Вход / Регистрация
10.11.2024, 02:57
/ Новости сайта / Космос / Марсоход Curiosity возвращается к нормальной работе после проблем с электрической системой
Марсоход Curiosity возвращается к нормальной работе после проблем с электрической системой
28.11.2013 Руководители миссии
Curiosity объявили о том, что марсоход вернулся к выполнению
запланированных научных операций после вынужденного шестидневного
перерыва, который потребовался для диагностики и устранения неполадок в энергетической системе аппарата,
связанных с возникновением так называемого "мягкого" короткого
замыкания.
"Мягкое" короткое замыкание представляет собой утечку некоторого количества электрической энергии через какой-нибудь материала, частично проводящий электрический ток, т.е. имеющий относительно высокое электрическое сопротивление. Энергетическая система и электроника марсохода Curiosity спроектированы с достаточным уровнем избыточности, что позволяет аппарату без затруднений справляться с подобными затруднениями, но причиной приостановки деятельности аппарата и беспокойства инженеров миссии было падение напряжения на основной энергетической магистрали марсохода, что могло сказаться на качестве работы остальных его узлов и научных инструментов.
Путем анализа поступающих телеметрических данных инженеры миссии определили, что местом "мягкого" короткого замыкания является собственно источник энергии марсохода Curiosity, радиоизотопный термоэлектрический генератор Multi-Mission Radioisotope Thermoelectric Generator. Этот генератор преобразует в электрическую энергию тепло, выделяемое шариками радиоактивного плутония-238, и подает эту энергию на главную магистраль, через которую энергия распределяется между всем потребителями.
Самовосстановление уровня бортового напряжения после "мягких" коротких замыканий не является для исследователей космоса абсолютно новым и неожиданным событием. Такие случаи уже происходили с другими космическими аппаратами, источником энергии которых являются радиоизотопные термоэлектрические генераторы. Ярким примером тому служит космический аппарат Cassini, который выполняет исследования Сатурна и прилегающих к нему областей космического пространства. За всю свою историю аппарат Cassini испытал несколько случаев возникновения "мягких" коротких замыканий, а напряжение в его бортовой сети каждый раз возвращалось к нормальному уровню.
Одним из первых признаков возвращения марсохода Curiosity к нормальной деятельности является серия новых пока еще необработанных изображений, снятых камерой Mars Hand Lens Imager (MAHLI), установленной на конце роботизированного манипулятора аппарата. Среди всех снимков имеется несколько изображений, на которых крупным планом видны все шесть 20-дюймовых колес марсохода. Поверхность колес имеет признаки достаточно сильного износа. "Износ покрытия колес марсохода находится на вполне ожидаемом уровне" - рассказывает Мэтт Хеверли (Matt Heverly), один из "водителей" марсохода, - "Толщина металла колес составляет всего 0.75 миллиметра, поэтому при движении тяжелого аппарата по острым скалам неизбежно появление вмятин и даже отверстий с рваными краями".
Помимо серии снимков, сделанных марсоходом Curiosity, аппарат помести в приемный отсек бортовой аналитической химической лаборатории порошок, полученный с помощью бурильной установки. За всю историю нахождения аппарата на поверхности Красной Планеты это уже второй раз использования такого способа получения образцов для анализа, первый был произведен во время выполнения бурильных операций в месте под названием Cumberland, который был произведен около шести месяцев назад. Анализ полученных образцов уже выполняется и ученые ожидают вскоре получить множество новых данных, которые позволят им проникнуть глубже в геологическую историю Марса.
dailytechinfo.org
"Мягкое" короткое замыкание представляет собой утечку некоторого количества электрической энергии через какой-нибудь материала, частично проводящий электрический ток, т.е. имеющий относительно высокое электрическое сопротивление. Энергетическая система и электроника марсохода Curiosity спроектированы с достаточным уровнем избыточности, что позволяет аппарату без затруднений справляться с подобными затруднениями, но причиной приостановки деятельности аппарата и беспокойства инженеров миссии было падение напряжения на основной энергетической магистрали марсохода, что могло сказаться на качестве работы остальных его узлов и научных инструментов.
Путем анализа поступающих телеметрических данных инженеры миссии определили, что местом "мягкого" короткого замыкания является собственно источник энергии марсохода Curiosity, радиоизотопный термоэлектрический генератор Multi-Mission Radioisotope Thermoelectric Generator. Этот генератор преобразует в электрическую энергию тепло, выделяемое шариками радиоактивного плутония-238, и подает эту энергию на главную магистраль, через которую энергия распределяется между всем потребителями.
Самовосстановление уровня бортового напряжения после "мягких" коротких замыканий не является для исследователей космоса абсолютно новым и неожиданным событием. Такие случаи уже происходили с другими космическими аппаратами, источником энергии которых являются радиоизотопные термоэлектрические генераторы. Ярким примером тому служит космический аппарат Cassini, который выполняет исследования Сатурна и прилегающих к нему областей космического пространства. За всю свою историю аппарат Cassini испытал несколько случаев возникновения "мягких" коротких замыканий, а напряжение в его бортовой сети каждый раз возвращалось к нормальному уровню.
Одним из первых признаков возвращения марсохода Curiosity к нормальной деятельности является серия новых пока еще необработанных изображений, снятых камерой Mars Hand Lens Imager (MAHLI), установленной на конце роботизированного манипулятора аппарата. Среди всех снимков имеется несколько изображений, на которых крупным планом видны все шесть 20-дюймовых колес марсохода. Поверхность колес имеет признаки достаточно сильного износа. "Износ покрытия колес марсохода находится на вполне ожидаемом уровне" - рассказывает Мэтт Хеверли (Matt Heverly), один из "водителей" марсохода, - "Толщина металла колес составляет всего 0.75 миллиметра, поэтому при движении тяжелого аппарата по острым скалам неизбежно появление вмятин и даже отверстий с рваными краями".
Помимо серии снимков, сделанных марсоходом Curiosity, аппарат помести в приемный отсек бортовой аналитической химической лаборатории порошок, полученный с помощью бурильной установки. За всю историю нахождения аппарата на поверхности Красной Планеты это уже второй раз использования такого способа получения образцов для анализа, первый был произведен во время выполнения бурильных операций в месте под названием Cumberland, который был произведен около шести месяцев назад. Анализ полученных образцов уже выполняется и ученые ожидают вскоре получить множество новых данных, которые позволят им проникнуть глубже в геологическую историю Марса.
dailytechinfo.org
 
Комментарии 1
0
att_aw21w
28.11.2013 20:36
[Материал]
К вопросу об плутония-238
Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2013-11-28-55198 http://compulenta.computerra.ru/universe/explore/10010267/ ".....В том же 1992-м США предусмотрительно купили у России 30 кг плутония-238 — по цене $200 тыс. за килограмм, и именно на нём запускаются аппараты, работающие далее пояса астероидов, — все эти New Horizons и пр. Что тут скажешь... С одной стороны, мы, конечно, не первые: индейцы продали Манхэттен даже дешевле; с другой — у нас после распада СССР этот плутоний в космос всё равно не полетел, так что лучше неравноправная торговля, чем отсутствие исследований вообще. Но этот волшебный источник несколько лет назад иссяк — как раз в год отправки Curiosity, питающегося от российского плутония. За новые партии мы запросили по $6 млн за килограмм, чего НАСА позволить себе не могло. В итоге аэрокосмическое ведомство запустило программу возобновления производства плутония. И два года подряд получало на неё деньги — а на третий ему отказали. Последствия печальны: плутония мало, а будет ещё меньше. И даже если деньги всё-таки дадут, производить на них получится только 1,5 кг в год, чего хватит лишь на одну заастероидную миссию в пятилетку. Да что там заастероидную: Curiosity питался почти от 5 кг этого топлива, то есть даже марсоход на таких скоростях наработки посылать можно не чаще раза в 3,5 года. Более серьезные миссии, такие как посылка аппарата для исследования Европы, ранее планировавшаяся НАСА, потребуют до 25 кг, а где они? Но это только часть правды: по некоторым данным, кроме космического использования, часть этого изотопа до какого-то момента (а может, и сейчас) шла на сугубо секретные цели, о которых — молчок. Поэтому ограничимся письменным намеком: глубоководные разведывательные миссии. Уран, как ни крути, — высокорадиоактивное вещество, и при падении выводящей зонд ракеты он может оказаться в атмосфере. С плутонием-238 угроза для здоровья серьёзно корректируется: человек способен пережить даже внутривенную инъекцию этого вещества....." |