На Сахалине проходят практику студенты-географы из МГУ. Они побывали на берегу залива Терпения (105-й километр Охотской трассы) - именно в том районе, в котором водная стихия почти ежегодно размывает дорожное полотно. Под руководством старшего научного сотрудника Института морской геологии и геофизики дальневосточного отделения РАН Виктора Афанасьева студенты определяли, какова вероятность размыва асфальтовой дороги.
В прошлом году здесь построили первую очередь берегозащиты. Ещё в 2007-м был разработан проект общей стоимостью порядка 350 миллионов рублей. Но спустя некоторое время учёные из ИМГИГ предложили другой вариант берегозащиты, который примерно в 2,5 раза дешевле. Он заключался в том, чтобы защищать берег не сплошной линией, а укреплять только так называемые узловые точки.
Этот новый проект защиты пятисот метров берега разработали в 2011-м. В прошлом году его реализовали. Но теперь здесь снова ведутся какие-то работы с привлечением тяжёлой техники. Что и зачем копают, автор проекта, кандидат геолого-минералогических наук Виктор Афанасьев не знает. Но уверен, любое вмешательство – дело серьёзное. Ведь за один только шторм на участке от Стародубского до Взморья может быть размыто 12 километров дороги. А за последние 50 лет, по данным учёных, на севере и юго-востоке Сахалин потерял целых 15 квадратных километров площади.
О таком разрушении берегов студенты-третьекурсники МГУ Сергей Леонидов и Илона Абдуллаева до приезда на Сахалин читали только в учебниках. Оказавшись в природной лаборатории, убедились, что ещё многого не знали. Не в теории, а на практике у ребят появилась возможность изучить буквально каждый сантиметр пляжа (по научному - основной волногасящей структуры) и морской терассы (так называют небольшие естественные газоны между морем и дорогой).
Сейчас на Сахалине берегоукрепление выполнено почти на 100 километрах территории. В самое ближайшее время защита потребуется ещё почти 30 километрам берега. Иначе некоторые транспортные коридоры и населённые территории могут быть размыты.