находки, уповая на мистику или гнев природы, случаются
повсеместно. Так в свое время была возвращена в Горно-Алтайск знаменитая
мумия «принцессы Укок», найденная на одноименном плато 20 лет назад.
Регион неоднократно требовал ее возвращения, этот вопрос встал особенно
остро после землетрясения магнитудой 7,6, которое произошло в Горном
Алтае в 2003 году. Местные шаманы предупреждали, что если мумия не
окажется на родине, всю Россию ждет страшная катастрофа.
В Казахстане, где в последние годы активизировались раскопки сакских
курганов, подобные предостережения звучали не единожды. Правда ни
ученые, ни местные власти раньше к ним не прислушивались. Еще в 2010
году руководитель экспедиции института археологии имени Маргулана Арман
Бейсенов, изучавший могильник Талды-2 в Кентских горах (Центральный
Казахстан), рассказывал
о вынужденной просветительской работе на местах. Жители сел
делегировали к археологам аксакалов, которые требовали «не бередить дух
предков». Ученым приходилось разъяснять им суть своей работы, после чего
раскопкам, как правило, никто не препятствовал.
Известны случаи, когда участники экспедиций сами говорили о том, что
становились свидетелями паранормальных явлений. В мае этого года
археологов удивило резкое изменение погоды при вскрытии гробницы
«сакской принцессы», обнаруженной при реконструкции дороги в Уржарском
районе (Восточный Казахстан) — в солнечный день внезапно началась буря, а
затем и ливень. Участвовавший в раскопках научный сотрудник Амантай
Исин рассказал, что когда его коллеги чистили скелет, подул сильный
ветер. После того как кости накрыли консервационной пленкой, все стихло.
«Ее (принцессы) гнев отошел, все успокоилось, и мы тоже обрадовались», —
добавил он.
Закопать останки принцессы пока никто не потребовал, однако ученые
опасаются, что история с перезахоронением сакского царя может стать
опасным прецедентом. Не стоит забывать, что некоторые жители Казахстана
до сих пор режут баранов, чтобы вызвать дождь, и приносят в жертву верблюдов
для борьбы с самоубийствами. Они с готовностью спишут на проделки
древнего духа все прошлые и будущие катаклизмы. Тем более что
представители власти неожиданно решили подкрепить в них эту веру.