"Вообще говоря, в этом регионе до сих пор полеты совершали дальние бомбардировщики только одной страны - известно какой. Поэтому для многих стран наверняка непривычно, что здесь появились российские военные самолеты, и видимо, какие-то опасения есть"
Эксперты: Ту-160 летали отрабатывать удар по США
Российские власти пока не комментируют претензии Колумбии, обвинившей два российских бомбардировщика Ту-160 в нарушении воздушного пространства латиноамериканской страны. Военные эксперты, опрошенные Би-би-си, считают, что этот инцидент не будет иметь продолжения и что он никак не связан с визитом в Венесуэлу Николая Патрушева.
При этом российская сторона до сих пор не подтвердила, что во время полетов Ту-160 вообще происходили какие-либо нештатные ситуации.
"Я не уверен в самом факте нарушения воздушного пространства, - заявил Русской службе Би-би-си военный эксперт Виктор Мураховский. - Все-таки на этих самолетах стоит тройная система навигации".
Военный обозреватель "Новой газеты" Павел Фельгенгауэр допускает вероятность ошибки в действиях российских летчиков, однако сомневается в том, что этот конфликт будет иметь хоть какое-то продолжение.
Би-би-си: С какой целью, по вашему мнению, российские бомбардировщики летали в Венесуэлу?
Виктор Мураховский: Это задачи, прежде всего, тренировок в пилотировании в том полушарии, в котором никогда прежде наша дальняя авиация не работала. Известно, что в период базирования советских войск на Кубе там не было подразделений дальней авиации. И теперь, когда появилась такая возможность с помощью дружественной страны такой опыт получить, я думаю, любой военный посчитал бы грехом не воспользоваться такой возможностью.
Би-би-си: То есть благодаря Венесуэле российские летчики отрабатывают сверхдальние полеты?
В.М.: Здесь вопрос не столько в дальности - по дальности они и раньше совершали такие полеты. Известный маневр называется "хождение за угол": когда с Энгельса [самолеты летят] на север, вокруг Скандинавского полуострова, там за Британию и так далее. То есть что касается дальности, они и раньше такие полеты совершали. А вот в этот регион раньше такие полеты не совершались. Это уже второй случай - мы знаем, что Ту-160 уже прибывали в Венесуэлу [в 2008 году]. А в советское время не имели возможности совершать полеты в тот регион. Сейчас вот такой опыт появился, и я думаю, он весьма ценен для подготовки пилотов дальней авиации.
Би-би-си: Могли ли у Колумбии и других соседних с Венесуэлой стран возникнуть возражения против присутствия в регионе российских бомбардировщиков?
В.М.: Вполне возможно, что здесь какой-то политический момент появляется, но надо отметить, что, вообще говоря, в этом регионе до сих пор полеты совершали дальние бомбардировщики только одной страны - известно какой. Поэтому для многих стран наверняка непривычно, что здесь появились российские военные самолеты, и видимо, какие-то опасения есть. Но надо подчеркнуть, что это все-таки обычные полеты, что бомбардировщики без вооружения - имеется в виду, что на них нет ракет или бомб. То есть это обычные тренировочные полеты. С другой стороны, как флот демонстрирует флаг, так же и в этом случае - демонстрация флага военно-воздушных сил, показ их возможностей.
Би-би-си: Была ли вероятность атаки колумбийских самолетов на российские бомбардировщики?
В.М.: Теоретические такая угроза может возникнуть. Здесь зависит, скажем так, от коллег-летчиков - насколько они соблюдают правила. А так это, конечно, с давних времен: и мы сопровождали в советское время, когда американские самолеты совершали полеты вдоль границ, и соответственно коллеги из других стран сопровождают наши самолеты - это и на Дальнем Востоке, и в Северном море, и сейчас при полете в другое полушарие. Обычная практика.
Би-би-си: Как вы прокомментируете версию колумбийской прессы о том, что Ту-160 могли сопровождать высокопоставленного чиновника, приехавшего в Каракас на переговоры с президентом Мадуро?
В.М.: Конечно, это фантастика полная. Во-первых, бомбардировщики не вооружены. Во-вторых, у них совершенно другие задачи - они не предназначены для сопровождения каких-либо самолетов. Это самолет, основным вооружением которого является крылатые ракеты в ядерном или обычном оснащении. Никаких задач по сопровождению они в принципе технически решать не могут.
Би-би-си: Россия шесть лет назад возобновила полеты дальней авиации. Каких успехов удалось за это время достичь российским военным?В.М.: Потихонечку, потихонечку наращивают, и сейчас я бы сказал, что налет летчиков дальней авиации в принципе уже вышел на советский уровень. И они уже решают те задачи, которые даже не решали в советское время. Это вот пример как раз такой - полет в другое полушарие.
Там разные погодные условия, разные условия навигации, это полет над большими океанскими пространствами, безориентирный, разные воздушные трассы, разные центры управления воздушным движением - то есть это наработка опыта. Не посадишь же пилота бомбардировщика за штурвал рейсового гражданского самолета, чтобы он получил представление о том регионе. Поэтому вот за своим родным штурвалом они получают такое представление. Я думаю, этот опыт очень цененПрезидент Колумбии Хуан Мануэль Сантос заявил, что намерен направить ноту протеста в Москву из-за того, что два российских бомбардировщика Ту-160 нарушили воздушное пространство страны.
Инцидент произошел в минувшую пятницу. Российские самолеты летели из Венесуэлы в Никарагуа, и, по словам Сантоса, без получения предварительного разрешения пролетели над Колумбией.
Два истребителя Kfir колумбийских ВВС поднялись в воздух для перехвата Ту-160 и вынудили российские бомбардировщики вернуться в Венесуэлу.
"Так как это военные самолеты, принадлежащие государству, они должны были просить разрешения. Они его не просили", - заявил президент Колумбии на пресс-конференции в городе Пасто.
Российское министерство обороны ранее заявляло, что все полеты самолетов военно-воздушных сил России выполнялись и выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства.
В управлении пресс-службы и информации минобороны России заявляют, что экипажи двух ракетоносцев выполняли полет в соответствии с планом боевой подготовки дальней авиации.
Полет по плану патрулирования отдаленных районов Ту-160 начали 28 октября, они прошли вдоль побережья Норвегии в сопровождении двух истребителей F16, а также прошли над Атлантическим океаном и приземлились на аэродроме "Майкетия" в Венесуэле.
Затем российские экипажи совершили полёты над Карибским бассейном и приземлились на аэродроме Манагуа в Никарагуа, а 5 ноября вернулись в Россию.
Колумбийские СМИ предположили, что бомбардировщики сопровождали высокопоставленного чиновника минобороны России, который находится с визитом в Венесуэле.
На переговоры с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро в Каракас 30 октября прибыл секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.
Однако подтверждений, что российские бомбардировщики сопровождали секретаря Совбеза России, нет.