Разработка нефти в Канаде набирает обороты: годовой объём инвестиций в отрасль составляет $19 млрд. Крупные компании – такие, как Syncrude Canadа, Royal Dutch Shell и Imperial Oil Ltd («дочка» Exxon Mobil) – ищут место, куда сливать загрязнённую воду – побочный продукт при производстве разных видов жидкого топлива.
К 2022 году объём такой воды возрастёт настолько, что она заполнит резервуар площадью нью-йоркского Центрального парка и глубиной более 3 метров.
Чтобы решить эту проблему, компании-нефтедобытчики составили план, который призван превратить север канадского штата Альберта в рукотворный «озёрный край». Несколько из них уже получили от местных властей разрешение заполнять опустевшие карьеры, где добывался нефтяной песок, токсичной водой с нефтеперерабатывающих заводов.
Участники «зелёного» движения страны в тревоге: уже был случай, когда в рукотворном пруду для слива воды с завода Syncrudе погибло 1600 уток. Неизвестно, как отразится появление таких водоёмов на экосистемах Канады – тайге и болотах.
«Мы играем в русскую рулетку с нашими главными экосистемами, - говорит Дэвид Шиндлер, профессор экологии в Университете Альберты. – В этой смеси токсических элементов ничто не будет жить, кроме некоторых бактерий. Опасность возникновения непредвиденных ситуаций намеренно замалчивается».
Bloomberg приводит яркий пример одной такой «непредвиденной ситуации». В 1982 году грунтовые воды заполнили заброшенный медный рудник. Вода из этого нового озера, насыщенная тяжёлыми металлами и кислотами, грозит вылиться в русла рек и отравить их, сделав опасными в том числе для человека.