/ Новости сайта / Космос / Радиотелескоп ALMA обнаружил образование звезды огромной массы
11.07.2013

Радиотелескоп ALMA обнаружил образование звезды огромной массы

Международная группа астрономов во главе с Николасом Перетто (Nicolas Peretto) из Кардиффского университета (Великобритания), недавно представившая результаты анализа наблюдательных материалов, подчёркивает: это первый случай, когда удалось так подробно зафиксировать процессы, происходящие в центре облака газа и пыли, в котором формируется настолько большая звезда.

Звездный инкубатор, содержащий более 500 солнечных масс вещества, показан жёлтым комком в центре. Это самый большой из найденных в Млечном Пути объектов такого типа — и он продолжает расти! Со временем это будет очень яркая звезда с массой до 100 солнечных. (Здесь и ниже иллюстрации ALMA (ESO / NRAJ / NRAO) / NASA.)

Существует два теоретических сценария образования сверхмассивных звёзд. По одному, родительское тёмное облако распадается на фрагменты, в которых формируется несколько небольших ядер, затем каждое из них коллапсирует, образуя звезду. Другой сценарий более драматичен: облако коллапсирует всё и сразу, его вещество устремляется к центру, и там появляется одна, а иногда и несколько циклопических, массивных звёзд.

Объект SDC335.579-0.292, что в 11 000 световых лет от нас, впервые был зарегистрирован космическими телескопами «Спитцер» и «Гершель» как хаотическое нагромождение тёмных и плотных волокон газа и пыли. Теперь, используя ALMA, астрономы точнее оценили общую массу пыли и газа и обнаружили в глубине облака нечто исключительно впечатляющее.

«Наблюдения ALMA позволили нам впервые по-настоящему глубоко заглянуть внутрь облака и понять, что там происходит, — поясняет г-н Перетто. — Мы хотели увидеть, как образуются и растут исполинские звёзды, и мы достигли своей цели! Один из найденных источников излучения оказался просто гигантским — самым большим протозвёздным ядром, которое когда-либо обнаруживалось в Млечном Пути».

Вокруг этого ядра-зародыша новой звезды вращается 500 солнечных масс материи. Газ и пыль в массовом порядке всё ещё втекают внутрь облака, поэтому конечная масса светила будет ещё выше, то есть звезда станет чрезвычайно редким гигантом.

«Хоть мы и знали, что эта область, скорее всего, окажется массивным звёздным инкубатором, но всё равно не ожидали найти в её центре столь гигантский звёздный эмбрион, — восхищается Николас Перетто. — Эта звезда будет стократно массивнее Солнца, а таких размеров в Млечном Пути достигает лишь одно из десяти тысяч светил».

Область неба в южном созвездии Наугольника. В центре — массивная область звездообразования SDC 335.579-0.292, слишком затенённая пылью, чтобы её можно было увидеть напрямую.

Кроме того, наблюдения выявили весьма интересные детали перемещения волокнистых структур пыли и газа в облаке. В центральную компактную область втекает огромное количество газа, а это веский аргумент в пользу того, что образование массивных звёзд описывается сценарием одновременного глобального коллапса протозвёздного облака, а не его фрагментации с последующим формированием независимых ядер.

Отчёт об исследовании вскоре будет опубликован в журнале Astronomy & Astrophysics; с его препринтом можно ознакомиться здесь.

Подготовлено по материалам Европейской южной обсерватории.