/ Новости сайта / Наука и Технологии / Землетрясения могут «зажарить» Землю
30.07.2013

Землетрясения могут «зажарить» Землю

Оценка: 5.0    1550 0 Наука и Технологии

Ученые пришли к выводу, что землетрясения могут распечатать подводные залежи метана, мощного парникового газа, способного вызвать резкое и очень мощное глобальное потепление.

Исследователи из швейцарского Геологического института и немецкого Научно-исследовательского центра MARUM в Университете Бремена пришли к тревожному выводу о том, что землетрясения могут вскрыть подводные месторожения метана и спровоцировать тем самым выброс в атмосферу очень мощного парникового газа. Таким образом, землетрясения следует добавить в список факторов, способствующих глобальному потеплению, хотя пока масштабы влияния данного фактора остаются неясными.

Доказательства еще одного потенциально глобального фактора влияния землетрясений на климат обнаружили в результате бурения на дне северной части Аравийского моря в 2007 году. Пробы, взятые на глубине 1,6 метра ниже поверхности морского дна, содержат гидраты метана - твердое похожее на лед вещество, представляющее собой кристаллическое соединение метана и воды всего. Также были обнаружены следы минерала под названием барит. Ученые пришли к выводу, что несколько десятилетий назад гидрат метана буквально вскипел, поднялся сквозь воду и улетучился в атмосферу.

Исследователи начали искать причину этого явления и обнаружили, что рядом с местом взятия проб в 1945 году произошло сильное землетрясение. На основании ряда показателей, ученые предположили, что землетрясение привело к образованию трещин в метановых отложениях и выбросу метана в атмосферу.

Судя по всему, в северной части Аравийского моря землетрясение магнитудой 8,1 заставило гидраты вскипеть и привело к выбросу около 7,4 млн. кубометров метана – это эквивалентно примерно 10 большим танкерам, перевозящим сжиженный природный газ. Ученые отмечают, что эта оценка является консервативной - возможно, землетрясение 1945 года схожим образом повлияло и на соседние регионы морского дна, а значит метана в атмосферу могло выделиться гораздо больше. При этом, газ выделялся со дна в течение десятилетий, что заставляет по-новому взглянуть на некоторые климатические модели.

Землетрясение в океане может вызвать не только опустошительное цунами, но и мощный выброс парникового газа

Таким образом, к многочисленным техногенным источникам парниковых газов добавился и еще один природный. Уже известные природные источники включают извержения вулканов, выбрасывающие углекислый газ, частицы диоксида серы и метан.

Самые мощные техноленные источники – это сжигание ископаемого топлива, которое дает львиную долю выбросов CO2, а также выбросы метана, связанные с вырубкой лесов и ведением сельского хозяйства.

Наибольшее беспокойство вызывает именно метан, поскольку он в 25 раз эффективнее, чем СО2, поглощает солнечное тепло. Несмотря на то, что по времени метан живет в атмосфере меньше углекислого газа, метан способен вызвать очень быстрый рост глобальной температуры, что чревато экологической и гуманитарной катастрофами. В соответствии с оценками, опубликованными на прошлой неделе в Nature, утечка 50 млрд. тонн метана, в результате оттаивания береговой линии Восточно-Сибирского моря (части Северного Ледовитого океана), может внести такой же вклад в глобальное потепление, как и вся промышленная деятельность в мире. Будем надеяться, что в обозримом будущем в этом и других богатых метангидратом регионах землетрясения не произойдут.

Источник:  http://rnd.cnews.ru