Выбор фона:
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Скептицизм как глобальный феномен. Часть-2
02.10.2013

Скептицизм как глобальный феномен. Часть-2

Оценка: 0.0    1966 0 Наука и Технологии
11:12

Известный парапсихолог Гертруда Шмайдлер как-то заметила, что между верующими и скептиками существует такое же различие, как и между овцами и козлами. Это различие препятствует последним достичь результатов, аналогичных тем, которых достигают первые. Однако мы сомневаемся в том, что сами овцы обладают способностью к стабильному воспроизведению паранормальных феноменов. На практике овцы более предрасположены к позитивной интерпретации экспериментальных данных. С другой стороны, может иметь место обратная ситуация, когда сами экспериментаторы-овцы упускают из виду некоторые данные, благодаря своей предубежденности. В дискуссии с Чарльзом Гонортоном Рэй Хайман указал на необходимость изменения условий эксперимента в тестах Ганцфельда посредством уточнения процедур измерения и увеличения роли фактора случайности. Другие указывали на сомнительность процедур измерения видения объектов на расстоянии в тестах, проведенных Таргом и Путхоффом в Стэнфордском университете.

Требование воспроизводимости. Главный аргумент исследователей-скептиков как в сфере изучения паранормальных явлений, так и в науке состоит в требовании воспроизводимости результатов экспериментов. Скептики совсем не убеждены в том, что экстрасенсорное восприятие и психокинез существуют в действительности. И они имеют право сомневаться в этом до тех пор, пока исследователи паранормального не предложат такие условия проведения экспериментов, при которых явление смогут наблюдать независимые наблюдатели. Самые жаркие споры разворачиваются вокруг вопроса о том, существуют ли такие стандарты воспроизведения экспериментов, которые могли бы подтвердить существование паранормальных явлений для независимых исследователей. Пока это условие не выполнено, скептики воздерживаются от признания экспериментальных результатов, якобы подтверждающих существование таких явлений.

Магическое мышление. Многие исследователи-скептики были озадачены неуемной склонностью некоторых людей к магическому мышлению, т.е. к сверхъестественным объяснениям, не имеющим под собой достаточных эмпирических оснований. Речь идет о паранормальных интерпретациях феноменов или о вере в оккультные силы, якобы действующие в природе. Существует также тенденция приписывать некоторым индивидуумам магические силы. Исторически эта тенденция берет начало со времени пророков, заявлявших о том, что они получают откровения свыше и обладают сверхъестественными способностями. Это также имеет отношение к гуру, шаманам, разнообразным знахарям, исцелителям, - короче, ко всем тем, кто заявляет о том, что обладает необычными психическими способностями. Люди, которые мыслят магически, чаще всего некритически используют оккультные и паранормальные объяснения. В таких случаях чудотворца рассматривают как авторитет, а фактический материал используют только для того, чтобы любой ценой подтвердить достоверность того или иного чуда.

Психологические интерпретации паранормального. Многие исследователи-скептики считают, что ключ к пониманию паранормальных явлений следует искать в глубинах человеческой психологии. Это означает, что вера в паранормальные явления, не имеющая под собой достаточного эмпирического базиса, укоренена непосредственно в человеческой природе. Она имеет множество источников, среди которых можно выделить следующие: подверженность внушению, склонность к фантазиям и магическому мышлению, тенденцию к некритическому преувеличению значения тех или иных данных под влиянием личных желаний, надежд или пристрастий. Рэй Хайман продемонстрировал эффект беспристрастного анализа данных на примере хиромантии. Его выводы могут быть в полной мере отнесены и ко многим другим областям паранормального.

Широкое распространение астрологических гороскопов дает огромный материал для исследования психологии сторонников паранормальных явлений. Известно, что астрология опирается не на достаточное количество фактических данных, а на космологию Птолемея, которую современная астрономия признает устаревшей. Более того, ни один эксперимент, имеющий целью проверить истинность утверждений астрологии, не увенчался успехом. 13 Все усилия, направленные на то, чтобы установить достоверные статистические корреляции между датой, местом рождения того или иного индивида и расположением небесных светил пока не дали положительного результата. Но, несмотря на это, люди все же не перестают верить в то, что гороскопы содержат истинную информацию. Скептики объясняют это тем, что люди считают подобную информацию истинной, потому что склонны считать ее таковой. Хиромант, астролог или экстрасенс дают настолько общую информацию, что любой человек может применить его оценки и прогнозы к себе и своей жизненной ситуации. Таким образом, по моему мнению, паранормальные явления потому пользуются такой широкой популярностью, что многие люди верят в то, что они существуют. Именно это я назвал "синдромом безразмерных носков" по той причине, что такой носок можно натянуть практически на любую ногу, независимо от ее размера.

"Искушение потусторонним". Какова природа искушения потусторонним? Возможно, история происхождения этого искушения уходит корнями в эволюционное прошлого человечества. Возможно, что искушение трансцендентным обусловлено генетическими причинами. Некоторые исследователи, такие как E.O. Уилсон, заявляют о том, что религиозность имеет социобиологическую природу. Скептики не согласны с ним и указывают на то, что его концепция недостаточно обоснована. Согласно мнению Джона Шумейкера, австралийского психолога, человеку для поддержания умственного здоровья необходимы определенные иллюзии и даже искажения реальности. 14 Большинство людей старается избегать неприятных мыслей о смерти и бессмыслицы повседневного существования, поэтому они успокаивают себя, произвольно приписывая природе скрытые возможности вроде жизни после смерти или общения с умершими людьми. Это же объяснение применимо и к другим паранормальным явлениям. Таким образом, вера в паранормальные явления подпитывается жаждой потустороннего.

Гипноз. Надежность гипноза как источника знания является предметом оживленной дискуссии. Является ли гипноз особенным "состоянием транса", в которое впадает субъект или же последний просто действует под внушением гипнотизера? Ясно, что гипноз можно эффективно применять во многих областях человеческой деятельности. Вместе с тем, его применение приводит ко многим неверным выводам, якобы подтверждаемым фактами гипнотической регрессии. Так, например, некоторые исследователи используют "регрессии в прошлые жизни" в качестве свидетельств в пользу реинкарнации. Бадд Хопкинс, Дэвид Джэкобс и Джон Мэк прибегали к гипнотическим регрессиям как к свидетельствам в пользу похищения людей пришельцами из других миров якобы с целью проведения сексуально-генетических экспериментов. Скептики объясняют эти странные истории вмешательством гипнотизера, который, используя внушение, навязывает определенные идеи пациенту и способствует развитию его скрытых фантазий. Скептики утверждают, что нет никакой необходимости постулировать прошлые жизни или похищения людей инопланетянами по той простой причине, что существуют альтернативные объяснения этим феноменам. 15 Некоторые люди, которые в обычных условиях обладают нормальной склонностью к фантазированию, при гипнозе, как правило, активно используют свое воображение. Нередко криптомнезия способствует тому, что идеи и переживания, глубоко скрытые в подсознании, рассматриваются как реальности, соответствующие действительности.

Псевдонаука против протонауки. Важно провести различие между псевдонаукой и подлинной наукой. К сожалению, между ними не всегда возможно провести четкую демаркационную линию, и иногда то, что мы определяем в качестве псевдонауки, на самом деле является протонаукой. По мнению Марчелло Труцци, огульное отрицание протонауки чревато тем, что при этом могут быть отвергнуты ценные идеи лишь потому, что они не соответствуют принятой научной парадигме. Для того чтобы отличить протонауку от псевдонауки следует ответить на следующие вопросы: достаточно ли четко определены ее понятия и насколько они непротиворечивы? Фальсифицируемы ли ее теории? Существуют ли процедуры, позволяющие установить достоверность ее теорий или гипотез? Так, например, френология и биоритмология были признаны псевдонауками лишь после тщательной проверки понятий, теорий и гипотез, которыми они оперируют. При проведении демаркации между наукой и псевдонаукой следует быть предельно осторожными, так как во многих областях исследований ведется отчаянная борьба за их признание со стороны общепризнанной науки. Впрочем, не избежали этой кровопролитной борьбы и дисциплины, получившие признание с ее стороны.

Критики указывают на то, что психология, социобиология, антропология и политология буквально завалены экспериментальными исследованиями сомнительного характера. Самое разумное в такой ситуации - это придерживаться скептической установки не только в отношении псевдонауки, но и в отношении ортодоксальной науки и не исключать возможности пересмотра любых научных принципов, включая самые фундаментальные в случае, если они не выдержат критики со стороны исследователей. Смысл же скептической установки состоит не в сомнении, а в исследовании, поскольку последний составляет только один из элементов процесса исследования. Скептика интересуют не вера или неверие как таковые, а факты, теории и методы верификации.

Насмешка. Многие из тех, кого критикуют скептики, негодуют, видя в критике несправедливую насмешку над тем, во что они верят. Мартин Гарднер указал в этой связи на то обстоятельство, что "хороший смех может стоить тысячи силлогизмов". Это дает скептикам полное право развенчивать и высмеивать порой весьма странные заявления о паранормальных феноменах. В общественной жизни, особенно в средствах массовой информации эти заявления нередко раздуваются непропорционально их эмпирическому базису. Заявления превращаются в сенсации, а публику убеждают в том, что они достаточно обоснованы и проверены учеными, хотя на самом деле это может и не соответствовать действительности. В такой ситуации объективная оценка безапелляционных заявлений о паранормальных явлениях может не получить серьезного резонанса в обществе, что обусловливает необходимость обращения не только к специфически научным способам их критической интерпретации. Здесь скептики вступают в область риторики и искусства убеждения. Понятно, что насмешка как таковая не должна подменять исследования и имеет практический смысл только после тщательного изучения существа вопроса. Как убедить широкую публику в том, что определенное заявление о паранормальном явлении неправдоподобно, или в том, что следует воздерживаться от суждения в случае, если мы не располагаем достаточным эмпирическим материалом для его формирования? Этот вопрос составляет серьезную проблему для всех сторонников научных методов исследования паранормальных явлений. Все скептики согласны в том, что исследование проблемы должно предварять любые попытки ее интерпретации, поскольку последние правомерны лишь после такого исследования.

Альтернативные причинные объяснения. Цель любого научного исследования состоит не в простом описании того, что произошло или что происходит (дескриптивное знание), а в интерпретации явления посредством объяснения его причин. Для этого исследователям-скептикам необходимо проявлять творческую изобретательность и демонстрировать все, на что они способны. Нередко бывает так, что та или иная аномалия имеет самое, что ни на есть прозаическое объяснение. Многие события, которые кажутся необъяснимыми, можно объяснить простым совпадением. Так, например, причиной чудесного исцеления вполне может быть действие внушения или эффект, вызванный применением безвредного лекарства, а корреляцию статистических результатов вполне можно объяснить случайными совпадениями данных. Научный подход оказывается особенно плодотворным, когда мы имеем дело с "упрямыми фактами". Следует не отрицать существование аномалий как таковых, а стараться разобраться в том, почему они все-таки имеют место в нашей жизни. В последнем отношении наука неуклонно продвигается вперед, давая обоснованные интерпретации явлениям, которые кажутся одновременно и таинственными и необъяснимыми. Таким образом, конечная цель скептического исследования - поиск адекватного описания и, если возможно, объяснения тех или иных феноменов - не отличается от цели любого другого научного исследования.

Эффект утки, которая никогда не тонет. После более чем двух с половиной десятилетий исследований, которые велись скептиками, по-прежнему вызывает удивление тот факт, что вера в существование паранормальных явлений сохраняется, независимо от того насколько эффективна их критика. На практике происходит так, что один раз всесторонне исследованные и полностью опровергнутые паранормальные явления, вновь и вновь властно овладевают вниманием широкой публики. При этом люди продолжают верить в их достоверность, несмотря на контраргументы скептиков. Именно это любопытное явление я назвал "эффектом утки, которая никогда не тонет". Конечно, все знают забаву в тире, когда посетителям предлагают выстрелом из пневматического ружья сбить двигающиеся мишени в форме уток. Так вот, в этих случаях утки, как ни в чем ни бывало, всплывают даже после удачного выстрела.

Скептики выполняют крайне важную функцию в обществе, поскольку в нем были, есть и будут люди, принимающие на веру самые фантастические вещи, склонные к "магической интерпретации реальности", неустойчивые по отношению к "искушениям потусторонним". Они не считают возможным замалчивать правду, если им удается обнаружить несостоятельность или разоблачить то или иное заявление о паранормальных явлениях. Скептики имеют дело не только со старыми мифами, которые овладевают умами все новых поколений, но и с новыми, более причудливыми, которые становятся модными сразу же после их возникновения. Общество постоянно испытывает потребность в скептическом исследовании, и скептики будут продолжать играть полезную во всех отношениях роль оводов или санитаров общества. Исследователи-скептики пребывают в роли зрителей на маскараде жизни: они не позволяют себе принять те или иные абсурдные убеждения, господствующие в обществе. Их миссия сводится к тому, чтобы сохранять верность духу скептического исследования и задавать острые критические вопросы - даже в том случае, если это может кого-нибудь оскорбить или вызвать в ответ потоки брани и клеветы.

Таким образом, новый скептицизм играет в обществе одновременно позитивную и конструктивную роль, и до тех пор, пока феномен человеческого легковерия продолжает существовать, будет сохраняться потребность в том, чтобы кто-то настаивал на его исследовании. Мы должны продолжать находить разумные объяснения заявлениям о паранормальных и оккультных явлениях и независимо от того, какими будут наши открытия, публиковать результаты исследований, чтобы довести их до сведения широкой общественности. Скептики не должны отчаиваться, видя все возрастающий поток иррациональных верований, угрожающе надвигающийся на них, а сохранять верность духу знания и истины. Нашей главной целью является исследование, и в этом отношении не сам скептицизм, а скептическое движение в целом будет играть жизненно важную роль в пространстве человеческой культуры.

Дальнейшие ретроспективные соображения

Когда мы основали КСАЙКОП, то, конечно же, не могли предположить, что это событие вызовет такой отклик со стороны научного сообщества и широкой публики.

Быстрое распространение паранормальных верований, напоминающее эпидемию, в значительной степени обусловлено быстрым развитием средств массовой информации. Эти средства распространения информации практически заменили собой школы, колледжи и университеты. Дни самоотверженных ученых-одиночек, проводящих дни и ночи в лаборатории, и ученых, пишущих статьи или книги для относительно узкой аудитории, давно уже позади. Сегодня идеи быстро популяризируются - в полусыром или готовом виде - и распространяются даже в том случае, если они недостаточно проверены. Похоже, что большинство медиамагнатов заинтересовано, скорее, в пропаганде развлечений, получении прибылей и продаже рекламируемой продукции, чем в достоверной информации, истине и распространении знаний. Это приводит к тому, что паранормальные идеи преподносятся доверчивой публике без какой бы то ни было критической оценки, и способствует стиранию тонкой границы между иллюзией и реальностью. Сомнительные эксперименты экстрасенсов, явления ангелов и Девы Марии, сатаническая одержимость, плачущие иконы, чудесные исцеления, пророческие видения и другие паранормальные феномены рекламируются и продаются вместе с овсяной кашей, жевательной резинкой, лекарствами от простуды и слабительными средствами. Публику неустанно пичкают сенсационными описаниями "другой" реальности, а псевдонауку подчас ошибочно выдают за науку подлинную. Даже издатели с солидной репутацией предпочитают публиковать скорее книги о паранормальных феноменах, чем объективные научные отчеты о них. Почему лишь малая часть из многих тысяч книг, написанных об астрологии, экстрасенсорных восприятиях и уфологии, посвящена критике этих паранормальных феноменов? "Такие книги не продаются", - таков, обычно, ответ тех, кто поет хвалу паранормальным явлениям. Это - достаточно печальный факт, характерный для времени, в которое мы живем.

Но как бы там ни было, скептики должны разъяснять широкой общественности задачи, которые ставит перед собой наука, и пытаться убедить влиятельных медиамагнатов в том, что те несут ответственность за формируемое ими отношение к науке и рациональности. Одна из задач КСАЙКОП состоит в том, чтобы создать эффективное противодействие потоку псевдонаучной информации, ежедневно обрушивающейся на нас из средств массовой информации. Ясно, что, реализуя эту задачу, недостаточно действовать исключительно в тесных рамках научно-академических организаций. Нужно выходить на массовую аудиторию. Исследуя качество информации о паранормальных явлениях, мы, конечно же, стремимся не к цензуре продюсеров и издателей. Мы просто хотим, чтобы сообщения были более взвешенными. Ведь именно благодаря средствам массовой информации многие люди, не задумываясь, принимают на веру бездоказательные утверждения о том, что такие психические способности, как ясновидение, телепатия, предвидение существуют в действительности. Доверчивых людей убеждают в том, что при психокинезе мысль способна передвигать материальные объекты, что экстрасенсы способны помогать детективам в розыске преступников, что больных можно лечить чудесным образом, не прибегая к использованию средств научно обоснованной медицины, и что пришельцы с других планет посещают Землю для проведения сексуально-генетических экспериментов с людьми. Количество телевизионных передач, посвященных паранормальным, оккультным, научно-фантастическим явлениям растет день ото дня. Скептики считают, что так называемые "документальные драмы" о паранормальных явлениях, транслируемые по телевидению, должны рассматриваться в первую очередь с точки зрения того фактического материала, который они в себе содержат. Следует отметить также тот печальный факт, что во многих ток-шоу, так или иначе, имеющих дело с паранормальными явлениями, почти не представлена точка зрения скептиков. А если ее вообще доводят до сведения широкой публики, то подают как нечто третьестепенное, не заслуживающее внимания.

После двух с половиной десятков лет неблагодарной работы по исследованию топких болот паранормальных заявлений я убедился в том, что они представляют собой не что иное, как квази-религиозный феномен. Вера в паранормальное выполняет функцию эквивалента религиозной веры. Мы живем в таком культурном пространстве, в котором любая критика религиозных утверждений обычно воспринимается как проявление неразумия или дурного вкуса. Ментальность нового времени буквально напичкана оккультной и паранормальной символикой. Она изобилует описаниями переживаний смерти и похищениями пришельцами с других планет, воспоминаниями о прошлой жизни и рассказами о чудесных исцелениях. Это не входит в противоречие с довольно аморфной религиозностью, доминирующей в современной культуре, особенно в американском обществе. Популярность паранормального мировоззрения, на мой взгляд, обусловлена тем комплексом, который я называю искушением потусторонним, т.е. тенденцией к постижению таинственных глубин так называемой трансцендентальной реальности, непознаваемой методами научного исследования. Это есть ни что иное, как возвращение к первобытным формам магического мышления. Преодолеть веру в паранормальное нелегко, ведь мы имеем дело, прежде всего, с верованиями и убеждениями, а не с теориями или гипотезами, которые можно фальсифицировать. Возможно, это объясняет враждебное отношение к науке со стороны довольно значительной части населения, - также как и преобладания антинаучного мышления, иррационализма над объективными стандартами научного исследования. Уж слишком много людей считают скептическое отношение к паранормальным явлениям излишне жестким и ко многому обязывающим. Люди жаждут чего-то более легкого на потребу.

Современная наука и технология неузнаваемо преобразили мир человека, значительно увеличили продолжительность жизни и повысили ее уровень. Как сторонники научного мировоззрения, мы отнюдь не собираемся отказываться от своих программных целей и будем продолжать использовать научные методы и технологии для исследования природы и решения проблем, стоящих перед человечеством. Мы считаем, что следует воздерживаться от суждений о достоверности заявлений о существовании качественно новых форм реальности до тех пор, пока они не будут подвергнуты тщательной проверке. Для этого они должны быть, по крайней мере, принципиально фальсифицируемыми. В постмодернистский век, когда торжествует нигилистическая субъективность, многие интеллектуалы считают нашу точку зрения "устаревшей" и критикуют научных скептиков за защиту идеалов Возрождения. Они не согласны с тем, что методы, применяемые в науке, и критическое мышление являются наиболее эффективными процедурами для проверки истинности наших суждений и решения проблем, стоящих перед человечеством. Мы утверждаем, что использование научных методов в истории человечества было крайне плодотворным, и выступаем за то, чтобы эти методы были распространены и на другие области исследования. Методы науки далеки от совершенства. Но, несмотря на это, они представляются нам самым лучшим способом обретения надежного знания.

Наука постоянно осваивает новые рубежи, ее границы крайне подвижны, а это значит, что мы должны быть готовы в любой момент пересмотреть свои теории. Однако тот факт, что наши теории и гипотезы подвержены изменениям, не должен ввергать нас в состояние отчаяния или неопределенности. Если мы не можем высказывать абсолютных или окончательных суждений, то это отнюдь не значит, что мы вообще не можем ни о чем судить. Мы располагаем достоверными знаниями, которые дают информацию о природе вселенского эволюционного процесса и месте человека в нем.

Несогласные утверждают, что такое понимание вселенной выглядит чересчур натуралистическим и материалистическим, что оно оставляет слишком мало места для спиритуалистических, оккультных и паранормальных измерений реальности или вообще исключает их. Лично я придерживаюсь естественнонаучной (натуралистической) интерпретации вселенной. Однако, будучи сторонником научного мировоззрения, я не отрицаю значимости художественного творчества, страстей, эмоций и других форм человеческого опыта и той роли, которую они играют в жизни, но настаиваю на том, что они не могут служить источником достоверного знания. Кому-то это может не понравиться. На это я могу ответить следующее: чтобы отказаться от применения объективных методов исследования, нужно иметь на то серьезные основания.

Важной чертой нового скептицизма является то, что мы используем объективные методы науки для определения истинности тех или иных утверждений, конечно, в тех случаях, когда и где это возможно. Это совсем не значит, что мы вообще не признаем чудесное как таковое. Величайшие научные открытия последних четырех веков значительно расширили границы нашего понимания. На макроуровне мы узнаем много нового о солнечной системе и галактиках, на микроуровне мы проникаем в тайны неживой органической материи, таким образом, обнаруживая прежде неизвестные области реальности. Но скептики считают, что интуитивные и спекулятивные теории должны быть подкреплены вескими аргументами и надежными экспериментальными результатами.

Не все сторонники методологии скептического исследования согласятся принять эту широкую натуралистическую интерпретацию наук. Мы и не требуем от них этого, однако, они могут обнаружить в наших объяснениях паранормальных феноменов что-то полезное и для себя. Наша исследовательская работа опирается не на мнения так называемых экспертов в таких областях как астрология или уфология, а на результаты междисциплинарных исследований. Многие специалисты пользуются ее плодами при проведении научных исследований в своих областях.

В заключение позволю себе небольшой комментарий критического характера. Высказав утверждение о том, что более широкая интерпретация вселенной натуралистична, я, конечно же, вступил в область, изучением которой занимается философия науки. Найдется немного специалистов, которые бы в век тотальной специализации научного знания отважились на такой рискованный шаг.

Будущее нового скептицизма

Я попытался кратко охарактеризовать историю скептического движения последних 25 лет. Сейчас перед нами стоят вопросы, что ждет нас впереди? куда мы идем? Я считаю, что наша работа только началась, что в современном обществе по-прежнему сохраняется потребность в скептической точке зрения. Конечно, было бы хорошо, если бы скептики могли оставить свою работу! Увы, это невозможно. Все новые и новые заявления, часто значительно более нелепые и возмутительные, чем прежние (например, о "статуях, пьющих молоко"), появляются на свет и вопиют о тщательном научном исследовании.

Наша главная задача состоит в том, чтобы продолжать дело, начатое Сократом. Ведь общество по-прежнему нуждается в укусах оводов, возвращающих нас к реальности и разуму. А это значит, что мы должны способствовать дальнейшему распространению научного скептицизма в тех областях, где по-прежнему сильно влияние сторонников достоверности паранормальных феноменов. Это также значит, что нам нужно и дальше совершенствовать критические методы исследования, независимо от того, как на них реагируют те, кого мы критикуем. Одновременно мы должны продолжать развивать и укреплять в общественном мнении уважительное отношение к научному исследованию и научному мировоззрению. В этом смысле наша роль сводится преимущественно к образованию и просвещению.

Мы должны искать новые пути для того, чтобы донести свою точку зрения до широкой публики. К сожалению, сделать это не всегда возможно. Нередко наши усилия оказываются тщетными. Но мы убеждены в полезности нашего дела для общества и считаем, что необходимо продолжать убеждать влиятельных политиков и промышленников, директоров корпораций и руководителей СМИ в том, что свободное демократическое общество будет процветать только в том случае, если новый скептицизм и критическое мышление займут в нем достойное место.

Пол Куртц (англ. Paul Kurtz), почетный профессор Университета штата Нью-Йорк (Буффало, США), председатель Комитета по научному изучению заявлений о паранормальных феноменах (CSICOP).


 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

ТОП Новостей
Материалов за сегодня нет.
Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Раскрыта природа аномалии в центре Омеги Центавра
Ну вот, очередное нечто от лентавру. До той звезды - около 130 миллиардов обычных лет, или 130 милли (от Gr70)
Обнаружен редкий и яркий космический взрыв
500 миллионов световых лет - это 500 миллиардов обычных лет. Где тут неправда? Когда дойдет свет от (от Gr70)
Гарвардские учёные пересмотрели условия жизни в космосе
Ой, "фонтаны рая" Артура Кларка не читали, по-видимому. Вот в таких орбитальных "коле (от Gr70)
Загадочные черви в Чернобыле оказались устойчивы к радиации
Мда, где ДНК нематод, а где - человека. Кажется, ДНК исследователей давно инопланетного происхождени (от Gr70)
Ученые выяснили, какие существа могут эволюционировать в обратном направлении
Тэк-с, газета вру стала аналогом лентавру. Никто обратно не эволюционирует, кроме человека, мчащегос (от Gr70)