Первая датировка извержений «уснувшего вулкана» - черной дыры в центре нашей галактики
«Вещественные доказательства» представлены кружевной струей газа, в основном водорода – так называемым Магеллановым Потоком. Этот газ «плетется» за двумя небольшими галактиками-спутниками нашей, Большим и Малым Магеллановыми облаками.
«Уже двадцать лет мы наблюдаем это странное свечение Магелланового Потока. Мы не понимали его причину. А потом неожиданно догадались, что это след, "окаменелость”, оставшаяся после мощнейшего выброса энергии в центре нашей галактики», - рассказывает профессор Джосс Бланд-Хоторн (Joss Bland-Hawthorn), сотрудник Сиднейского университета и Австралийской астрономической обсерватории, ведущий автор работы.
Аргументы в пользу своей точки зрения коллектив излагает в статье, принятой к публикации в The Astrophysical Journal.
О сверхмассивной черной дыре в центре галактики известно уже несколько десятилетий. Вокруг нее вертится множество звезд, чьи траектории позволили измерить массу черной дыры – она оказалась в четыре миллиона раз больше солнечной. Район вокруг черной дыры, известной как Стрелец А*, испускает радиоволны, ннфракрасное, рентгеновское и гамма-излучение.
Когда небольшие облака газа падают на диск раскаленной материи, кружащийся вокруг черной дыры, возникают короткие вспышки радиации.
Но в последнее время накапливаются свидетельства настоящего катаклизма, случившегося в далеком прошлом. Спутники, ведущие наблюдение в инфракрасном и рентгеновском диапазоне, зафиксировали мощный «ветер» (вытекание) вещества из этого региона галактики. Виден там и «почерк» выкипающей антиматерии. Наконец, там есть и «пузыри Ферми» - два гигантских шара раскаленного газа, клубящиеся около центра галактики (их видно в гамма- и радиоизлучении).
«Всё это указывает на мощнейший взрыв в центре нашей галактики – то, что астрономы называют сейфертовской вспышкой», - рассказывает член исследовательской группы доктор Филип Мэлоуни (Philip Maloney) из Университета Колорадо в Боулдере.
В начале года специалисты по центру галактики собрались на симпозиуме, организованном Стэнфордским университетом. Там Бланд-Хоторн понял, что Магелланов поток может хранить в себе «память» о прошлом этой части Млечного Пути.
Соприкасаясь с огненным дыханием Стрельца А*, он излучает свет – это похоже на то, как солнечные космические лучи попадают в атмосферу Земли и создают полярное сияние.
В Потоке, ультрафиолетовое излучение разбивает атомы водорода на протоны и электроны. Когда эти частицы воссоединяются, электроны испускают H-альфа свечение (свет особой длины волны).
Ярче всего светится ближайшая к центру галактики часть Потока.
Геометрия, количество энергии первоначальной вспышки из Стрельца А*, время, нужное вспышке, чтобы долететь до Магелланова Потока, скорость, с которой Поток должен был со временем охладиться – «всё сходится, всё складывается», заявил один из членов группы доктор Грег Мэдсен (Greg Madsen), сотрудник Кембриджского университета.
Ультрафиолетового излучения звезд галактики недостаточно, чтобы объяснить это свечение – и в прошлом было недостаточно, утверждает Бланд-Хоторн: «звезды в центре галактики никогда не появлялись с такой высокой скоростью».
Но когда снова произойдет такой взрыв?
«Имеется немало звезд и облаков газа, который могут упасть на раскаленный диск вокруг черной дыры. Газовое облако G2, например, может упасть уже в следующем году. Оно невелико по размеру, но мы с нетерпением ждем фейерверка!», - говорит профессор.